16 мая французская компания Ubisoft опубликовала финансовый отчёт с рекордными показателями, которых ей удалось достигнуть благодаря играм, заточенным на многопользовательское прохождение. Главный редактор DTF выделил тренды индустрии, которые можно подчерпнуть из стратегии самого успешного консольного издателя.
Кооператив — локомотив
Ghost Recon: Wildlands удерживает статус самой успешной игры 2017 года — и это на фоне громких хитов вроде Horizon Zero Dawn или The Legend of Zelda. Безусловно, Wildlands лидирует ещё и за счёт своей мультиплатформенности, но если это и умаляет заслуги Ubisoft, то не сильно.
Что ещё важнее: 73% игроков проходили Wildlands с друзьями. Несколько лет назад кооперативные игры вроде Army of Two были для издателей скорее нишевым решением, а хиты вроде Left 4 Dead — единичными случаями, однако теперь ситуация изменилась.
В прошедшем финансовом году чисто кооперативная игра стала главным проектом Ubisoft. Даже Watch Dogs 2, судя по отчёту, удалось вытащить именно кооперативом: в многопользовательский режим второй части играли в несколько раз чаще, чем первой.
При этом Wildlands едва ли можно назвать изобретательной или новаторской игрой. Ubisoft просто вовремя отреагировала на тренды рынка и соорудила востребованный проект из своих проверенных временем решений.
В то же время даже самые рискованные проекты издателя вроде Steep и For Honor принесли прибыль во многом потому, что были многопользовательскими. Без мультиплеера For Honor могла бы разойтись как какая-нибудь Ryse.
Высокобюджетные одиночные игры формата «выпустил и забыл» уходят в прошлое
Да, одиночные игры хоронят каждый год, но это не значит, что они всё это время остаются неизменными. В 2017 году трудно представить себе, что какой-нибудь издатель выпустит шутер с пятичасовой кампанией без малейшей реиграбельности.
Фанатам традиционных одиночных игр стоит переключить своё внимание на инди или обзавестись консолью. Например, Outlast II длится около 10 часов и ещё несколько лет назад могла бы продаваться как полноценная AAA-игра, но теперь это бюджетный тайтл с расчётом на цифровые продажи. Аналитики считают, что за такими недорогими одиночными проектами будущее.
В 2017 году игры вроде Horizon Zero Dawn или Breath of the Wild себе могут позволить в основном платформодержатели из-за особенностей консольного рынка, где подобные проекты по-прежнему хорошо продаются (в отличие от ПК).
Да, у нас есть сверхуспешные «Ведьмак 3» и Fallout 4, которые вполне себе одиночные и не созданы Sony или Microsoft, но такие игры — скорее исключение, подтверждающее правило. Они теперь возможны лишь раз в несколько лет. И на каждый успех такого проекта есть свой Prey или Dishonored 2 — длинные одиночные игры со слабыми продажами.
Потраченное пользователями время становится главным полем конкурентной борьбы
Порносайт Pornhub не раз отмечал, что его посещаемость падает во время футбольных матчей, E3 и других популярных мероприятий, потому что время — это общий ресурс, за который сражаются разные производители контента.
Восхваляя Ghost Recon: Wildlands сотрудники Ubisoft делали особый акцент на том, что выиграли борьбу именно за свободное время игроков.
В последние годы этот критерий становится всё более важным, так как в этом контексте любая новая ААА-игра негласно соревнуется с GTA V (кто-то всё ещё не может покинуть GTA Online), «Игрой престолов» и даже чтением книг.
Борьба за время выливается в том числе и в то, что одиночные игры становятся длиннее — ведь когда они оправдывают каждый доллар своей стоимости, они опять же условно конкурируют с бесплатной Dota 2. Поэтому Guerilla Games, известная по коротким шутерам, внезапно сделала 50-часовую ролевую игру, а в главном эксклюзиве для Nintendo Switch можно легко провести хоть сотню часов.
Даже серии Uncharted, у которой сложилась репутация «кино на вечер», пришлось эволюционировать, чтобы остаться на плаву. Naughty Dog добавила в Uncharted 4 элементы открытого мира и растянула кампанию на 15 часов. Совсем не удивительно, что главной особенностью Uncharted: Lost Legacy называют ещё большую вариативность и ещё более открытые уровни.
Онлайн — другой хороший способ продлить игру, поэтому BioWare сейчас делает многопользовательский экшен, а одной из главных особенностей Red Dead Redemption 2 и Cyberpunk 2077 называют именно мультиплеер.
Меньше игр — больше внимания к ним
В ближайшие 12 месяцев Ubisoft, один из крупнейших издателей мира, планирует выпустить всего четыре игры. Тренд на сокращение количества релизов стал массовым: его придерживаются и другие компании.
При этом все грядущие игры Ubisoft обещает выпускать в формате live title: это означает активную поддержку патчами и контентом после релиза. Такой подход, например, позволил издателю сделать прибыльной Watch Dogs 2, чей старт можно было считать почти провальным.
В отличие от обычных одиночных игр, о которых аудитория очень быстро забывает, проекты формата live title (одиночные или многопользовательские) лучше показывают себя в долгосрочной перспективе.
Если говорить о многопользовательских играх, то подход Ubisoft постепенно убивает методы EA и Activision. Традиция ежегодного выпуска шутеров, забрасываемых издателями через год после релиза, постепенно уходит.
В случае с Rainbow Six: Siege французская компания показала, как важно не делить аудиторию платными картами и активно развивать проект в течение нескольких лет после релиза. С The Division случилась похожая история. Один шутер за два года с мощным сообществом игроков лучше, чем два, быстро растерявших интерес пользователей.
Activision уже успела проснуться и продолжила поддерживать свою успешную Black Ops 3 новым контентом дольше обычного. Вероятно, скоро мы узнаем, что и у Battlefront 2 не будет привычного сезонного пропуска с наборами карт.
Живой бэклог
Игры теперь будут не только дольше длиться и дольше поддерживаться, но и медленнее устаревать. Благодаря цифровым продажам, в минувшем финансовом году Ubisoft хорошо зарабатывала на Assassin’s Creed и Far Cry, хотя с 1 апреля 2016 не выпускала новых проектов из этих серий.
Нет сомнений в том, что в следующем финансовом году издатель будет продолжать получать прибыль с Siege, Wildlands, For Honor и даже Steep, в то же время выпуская новые популярные игры.
Именно поэтому индустрия AAA реформируется. Пользователям будут предлагать меньше игр, но с более долгосрочными отношениями с каждой из них.
Источник: DTF