Классика young adult во всех смыслах.
Внезапно, но в 2015 году про ДДМС не говорил только ленивый. Этот опус окрестили такими воистину поэтическими образами, как “книга не для всех”, “суровая подростковая жизнь” и прочие “людей прочитавших сойдут с ума”. Успех дошел и до Роспотребнадзора, где её призывали запретить, были суды и разбирательства, книгу обвиняли в пропаганде “Роскомнадзора” и прочим потаканиям “группам смерти” вроде “Синего Кита”. В общем, не книга, а hidden classic, запретный плод, что-то на уровне раннего Уильяма Бэрроуза с его “Голым Завтраком”.
Но на деле всё куда менее прозаичнее. Книга обрела популярность, подняла продаж, словила тонну критических обзоров от книжных блоггеров… и забылась, как страшный сон. Несмотря на это, у продолжении (теперь уже трилогии), появилась своя верная база поклонников, особенно среди тех, кто впервые познакомился с романом на сайте «Самиздат».
ДДМС написала Стейс Крамер — она же Анастасия Холова, Астраханка (бывшая), имеет диплом стоматолога. Идею романа она черпала из собственных переживаний — по её словам она с 11-12 лет страдала депрессией. Так оно или нет, разбираться не будем. Важен факт, что успех вскружил девушке голову настолько, что она решила переквалифицироваться в профессионального писателя, и в период с 2016 по н.в. выпустила аж 4 книги и один тематический блокнот.
Помимо трилогии “ДДМС” она ещё выпустила “Мы с истекшим сроком годности”. Трагическую повесть про молодую девушку, ставшую инвалидом, которая вместе с новообретенными друзьями помогает одной старушке вспомнить счастливую молодость.
Ради интереса я решил познакомиться с ДДМС по двум причинам: 1) читать было нечего, от Вахи и Кинга я устал, и мозг требовал чего-нибудь легкого; 2) я люблю треш.
ДДМС — это именно, что треш. Искренний, настоящий. Это когда автор, не имея никакого литературного таланта, пытается выдать из себя нечто серьезное и глубокое, а на деле получается цирк шапито; а читатель гадает, кто же на деле клоун — он, потому что читает это, или автор с его детскими амбициями. Это как смотреть “Комнату” Томми Вайсо или “обзоры” Ивана Гамаза.
Потом же, когда Анастасия стала немного серьезной, её стало неинтересно читать. Сиквел ДДМС — Абиссаль — я не осилил, хотя и старался. К третьей части — «Я есть безумие!» — наверное доберусь нескоро.
Кстати, у романа несколько названий. Первоначально, он назывался «Пятьдесят дней до моего самоубийства»; однако, после скандалов её переименовали в «ДДМС», а потом и вовсе оставили, как «Глория. Начало». Запутаться легко. Я в свое время думал, что это три разные книги…
Роман объемом в 608 страниц (!) повествует о судьбе школьницы из Чикаго Глории Макфин. Ей 16, и она хочет умереть. Почему? Причин тонна. У неё не жизнь, а живое воплощение шоу “Окна” с Нагиевым. Родители на грани развода, отец вечно работает и ведет себя с дочерью, как диванный генерал; мать бухает по-черному и состоит в секте, где во время собраний режет себе вены; её лучшая подруга Тез встречается с главным красавчиком школы Мэттом, в которого страстно влюблена Глория; а к ней же подкатывает главный неудачник школы, некий “Король Прыщей”. Всё? Нет. Её бабушка нашла себе молодого мексиканца, чем вызывает у матери Глории и у неё самой пожар чуть ниже поясницы, а бабушке показательно по боку.
Короче Глория не выдерживает этого ужаса и решает убить себя. Но чтобы сделать это красиво и со смыслом, даёт себе на “раздумья” 50 дней. Как раз этим дням и посвящен роман.
Что же ждет героиню в течении этого судьбоносного периода?
В лучших традициях дешевой подростковой оперы, единого сюжета тут нет. Героиня, аки магнит для фекалий, мечется от одного скандала к другому. То бесконечные срачи с родителями, то пытки в подвале в исполнении красавчика-одноклассника, а по совместительству и сына какого-то местного депутата; то встреча с насильниками в Париже; то борьба с подругой за сердце любвеобильного Мэтта; то путешествие с какими-то хипстерами-наркоманами по одноэтажной Америке. А заканчивается эта Одиссея обвинением в убийстве и всеобщим позором. Концовка и вовсе говорит о том, что проще всего сбежать от проблем, как невеста перед церемонией, чем попытаться “починить” себя.
Смысл этого опуса? По словам Анастасии, её повесть должна была как бы оттолкнуть читателя от идеи решить всё “роскомнадзором”. На деле же эта мысль невидимой змеёй ползет по истории, чтобы в итоге впечататься башкой об непробиваемую упрямость из которой состоит “бедная” Глория.
Кажется, что Анастасия пересмотрела все сезоны Школы, смешала это с хитами, вроде “Обручального кольца” и “Физика или Химия” и выдала этакую компиляцию из самых бредовых и предсказуемых историй, куда могло занести героиню.
Вот например арка с Парижем, куда её и подругу Тэз отвезла Бабушка. Та дала им наказ не лезть ни в какие сомнительные историй. У Тэз тут же загорелось в одном месте съездить в самый злачный клуб в самом злачном районе. Что делает Глория? Ведется на провокацию подруги в стиле: “Ну что ты как ребенок? Боишься бабушку обидеть? Ути-пути!” и идет за ней. Итог предсказуем: насильники, воровство и падение в глазах бабушки, которая была единственной из родни, кто действительно заботилась о Глории. Вот тебе и благодарность. А героиня никаких выводов не сделала, и в следующей арке снова влипла в лошадиный навоз, размером с небоскреб.
Прибавьте сюда постоянное употребление алкоголя, а в конце ещё и наркоты в таких количествах, что и слона можно было убить.
Но Анастасия не просто бросала своего персонажа из одной ямы деревенского сортира в другую, она как бы говорила нам, что какой бы убогой ситуация не была, лишение жизни того не стоит. Читатель по идее должен сочувствовать героине, вместе с ней переживать постоянный катарсис и ставить себя на её место. По-крайней мере, так должно работать подобное произведение.
Но Глория — самый настоящий моральный урод, и вместо переживаний закономерно вызывает недоумение и раздражение. Она ни с кем не хочет считаться, и обожает выставлять себя жертвой даже тем, где абсолютно виновата. Все срачи на страницах романа возникают благодаря её ослиному высокомерию. Там, где можно отступиться или поговорить она срывается на крик и шлет родителей нахер. Потом же она спокойно отбивает парня у подруги Тез и в итоге выставляет её виновной во всех грехах. Потом она тянет за собой абсолютно не похожую на неё девушку в колыбель распутства и бродяжничества и подсаживает её на наркотики с закономерным для последней итогом.
И что потом? А ничего. Делает ли героиня какие-то выводы? Нет, во всём виновато окружение, и лучший способ решить проблемы — просто сменить одну собачью будку на другую, но сделать это красиво, а заодно и оправдать название.
А написано то как. Просто представьте себе самый бездарную пасту на Дваче, запихайте туда девичьих проблем и получите ДДМС. Читать это без смеха невозможно, мир глазами Глории похож на кривое зеркало из постоянных скандалов и поголовных неадекватов; зеркало, сравнимое разве что с самыми упоротыми опусами на Wattpad.
Ну просто сердце тает от романтики…
Знакомьтесь, предки Глории.
Знакомьтесь, самые гуманные учителя.
И из такого добра состоит весь роман. И это здорово! Как я уже сказал, это настоящий искренний треш, такой бездарный, что настоящий алмаз. Если вы решитесь взяться за этот хит, прогремевший на весь интернет (согласно официальной аннотации), то будьте готовы сойти с ума. Это как смотреть фильм Валерии Гай Германики, если бы та беспросветно напивалась и зачитывалась имиджбордами.
Но опять же, жаль, что автор не сумела удержать свой стиль до конца. Абиссаль читается уже не так задорно, хотя от “жестокого испытания” в духе “убей кролика, потому что ты сам кролик” хочется завыть от абсурда. Но написано это тухло.