Расцвет Республики — как стартовал самый амбициозный проект по «Звёздным войнам» последних лет

Делимся впечатлениями от первых книг и комиксов, а заодно разбираемся, чего ждать дальше.

5 января в США стартовал «Расцвет Республики» (The High Republic) — новый масштабный проект по Star Wars, который хотя бы первое время планируют развивать исключительно с помощью книг и комиксов.

Планы у авторов очень амбициозны: The High Republic планируют растянуть на три фазы общей продолжительностью в несколько лет. Уже на первый год анонсировано порядка полутора десятков произведений, среди которых взрослые и подростковые романы, детские повести, серии комиксов, графические романы и даже манга. Мы ознакомились с первой волной продукции и делимся впечатлениями.

Рождение света

В додиснеевскую эпоху книги и комиксы играли ключевую роль в развитии вселенной «Звёздных войн». Они предлагали читателям самостоятельные сюжеты, новых ярких персонажей и не пытались повторять то, что все уже видели на экране.

Именно из печатной продукции фанаты узнали, что Хан и Лея сыграли свадьбу и стали родителями трёх чудесных ребятишек, Новая Республика и Осколок Империи заключили мир и стали союзниками, а Люк Скайуокер нашёл себе пару в лице очаровательной и смертоносной рыжеволосой красотки, которая при первой встрече едва его не убила.

Именно в книгах впервые появился гранд-адмирал Траун, воскрес Палпатин, а недобитые имперские военачальники стали массово вкладываться в строительство новых супероружий. Правда, последние два пункта едва ли можно внести в плюсы.

Первые годы книги по «Звёздным войнам», как правило, рассказывали одиночные и законченные истории, лишённые сквозных сюжетных линий. Однако когда в 1999-м лицензия перешла от Bantam Spectra к Del Rey, новый правообладатель решил встряхнуть франшизу и задумал масштабный межавторский проект, получивший название «Новый орден джедаев».

В «Новом ордене» Республика и джедаи столкнулись с неведомой доселе угрозой — расой жестоких и агрессивных захватчиков, которые к тому же были совершенно невидимы в Силе. Лишь ценой значительных усилий и чудовищных жертв героям удалось одержать верх.

«Новый Орден джедаев» растянулся на 19 книг, выходивших в течение пяти лет. Многие из книг цикла входят в число наиболее мрачных, драматичных и атмосферных произведений, когда-либо выходивших под брендом «Звёздные войны». На волне успеха Del Rey запустило ещё две межавторских серии, «Наследие Силы» и «Судьбу джедаев», но ни один из двух новых проектов и близко не сумел повторить успех «НОДа».

А затем Lucasfilm была продана Disney, новый владелец с ходу анонсировал новую кинотрилогию, а книги и комиксы превратились в сопутствующие товары, заполняющие лакуны, оставшиеся в повествовании после выхода очередного фильма.

Директора Lucasfilm Publishing Майкла Сиглейна едва ли устраивало такое положение дел, и он несколько лет вынашивал идею создания очередного масштабного издательского проекта. Наконец, в 2018 году, когда на студии уже подходила к концу работа над девятым эпизодом, Сиглейн получил зелёный свет на реализацию своей идеи.

Великолепная пятёрка и Сиглейн

Для участия в новом проекте Сиглейн пригласил пятерых авторов. В интервью он называет их «любимцами фанатов», но на самом деле настоящая любимица там лишь одна — Клаудия Грей. Она покорила сердца поклонников Саги подростковым романом «Утраченные звёзды», и с тех пор каждая новая книга писательницы вызывала приличный ажиотаж.

Достижения остальной четвёрки несколько скромнее. Чарльз Соул — сценарист нескольких весьма годных серий комиксов, в том числе «По Дэмерона» и «Дарта Вейдера: тёмного повелителя ситхов» (кстати, омнибус со всем раном Соула вышел на русском языке как раз в конце прошлого года).

Кэван Скотт написал несколько детских книжек и сочинил сценарий для добротного аудиоспектакля «Дуку: Потерянный джедай».

А вот Дэниель Хосе Олдер и Джастина Айленд запомнились скорее своими выступлениями в твиттере и политической позицией, нежели творчеством. Единственный роман Олдера по «Звёздным войнам» совершенно ужасен, зато именно благодаря его петиции начиная с 2016 года лауреаты Всемирной премии фэнтези вместо бюста «жуткого расиста и ретрограда» Говарда Лавкрафта получают статуэтку стоящего на фоне луны дерева.

Чего боятся джедаи?

Пятёрка авторов встретилась с членами Сюжетной группы (подразделение Lucasfilm, отвечающее за единство канона и помощь авторам и сценаристам в разработке новых идей) на «Ранчо Скайуокера» и устроила мозговой штурм.

У каждого был свой подход к поиску вдохновения. Чарльз Соул первым делом пересмотрел все фильмы саги, чтобы ещё раз выделить, чем именно привлекают людей «Звёздные войны», а Клаудия Грей черпала идеи за пределами далёкой-далёкой галактики — в «Дюне» и «Артуриане».

По итогам первого мозгового штурма авторы разработали пять отдельных идей, из элементов которых и сложилась итоговая концепция, которую можно охарактеризовать фразой «Чего боятся джедаи?».

Расцвет под угрозой

За двести лет до событий первого эпизода в галактике царят мир и покой. Это время прогресса, исследований и благоденствия. Верховный канцлер Лина Со стремится привести к процветанию все без исключения миры Республики, а джедаи не прячутся за стенами Храма, а странствуют по всей галактике, познают тайны Силы и помогают всем, кому требуется помощь.

Грядёт великий день — открытие космической станции «Маяк „Звёздный свет“» — аванпоста и оплота Республики во Внешнем кольце, который должен принести дополнительную стабильность в этот регион галактики.

Однако за месяц до открытия случается катастрофа. Огромный корабль «Наследный путь», перевозящий колонистов на одну из планет Внешнего кольца, терпит крушение прямо в гиперпространстве. Обломки развалившегося на части судна в произвольных точках выскакивают из гиперпространства и на огромной скорости несутся вперёд, уничтожая всё на своём пути. Большая часть обломков появляется в системе Хетцаль, но оказавшемуся поблизости контингенту джедаев путём невероятных усилий удаётся предотвратить самое страшное.

Однако затем новые обломки начинают появляться и в других системах Внешнего кольца, и там уже их не ждут готовые на любые подвиги воины Ордена. Опасаясь повторения подобного инцидента, получившего название Великое бедствие, канцлер Со запрещает гиперпространственные перелёты в целом регионе галактики и поручает джедаям разобраться в причинах трагедии.

Тем временем по оказавшимся отрезанными от большой галактики планетам начинают наносить удары члены жестокой банды мародеров и убийц — нигилов. Их корабли появляются и исчезают внезапно, не обращают никакого внимания на запреты канцлера Со и в принципе игнорируют все мыслимые правила перемещения в гиперпространстве. А ещё они, по всей видимости, более чем готовы бросить вызов Республике и джедаям.

Три фазы

У авторов далеко идущие планы на развитие новой эпохи. Майкл Сиглейн заявил, что события «Расцвета Республики» будут развиваться в несколько ступеней. Первая фаза, получившая название «Свет джедаев», началась в этом январе и продлится до 2022 года, затем ей на смену придут два следующих этапа: «Призвание джедаев» и «Испытание джедаев».

Внутри каждой фазы будет выходить огромное количество продукции —взрослые и подростковые романы, детские повести, комиксы и графические романы и даже манга. Цель проекта — охватить как можно большее количество аудитории, причём авторы стараются привлечь людей, которые в принципе ничего не знают о «Звёздных войнах».

Сиглейн, разумеется, советует фанатам следить за всей выходящей в рамках проекта продукцией, но говорит, что при желании достаточно следить и за одним конкретным медиумом. И этого действительно будет достаточно, если вы выберете взрослые романы. Судя по первым впечатлениям, все наиболее значимые события проекта случаются именно в них, в то время как вся остальная продукция — не более чем филлеры.

Свет джедаев

Честь открыть новую эпоху досталась Чарльзу Соулу, написавшему роман «Свет джедаев». Прежде по «Звёздным войнам» Соул сочинял только комиксы, но на его счету числится два оригинальных романа, удостоившихся высоких отзывов читателей.

«Свет джедаев» в этом плане не стал исключением и также получил в целом тёплый приём у фанатов. Автору удалось достоверно изобразить атмосферу века процветания, больших свершений, великих открытий и амбициозных начинаний. Соул рисует совершенно другую галактику, где практически все встречные герои справедливы и благородны, политики заботятся о своих избирателях, а джедаи помогают беспомощным и беззащитным, не заботясь о границах своих полномочий, вердиктах Верховного канцлера или политических последствиях своих поступков.

Не очень, правда, понятно, как всего за два столетия Республика настолько выродилась, что и думать забыла об экспансии и процветании, амбициозных идеалистов и визионеров смерили беспринципные казнокрады и коррупционеры, а джедаи из воинов света стали бюрократами на службе у Сената. Но, возможно, авторы коснутся темы упадка в конце проекта.

Плюс, если вспомнить времена Старой Республики, то там ведь тоже хватало мрачности, а джедаи были не самыми однозначными героями. Понятно, что сейчас это не канон (хотя ходят же слухи о новой части KOTOR), но вопросы всё равно возникают.

Другое достоинство книги — это динамичный, постоянно держащий в напряжении сюжет. Роман состоит из трёх примерно равных частей. В первой джедаи, республиканцы и гражданские силы системы Хетцаль пытаются спасти обитаемые планеты от гибели, и каждая глава предваряется счётчиком, ведущим обратный отсчёт до неминуемой катастрофы.

Воспевая героизм джедаев и простых пилотов, Соул порой скатывается в пафос, но здесь это выглядит абсолютно уместным. Авторы сравнивали «Расцвет Республики» с романами о Камелоте и рыцарях Круглого стола, и это сравнение ярче всего выражается именно в уместном пафосе, воспевающим благородство и самопожертвование персонажей.

Во второй части темп повествования несколько замедляется, а безумная гонка со временем сменяется вдумчивым расследованием причин катастрофы, перемежаемым главами, в которых читатель впервые изнутри знакомится с обществом нигилов и их идейным вдохновителем Маркионом Ро.

И, наконец, в третьей части Республика и джедаи впервые сходятся с нигилами в сражении, а градус накала опять значительно возрастает. Но даже когда темп замедляется, сюжет остаётся весьма динамичным.

Соул — отличный рассказчик, который прекрасно понимает, как цеплять внимание читателя. Он дробит повествование на полсотни коротких глав, каждая из которых обрывается небольшим клиффхэнгером. Поскольку в книге довольно много персонажей и несколько параллельных сюжетных линий, подобное дробление создаёт эффект живого и богатого мира, в котором одновременно происходит много всего интересного.

Однако у этого приёма есть и обратная сторона. Соул крайне внимателен к мелким деталям, даёт слово эпизодическим персонажам, мелькающим в кадре на пару глав, но зато видящим происходящее своими глазами. Да и в целом все без исключения действующие лица — колоритные, разношёрстные и заслуживающие более близкого знакомства личности, но из-за дроблёной структуры повествования именно этого-то близкого знакомства и не получается.

Герои поданы колоритно, но схематично, мазками, у Соула не выходит ни глубоко погрузиться в их характеры, ни показать какое-либо развитие кроме как пафосного превозмогания любой возникшей на пути трудности. По сути, единственный персонаж, добившийся хоть какого-то роста над собой, — это падаван Белл Зеттифар, освоивший искусство падения с большой высоты, не разбиваясь. С другой стороны, нельзя сказать, что у него был выбор.

Вторая претензия к персонажам заключается в том, что все они получились слишком уж идеальными. Джедаи-то понятно, рыцари без страха и упрёка, но даже в таком идеальном и продвинутом обществе как Республика времён Расцвета всё равно должны быть воры, предатели и коррупционеры, но среди героев романа их (за одним исключением) попросту нет. Так не бывает.

Но, пожалуй, главная проблема даже не романа, а всего цикла заключается в том, что нигилы как противники пока вообще не впечатляют. Да, это колоритные мародёры, словно пришедшие из какого-нибудь «Безумного Макса», они могут незамеченными шастать по всей галактике, они любят пугать своих соперников и дерутся грязно и не вспоминая о чести. Но, серьёзно, это всё равно довольно немногочисленная толпа обычных разбойников, для борьбы с которым даже не нужны джедаи — хватит более-менее крупного боевого соединения с компетентным адмиралом на борту.

Чтобы превратить их в ровню джедаям Маркиону Ро понадобится что-то кроме фокусов с двигателями Пути, которые и позволяют налётчикам нарушать законы путешествия в гиперпространстве. Но это, видимо, будет уже другая история.

Проверка на смелость

«Проверка на смелость» Джастины Айленд привлекла внимание фанатов ещё задолго до выхода, в первую очередь благодаря личности главной героини — шестнадцатилетней Вернестры Роу, которая уже в пятнадцать стала полноценным рыцарем-джедаем. Джедайский вундеркинд, короче.

Действие книги разворачивается параллельно событиям «Света джедаев». Два нигила-террориста уничтожают республиканский лайнер, но четвёрке пассажиров удаётся спастись и добраться до ближайшей пригодной для жизни планеты. Среди этой четвёрки та самая Вернестра Роу, четырнадцатилетний падаван Имри, двенадцатилетняя дочка республиканского сенатора Эвон Старрос и её одногодка Хонести Вэфт, сын посла одной из планет Внешнего кольца, правительство которой подумывает о вступлении в Республику.

Персонажам приходится преодолевать различия и выживать на суровой покрытой джунглями планете, где каждую ночь идут кислотные дожди. Словно этого мало, ещё и нигилы приземляются на той же планете и разыскивают выживших, чтобы довести начатое на борту лайнера до конца.

И если «Свет джедаев» действительно задаёт правила игры и закладывает фундамент для всего цикла, то «Проверка на смелость» — самый настоящий филлер, связанный с эрой Расцвета только условно.

Да, в тексте встречаются отсылки на Великое Бедствие, «Звёздный свет» и нигилов, но убери их — и ничего ровным счётом не изменится, это история могла случиться хоть во времена Войн клонов, хоть при Новой Республике, в тот короткий промежуток времени, когда Люк Скайуокер ещё брал учеников и не поссорился с собственным племянником.

По сути, перед нами психологическая (с поправкой на возраст 8-12 лет) драма о выживании на необитаемой планете, причём акцент сделан не на практических вопросах выживания (по сути, герои просто приземляются, несколько часов топают по пересечённой местности, а затем находят пещеру и сидят там), а на переживаниях и происходящих в душе изменениях.

Персонажи получились довольно любопытными, хотя автору и не удаётся показать, как именно трудности сказались на них. Самое серьёзное испытание переживают Имри и Хонести, но это совершенно логично, учитывая что именно они потеряли в катастрофе лайнера близких. Самой яркой получилась дочка сенатора — эдакий Шелдон в юбке, который отлично ладит с механизмами и плохо — с живыми существами.

А вот самой скучной как раз оказалась главная героиня. Джедай-вундеркинд не демонстрирует ничего, что оправдало бы присуждение ей рыцарского звания в 15 лет. Ну не считать же признаком высокого мастерства создание ею светового хлыста?

Пожалуй, главным сюрпризом вроде бы детской книжки стала совсем не детская жестокость случившихся с героями событий. Айленд не только в первых же главах пустила в расход целый лайнер с тысячами находящихся на его борту живых существ, но и не пощадила местную версию маленькой обезьянки, к которой только-только привязался лишившийся учителя Имри.

А что в комиксах

Пожалуй, стартовавшая 5 января серия комиксов за авторством Кэвана Скотта получилась пока самой скучной. Первый выпуск знакомит нас с двумя главными героями серии — угрожающего вида трандошанином Сскиром и его самовольной ученицей по имени Кив Треннис.

Кив успевает продемонстрировать и свой характер, и своё мастерство, но всё равно по сравнению с происходящими вокруг событиями сюжет комикса показался слишком уж банальным, местечковым и незначительным — главная героиня всего лишь спасла поселение назойливых летающих импов от стаи гигантской космической саранчи.

Правда, последние страницы первого номера и появившиеся в сети превью следующих намекают, что дальше события приобретут более неожиданный поворот, а джедаи столкнутся с угрозой в своих собственных рядах.

Ну и как проект в целом?

Пока что «Расцвет Республики» оставляет двойственные впечатления. С одной стороны, это первый масштабный проект с начала диснеевской эры, который опирается исключительно на печатную продукцию. Кроме того, впервые Disney и Lucasfilm перестали цепляться за ностальгию и всем известных персонажей и предложили фанатам совершенно новую эру с совершенно новыми (Йода не в счёт) героями.

Причём количество новых персонажей превышает все мыслимые пределы, но именно это богатство пока и мешает поглубже погрузиться в характер хотя бы нескольких из них. Кроме того, происходит определённое распыление контента — книг и комиксов вроде бы выше крыши, но если, допустим, отбросить в сторону откровенно детские вещи, остаётся всего одна серия комиксов, да пара романов. Достаточно, чтобы в целом быть в курсе происходящего, но нужно быть готовым, что отдельные события будут проскакивать мимо.

Пока что проект выглядит состоятельно с финансовой точки зрения. Роман Соула вторую неделю не покидает список бестселлеров «Нью-Йорк Таймс», а Marvel ещё до релиза первого номера на одних только предзаказах отгрузила 200 тысяч экземпляров комикса и отправило выпуск уже на третий тираж. Долго ли продлится подобный ажиотаж? Сложно сказать, но недостатка в контенте в ближайшие годы точно не будет.

Что же дальше

2 февраля выходит подростковый роман Клаудии Грей «Во тьму». Герои книги — группа отправлявшихся на «Звёздный свет» джедаев и экипаж везущего из корабля — застряли на заброшенной станции. И тут выяснятся, что станция эта не совсем заброшенная и таит секреты, которым лучше никогда и не увидеть света.

В конце февраля (если повезёт, в последнее время у издательства IDW жуткие перебои с поставками новых номеров) стартует детская серия комиксов «Расцвет Республики: Приключения». В центре внимания окажется Йода, который с группой падаванов путешествует по галактике, готовя малышей к жизни за пределами Храма.

Летом выходит второй взрослый роман — книга Кэвана Скотта «Грядущий шторм». Республика пытается прийти в себя после Великого Бедствия, но нигилы уже готовят новый удар. Информации о книге мало, но автор уже проговорился, что одним из главных героев будет наёмница, основным оружием которой служит… световой меч.

Следом за этим романом на прилавки хлынет целый поток детских и подростковых книжек, графических романов и даже манга, созданная Джастиной Айленд в соавторстве с японскими мангаками Симой Синьей и Мидзуки Сакакибарой.

Авторы продолжают надеяться, что «Расцвет Республики» привлечёт к миру «Звёздных войн» даже тех, кто не знаком с фильмами. Но зачем этим людям начинать знакомство с далёкой-далёкой галактики именно с «Расцвета Республики»? На этот вопрос ответа они пока не дают.

 

Источник

Читайте также

Меню