Увидеть Терри Айвз можно было во втором сезоне «Очень странных дел». Сыграла мать Одиннадцатой актриса Эйми Маллинс. Вот только состояние женщины на момент действия сериала таково, что зритель не знает, что у нее происходит внутри. Она находится в вегетативном состоянии, не осознавая, что происходит вокруг нее.
А в «Подозрениях» мы видим совсем юную студентку Терри, которая совершенно случайно попадает в программу «МК Ультра», решив подзаработать и подменив свою соседку в общежитии, которая не захотела продолжать участие в психологическом эксперименте. Если бы Айвз не решила заработать дополнительных денег, то с ней бы ничего не произошло и ее дочь не стала бы частью программы Мартина Бреннера (Мэттью Модайн).
Если «Очень странные дела» ощущались веселым подростковым приключением в духе «Оно» Стивена Кинга или книжного цикла «Ужастиков» от Р. Л. Стайна, то «Подозрения» — книга больше психологическая.
Гвенда Бонд максимально подробно разбирает все эксперименты, в которых участвует Терри, расписывает в деталях эффекты от принятия психотропных препаратов и, главное, многократно повторяет все эти описания. Это призвано показать, как Айвз из заинтересованной в исследовании студентки постепенно превращается в безвольную рабыню, которая не может покинуть лабораторию. Если сначала эксперименты интриговали девушку, то со временем она стала их заложником, препараты превратились в пытку, от которой не убежать.
Гвенда Бонд отлично работает с контекстом, показывая, как всего за четыреста страниц Терри проходит все стадии принятия своего нового положения. Самое интересное здесь — это то, что зритель уже видел Айвз в будущем. Как в старых детективах, когда убийцу раскрывали в первой главе, а все остальные подводили к совершению преступления. Точно так же и в «Подозрениях» фанатам показывают, что привело мать Одиннадцатой к ее текущему состоянию.
Кстати, в начале книги она не знает, что беременна (в центре истории не подростки, а молодые взрослые!). Это, пожалуй, самая сильная линия в книге — девушка узнает, что у нее есть ребенок в тот момент, когда уже плотно вовлечена в работу в лаборатории и не может покинуть ее.
Все препараты, которые она принимает, влияют и на будущего ребенка. Из-за этого у Одиннадцать будут силы, превосходящие ее мать.
Понятно, почему вся эта линия не попала в сериал и осталась в нем преимущественно за кадром — это слишком жестокие темы для подросткового сериала, который создан, чтобы его смотрели всей семьей. Доктор Мартин Бреннер, увидев в Терри и ее ребенке потенциал, ломает Айвз психологически, превращая из уверенной в себе девушки в безвольную исполнительницу любых его требований.
Вообще характер самого Бреннера в книге раскрыт лучше, чем в первом сезоне сериала. Здесь он моложе — на самом старте своих исследований в лаборатории Хоукинса. Тем не менее, Мартин убежден, что может извлечь максимум из своих подопытных — он не жалеет их, не дает им поблажки, но упорно старается выглядеть другом. Иронично, что в мире, где есть чудовища из другого мира, настоящим монстром становится простой человек, одержимый экспериментами над людьми.
Это, конечно, совершенно не новая идея — она была и в «Очень странных делах», откуда перекочевала в приквел. Но подана она в «Подозрениях» не слишком топорно, за что спасибо автору.
В книге хватает камео знакомых фанатам персонажей. Я не буду называть их всех — и без того множество спойлеров в обзоре, но Гвенда Бонд постаралась совместить эпоху с тем, что было показано Netflix. Поэтому книга хорошо дополняет мир сериала, действительно раскрывая некоторые вещи, оставшиеся за кадром.
Эпоху Гвенда Бонд передает через новости по радио — высадка на Луну, распад Beatles, война во Вьетнаме. Кстати, в сюжете появляется отец Одиннадцатой, который не упоминался в сериале — из книги фанаты могут узнать, кем он бы и почему ни разу не был показан за три сезона (нет, им не был Мартин Бреннер).
При всех плюсах книги она мне показалась катастрофично неспешной. Я понимаю, что Гвенда Бонд хотела тягучим повествованием показать серость будней Терри, но я страдал вместе с Айвз — местами от чрезмерного количества деталей мне было откровенно трудно читать.
К тому же, если вы во время просмотра сериала представляли истоки экспериментов в Хоукинсе как нечто более жуткое, то «Подозрения» могут вас разочаровать. На деле все было гораздо приземленнее. Конечно, того, что есть, хватает, чтобы ужаснуть впечатлительного читателя, но в рамках сериала, где есть параллельные измерения с монстрами, все это… слишком просто?
Отечественное издание мне понравилось. Твердый переплет (125×200), суперобложка, под которой на черном фоне красное лого сериала, 416 страниц. Единственным расстроившим моментом стал буквальный (не литературный) перевод в некоторых местах. Буквально приходилось перечитывать, чтобы понять суть предложений. Впрочем, для знакомства с книгой это не станет проблемой.
Скоро у «Эксмо» выйдет еще один приквел к «Очень странным делам» — «Тьма на окраинах города». В этом романе Адам Кристофер расскажет о жизни Джима Хоппера в Нью-Йорке в 1977 году.
Источник