Особенно популярное в последние годы направление киберпанк породило множество потрясающих фильмов, например, «Бегущий по лезвию» или «Матрица». Однако, найдётся в этом направлении и несколько не очень хороших фильмов.
Конечно, жанр киберпанк не является уникальным в этом смысле. В любой категории фильмов есть как шедевры, так и полнейший отврат. И на самом деле не так важно — высокобюджетный это фильм об андроидах, синтах, виртуальной реальности и кибернетике или инди-проект.
Возможно, что без плохих фильмов мы никогда бы и не увидели тех золотых слитков, которые пересматриваются раз в несколько лет, а кем-то и чаще, но это может работать и в обратную сторону — вероятно, что высокооценённые фильмы подняли планку жанра так сильно, что достать до них другим порой становится крайне сложно.
Как бы то ни было, ниже список пяти лучших и пяти худших киберпанк фильмов, согласно рейтингу Rotten Tomatoes. Нумерация не связана с рейтингом и используется сугубо для удобства.
Рейтинг: критики/пользователи.
10. Лучший: «Акира» («Akira»). 89%/90%
Помимо того, что «Акира» является примером отличного аниме, нарисованного от руки, это также весомое произведение, повлиявшее на развитие киберпанка.
В полнометражном фильме от студии «Tokyo Movie Shinsha» рассказывается о мире, в котором коррумпированное правительство и элита угнетают обычное население и всё это происходит на фоне техно-антиутопии.
Нам рассказывают историю байкера Сётаро Канэды и его друга Тэцуо. Последний становится жертвой опасного военного эксперимента, который дал ему разнообразные экстрасенсорные и телекинетические способности. Такие изменения в итоге делают из Тэцуо в неконтролируемое оружие, которое власти решают уничтожить — всё это значительно усложняет задачу Канэды.
Сомневаюсь, что кто-то ещё не смотрел «Акиру», но если так, то бегите делать это прямо сейчас. Кстати, пересмотреть и понастольгировать — то ещё удовольствие в данном случае.
9. Худший: «Корпорация «Бессмертие»» («Freejack»). 18%/25%
Жанр киберпанк лучше использовать не как нечто большее, чем некий фон для фильма. Вероятно, создатели «Freejack» этого не знали. Что странно, ведь в фильме снимались очень известные актёры: Энтони Хопкинс, Рене Руссо, Мик Джаггер.
Freejack — это боевик, главный герой которого, Алекс Ферлонг, безбашенный гонщик «Формулы-1». После ужасной аварии он не погибает, так как при помощи неких технологий будущего его в это будущее и отправляют за мгновение до смерти. Там миром правят корпорации, генеральный директор одной из которых хочет сделать Ферлонга бессмертным, перенеся его разум в другое тело. Есть одно но — после переноса личность будет уничтожена.
Ферлонг успевает сбежать не без помощи неизвестных напавших на машину, в которой его везли. После этого начинается самая опаснейшая гонка в его жизни.
8. Лучший: «Матрица» («Matrix»). 88%/85%
«Матрица» — это то, как нужно делать экшн в киберпанке, и создатели (как минимум первого фильма) сумели сделать это так, что все сцены выглядят, как неизменная часть жанра. «Матрица» стала очень популярной сразу же после выхода в 1999 году и остаётся таковой до сих пор. Остаётся надеяться, что грядущий новый фильм с Киану в роли Нео не оплошает.
В любом случае, если вы избежали повального увлечения чёрной одеждой в начале двухтысячных, то сейчас самое время приобщиться. «Матрица» сегодня актуальна не меньше, чем двадцать лет назад, а может быть даже больше.
Фильм рассказывает о Томасе Андерсоне, также известном позже, как Нео. Он пробуждается в матрице — симуляторе виртуальной реальности, созданным машинами, чтобы подчинить человечество. Цель подчинения — превратить людей в энергию для машин.
Под этой довольно нелепой завязкой подразумевается революционное движение, вопросы реальности и современного рабства, которые скорее всего вызовут в вашей голове разные философские вопросы.
7. Худший: «Судья Дредд» («Judge Dredd»). 17%/30%
Имя Сильвестера Сталлоне стало популярным благодаря его участию во множестве боевиков в 1980-1990 годах. Собственно, как и Арнольда Шварцнеггера.
Понятное дело, что не все его фильмы были и являются достойными и звёздными.
«Судья Дредд» по мнению многих как раз представитель плохой фильмографии Сталлоне. Картина является экранизацией известной франшизы комиксов, в которой из-за перенаселения и невообразимого уровня преступности копы получают полномочия судей, присяжных и палачей.
Звучит, как очень интересная концепция. Они же не могли испоганить фильм, ведь так…? Ну, они справились с этим. Имеется в виду с ужасной экранизацией.
«Судья Дредд» оказался больше похож малобюджетную поделку (спасибо в том числе «потрясающей» игре Сильвестера Сталлоне). Если вам не хочется разочаровываться во франшизе, то уж лучше посмотреть экранизацию 2012 года «Дредд».
6. Лучший: «Робокоп» («Robocop»). 89%/84%
«Робокоп» — это то, что должно было произойти с «Судьёй Дреддом» в 1995 году. В первую очередь это боевик, но даже если вы не поклонник, то всё равно найдёте в нём что-то стоящее вашего времени и внимания. Этот фильм имеет фанатично проработанный визуал и повествует о коррумпированных корпорациях, экзистенциализме машин и даже о супергероях.
Изначально «Робокоп» рассказывает об Алексе Мёрфи, копе, который умирает от ужасных ранений и травм, но его успевают превратить в киборга. В таком виде он продолжает верно служить полицейскому департаменту, охотясь на уличных преступников погрязшего в преступной чуме Детройта.
После робот-полицейский отправляется на поиски более крупной рыбки — тех бандитов, которые прячутся под дорогими костюмами.
5. Худший: «Джонни-Мнемоник» («Johnny Mnemonic»). 13%/31%
О, ещё один фильм с Киану в этом рейтинге. Правда, теперь он на другой чаше весов. Чтобы было ещё ироничнее, «Джонни Мнемоник» — это тоже киберпанк экшн, но совсем не похожий на «Матрицу».
Киану в роли Джонни выполняет изнурительную, грязную и очень опасную работу, рискуя своими мозгами и памятью. Он курьер, перевозящий важную для корпораций информацию, распространения которой они не хотят.
В общем, решайте сами, является ли формула Киану + киберпанк в данном случае поводом для просмотра довольно посредственного фильма.
4. Лучший: Бегущий по Лезвию («Blade Runner»). 89%/91%
Сегодня вы просто не имеете права говорить о жанре киберпанк и не упомянуть фильм «Бегущий по лезвию». Это фильм, который опережал своё время, что уж говорить, многие считают, что и сиквел опередил. «Blade Runner» является почти синонимом киберпанка.
Картина является адаптацией романа Филиппа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» и рассказывает о подвигах детектива Рика Декарда. Он — «бегущий по лезвию» или человек, которому предназначено отправлять андроидов, вышедших из-под контроля и начавших вести себя, как люди, в металлолом. Конечно, вы обязаны это смотреть. Это классика, это знать надо.
3. Худший: Робокоп 3 («Robocop 3»). 3%/14%
Как громко могут упасть великие… Первый «Робокоп» имел оглушительный успех и стал культовым фильмом. Однако, как это заведено в Голливуде, владельцы лицензионных прав склонны к выдаиванию денег из успешных франшиз любым способом. Собственно, от подошвы сапога в виде подобной корпоративной традиции и отвалилась мерзость в виде третьей части.
Почти все согласны с тем, что «Робокоп 3» ужасен, поэтому если хотите знакомиться со вселенной, то смотрите оригинал. Да даже ремейк 2014 года будет получше.
Этот фильм просто не знает, куда приткнуться. Жестокость и кровь минимизированы, дабы попасть в рейтинг 13+ и заработать больше денег. В результате же он не удовлетворил ни одну из аудиторий.
2. Лучший: «Призрак в Доспехах» («Ghost In The Shell»). 96%/89%
Вот он — лучший фильм в жанре киберпанк по версии Rotten Tomatoes. А так как этот сайт является агрегатором, то отражает мнение обширной аудитории критиков и зрителей («Но мы то читали DTF и знаем…»). Можно с уверенностью сказать, что не появись это аниме, то не было бы ни «Матрицы», ни многих других произведений в жанре.
В центре этой умопомрачительной истории находится майор Матоко Кусанаги, офицер-киборг, давно потерявший своё оригинальное человеческое тело. Поскольку она борется против техно-преступников, то на протяжении картины начинает задаваться вопросом о своей собственной человечности и о том, хозяин ли она своих мыслей, если стала машиной. Ничто не сравнится с этим алмазом и даже Голливуд не смог повторить успех в современной киноадптации.
Ох, этот OST.
1. Худший: «Луна-44» («Moon 44»). 0%/31%.
Последний и наихудший. «Луна-44» — научно-фантастический киберпанк фильм, который не зашёл критикам от слова совсем. Суммарный процент рейтинга от них составлять 0%. Это низкобюджетное кино, оно пытается имитировать атмосферу таких легенд, как «Чужой» и «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта, но у него не особо получается.
Хроники «Луны-44» рассказывают о группе заключённых, участвующих в войне крупных горнодобывающих корпораций, которые бьются за остатки ресурсов.
Если вы видели много действительно хороших фильмов в жанре научной фантастики и киберпанка, то смотреть «Луну-44» не стоит, это произведение лишь неумело подражает. Если же не видели, то посмотрите именно их, а не «Луну-44».
Материал основан на оригинальной статье:
Адаптировал и перевёл: Спойлерофоб.