В год написания данной статьи, если уж позволите назвать этот текст столь обязывающим словом, произошло интересное совпадение — день рождения Ларса фон Триера оказался в календарной близости к празднику Светлого Христова Воскресения у православных христиан. Именно это соседство одной даты к другой побудило меня написать то, что вы видите в данный момент. Я хотел бы рассказать вам, как Триер, будучи скандальным и провокационным режиссёром, донёс в своё время до зрителя значение жертвенной любви через архетипические образы и события, запечатлённые в киноленте «Рассекая волны».
Первая картина трилогии «Золотое сердце» начинается довольно интересным образом: девушка по имени Бесс (Эмили Уотсон), проживающая в суровой протестантской общине, предстаёт перед духовенством своего поселения и повествует о том, что она собирается выйти замуж за чужестранца. Под чужестранцем понимается тот человек, который просто не проживает в общине — его зовут Яном (Стеллан Скарсгард), и он работает на буровой.
Спустя несколько минут фильма мы можем увидеть, как разворачиваются дальнейшие события: Бесс встречается с Яном, они играют свадьбу и проводят время друг с другом. Бесс познаёт счастье интимной близости с близким человеком, а Ян удивляется отсутствию у неё сексуального опыта.
Данная ситуация задаёт определённую систему отношений: Бесс представляется зрителю деревенской дурочкой, которая выросла в контексте протестантского фундаментализма и не познала всех прелестей жизни, в отличие от Яна, который являет собой весьма доминантную фигуру в силу опыта и знаний, недоступных Бесс. Но разве не было сказано, что «последние станут первыми»?
К сожалению, без спойлеров не обойтись, поэтому если вы не хотите портить впечатление от просмотра, то обязательно посмотрите этот фильм, а потом возвращайтесь сюда.
Отношения продолжают развиваться и в скором времени Бесс вынуждена переживать разлуку с Яном. Муж уезжает на буровую, а жена томится по нему и разбавляет своё подавленное состояние редкими разговорами с любимым по телефону, а также общением с Богом в местной церквушке без колоколов. Отсутствие колоколов, равно как и особый погребальный обряд по отношению к грешникам, которых проклинают перед засыпанием гроба землёй, ещё одна деталь, отличающая уклад показанной общины от других христианских собраний.
Бесс не хватает терпения, чтобы преодолеть вынужденное расставание, и она просит у Бога, чтобы Ян вернулся домой. И — о, чудо! — Ян действительно возвращается… искалеченным после несчастного случая на производстве.
Общение Бесс с Богом отображено таким образом, что мы не можем доподлинно узнать, действительно ли Бесс общается с Абсолютом или выдумывает “божественные” ответы в своей голове, а уже затем произносит их своим видоизменённым голосом. У нас нет уверенности в реально существующем богообщении главной героини. В некоторых кинолентах, к примеру, подобного рода интрига создаётся специально, чтобы избежать однозначности. Кому понравится, если с экрана всё будет подаваться на блюдечке с голубой каёмочкой?
Однако, как мы видим, образовалась причинно-следственная связь: Бесс помолилась Богу о возвращении Яна и муж вернулся. В самую пору задуматься о том, что божественная реальность имманентно присуща миру киноленты, но всё разрешается простой ссылкой на стечение обстоятельств, как это обычно бывает в нашей жизни. Кто гарантирует, что именно молитва послужила двигателем для возникновения необратимых процессов, в конце концов обусловивших паралич Яна?
Теперь Бесс вынуждена проводить время со своим мужем в больнице. Её поддерживает Дороти (Катрин Картлидж) — жена покойного брата главной героини, — которая работает в медицинском учреждении. Естественно, Ян находится в состоянии упадка: он хочет то ли способствовать тому, чтобы Бесс оставила его и была счастлива, то ли желает, чтобы Бесс была с ним, но не хочет себе в этом признаваться. Он убеждает Бесс в том, что ей необходимо найти любовника именно ради него самого, ведь таким образом она будет способствовать его выживанию. Ещё одна причинно-следственная связь, которая выглядит совершенно абсурдной. Но разве не было сказано «credo quia absurdum»?
В этой связи Бесс идёт во все тяжкие. Сначала робко, небрежно, а затем расходясь до такой степени, что начинает искренне верить в то, что все эти развратные действия помогают Яну, поскольку ему, как кажется Бесс, становится лучше. Оппозиция в лице Дороти пытается наставить героиню на истинный путь, но представление об истине у наших персонажей различается явно: Бесс общается с Богом, а Дороти только лишь оперирует рациональным взглядом на жизнь. К попытке вернуть главную героиню в привычное русло прибегает и лечащий врач — доктор Ричардсон (Эдриан Роулинс). Он заводит разговор о том, что Бесс не следует ложиться с каждым встречным в постель, потому что это ни к чему не приводит, но она настойчиво утверждает обратное. Бесс считает, что Бог для каждого уготовил своё, а поэтому что дано, то дано — талант есть у каждого.