Как в старой прессе рекламировали культовую консоль и её аддоны.
Больше 3 лёт я коллекционирую различную консольную рекламу из зарубежных и отечественных игровых журналов. Сегодня у меня накопилось более 20 тысяч картинок, сортировкой и распределением которых я занимаюсь в свободное время.
Пока что собрал если не полную, то очень обширную коллекцию печатной рекламы Sega Mega Drive и её аддонов — Sega CD и Sega 32x. Собирал её по крупицам из сканов старых журналов, буклетов и с многочисленных зарубежных сайтов. Архив с коллекцией можно скачать (700 мб) из моего хранилища, а самые яркие примеры выкладываю на DTF.
Консоли
Запуском рекламной компании в США занимался Майкл Кац, бывший президент Atari Corporation. Маркетинговая кампания была направлена против Nintendo, а в качестве главного слогана выбрали Genesis does what Nintendon’t («Genesis может то, что не может Nintendo»). Этой стратегии придерживались ещё несколько лет, вплоть до доминирования Super Nintendo.
Sega также пыталась завлечь потенциального покупателя громкими именами. В ход пошли известные американские спортсмены и даже король поп-музыки Майкл Джексон. К сожалению, даже такая агрессивная реклама почти не работала. Sega продала в США 500 тысяч копий консоли из запланированного миллиона. Каца сняли с должности, а на его место поставили Тома Калински, который занимал этот пост до выхода Sega Saturn в США.
Sega позаимствовала у Nintendo политику Seal of Quality. Под этой маркировкой выходили игры, в качестве которых уже никто не сомневался. Подобную систему ввели после краха игрового рынка в 1983 году, когда прилавки магазинов наводнили однотипные низкокачественные продукты.
К выходу Super Nintendo в Sega of America основательно подготовились, и при каждом удобном случае подчеркивали, что на Genesis уже 150 игр, а на Super Nintendo почти не во что играть. Всяческое унижение конкурента в рекламе — норма для начала 90-х.
В Японии такой агрессивной рекламы не было. Запуск прошёл очень успешно, а лицом консоли стал Ито Сейко — один из пионеров японского рэпа.
В Южное Корее Mega Drive производили на заводах Samsung. В 80-е годы японским компаниям было запрещено торговать на местном рынке, поэтому Sega продала лицензию южнокорейскому гиганту. Вместо логотипа Sega на консоли красовался логотип Samsung.
Но вскоре Super Nintendo заняла лидирующую позиция на рынке и Sega постепенно теряла прибыль. Компания пошла на отчаянные меры и выпустила к устаревшей консоли два аддона — Sega CD и Sega 32x. Это ненадолго увеличило продажи Mega Drive, но существенных дивидендов так и не принесло. Выпуск аддонов — первая крупная ошибка, которая пошатнула позицию компании на рынке.
Позже Sega заключила соглашение с Victor (JVC) на выпуск консоли Wondermega — Sega Mega Drive со встроенным расширением Mega CD. Консоль имела очень футуристичный дизайн и новаторские технологии. Это была первая платформа, у которой подсвечивался лоток для дисков, а крышка закрывалась при нажатии на кнопку геймпад. Широкого распространения устройство так и не получило.
Консоль Sega CDX/Multi-Mega тоже провалилась. Мало кому был нужен гибридный Mega Drive за 400 долларов, когда вот вот должна выйти Sony PlayStation по цене в 299 долларов и Sega Saturn по цене CDX.
В рекламе Sega часто подчеркивали, что в консоли от Nintendo в основном играют дети, а вот Mega Drive — рассчитана на подростков и взрослых. Но одно дело рекламировать Mortal Kombat и совсем другое — завлекать покупателя легкой эротикой.
На закате жизненного пути Mega Drive и её аддонов в ход шли шутки ниже пояса. Вроде «О да! Ещё быстрее!» и «Мама, а что делают эти Сеги?».
Игры
Некоторая реклама сегодня выглядит очень смешно. Например, японская компания Renovation привлекала «профессиональных геймеров», мнение которых как-то могло повлиять на продажи.
В французской рекламе игр от Electronic Arts странный паренёк всегда позировал с открытым ртом и очень глупым выражением лица.
Рысь Бабси позиционировали сначала как убийцу, а позже как мощного конкурента Сонику. Сейчас об этом персонаже мало кто помнит.
Иногда к рекламе подходили очень креативно. Игру по мотивам блокбастера Jurassic Park представили в виде разворота энциклопедии.
В Японии всю информацию об играх рассказывали на красочных разворотах.
В похожем стиле позднее рекламировали многие западные проекты.
Кстати, на Sega CD вышла уникальная часть серии Shadowrun в стилистике аниме. Получилась странная смесь RPG и визуальной новеллы. К сожалению, игра так и не покинула пределы Японии
Как и многие другие игры в стилистике аниме или по мотивам популярных аниме-серилов. В начале 90-х издатели боялись рисковать. Они думали, что какой бы хорошей не была игра, но если на обложке есть персонажи аниме, то потенциальный покупатель скорее всего её проигнорирует.
Забавно сравнить японскую и западную рекламу Соника. В США синего ежа рекламировали с громкими эпитетами вроде «Лучшая игра всех времён».
В японской рекламе Соника представили в виде короткой манги.
А у земляного червяка Джима было всё крайне минималистично.
Серия Vectorman — ответ Sega на успех Donkey Kong Country. Компания хотела показать, что даже на устаревшем Mega Drive можно создать платформер, который не уступал бы по качеству главному хиту Super Nintendo.
Российские школьники второй половины 90-х обожали проводить время в шумных компаниях за игрой в очередную часть Streets of Rage (Bare Knuckle в Японии). Главное достоинство Streets of Rage — эстетика криминального мегаполиса и мощный танцевальный саундтрек.
Вульгарные игры всегда были с соответствующей рекламой. Boogerman не нуждается в представление, а вот с Test Drive II всё очень странно. Почему-то игроку рекомендуют запастись дополнительными трусами, хотя сама игра — спокойная и размеренная до зевоты.
Нередко преувеличивали и даже откровенно врали. В Ecco the Dolphin II не было трёхмерных уровней, только псевдо 3D. Захватывающее 3D-эпизоды на Sega CD — это жутко пережатые пререндеренные ролики.
Всеми «любимые» боевые жабы и другие игры от компании Tradewest.
На Mega Drive вышла немного упрощенная версия Street Fighter II. Но тут поражал сам факт её наличия на консоли. До выхода на консолях файтинг был эксклюзивом аркадных залов. В те годы файтинги не портировали на домашние консоли, но Street Fighter II сломал эту дурную политику.
ToeJam & Earl in Panic on Funkotron — сплошная сатира на недалеких обывателей и общество потребления. На планету Фанкотрон прибыли туристы с Земли, которые тотчас начали мусорить, шуметь и в общем — мешать спокойной жизни пришельцев. ТоуДжем и Эрл решили выдворить захватчиков. Они вооружились специальными метательными банками, в которые людей можно запаковать и отправить обратно на Землю.
Реклама игр от Konami всегда выдержана в одном стиле.
Японская и американская реклама Comix Zone. Вот она — разница двух культур. Японский художник попытался нарисовать рекламу в стиле западного комикса, но у него всё равно получилась манга.
Landstalker, Shining Force и Lunar — незаслуженное забытые JRPG, о которых помнят только преданные фанаты и любители ретро-игр.
«Ещё недавно тебе нужен был компьютер, чтобы играть в приключенческую игру уровня Phantasy Star II. Но отныне можно обойтись и без него» — западный слоган первой крупной ролевой игры на Mega Drive.
«За время прохождения Phantasy Star III ты женишься, постареешь и умрёшь три раза». И ведь не врали! В конце каждой главы Phantasy Star III предлагает выбрать одну из двух девушек, с которой можно завести отношения. Это приведёт к тому, что во второй главе игрок будет управлять их детьми, а уже в третьей — их внуками. Задолго до выхода первых игр от BioWare, уже существовала игра, где от выбора половинки зависел весомый кусок сюжета.
Реклама великой серии Strike от Electronic Arts.
«Никаких переговоров. Никакого перемирия. Сокруши своих противников. Завоюй Дюну» — слоган эпохальной Dune: The Battle for Arrakis.
Mortal Kombat стал популярен ещё до выхода на консолях, поэтому в пояснительной рекламе не нуждался. Бойцы, слоган, дата — три ключевых элемента каждого постера.
Небывалый уровень трехмерной графики в Virtua Fighter для Sega 32x. Первая успешная попытка перенести файтинг в 3D.
Castlevania: Bloodlines, Doom Troopers и Splatterhouse 3 — триумвират самых жестоких игр на платформе после Mortal Kombat.
Акцент на жесткость и взрослую аудиторию был и в проектах по мотивам комиксов от издательства Marvel.
Чертовски эффектная реклама трёх посредственных игр по кинолицензиям. Только Alien 3 был более менее играбелен, хоть и раздражал своими запутанными уровнями и чересчур завышенной сложностью.
Cool Spot — ныне забытый маскот газированного напитка 7up. Компания PepsiCo больше не использует персонажей в рекламе своей продукции.
Mega Drive широко славился своими платформерами по мотивам полнометражных фильмов от Disney.
Ёкодзуна, Гробовщик, Лекс Люгер — если вам знакомы эти имена, то вы точно играли в детстве в WWF WrestleMania: The Arcade Game.
Напоследок реклама три моих любимых игр на Mega Drive — Batman & Robin, The Lost Vikings и Beyond Oasis. Арт к последней должен был появится на обложке североамериканской версии, но по каким-то причинам от него отказались в пользу минималистичных зловещих глаз.
Источник: DTF