Путешествие в прошлое комедии

Как и обещал я это сделал, конечно, не всем интересно, но прошу хотя бы тыкнуть лайк за труды, я буду очень признателен.

Античность

Комедия существует ещё с античных времён. Началом считаются случаи, когда простые люди собирались ночами у домов своих богатых обидчиков и устраивали некие представления, где они высмеивали дурные качества обидчиков. Первым, кто стал развивать этот жанр был Сусарион, он превратил крестьянские песенки в спектакль с актёрами и зрителями. Главной сутью быстро стала сатира на политиков. После чего Сусарион перебирается в Афины в попытке подмазаться к обычаям почитания Диониса, но афинянам на политику было наплевать и аншлагов собирать не удалось, а там уже и сам Сусарион умер. И лишь позже его последователи (у всех не нонеймов в Греции они были) использовали его опыт в создании аттической комедии.

Так же источниками сталии: фольклор, мифология, быт. Акцентом служила критика местных селебрити, а также сценки на актуальные события. И к этому времени «юмористам» удалось пробраться на празднества Великих Дионисий, праздник предполагал соревнование, в котором победить должен был быть лишь один (нет, бестиариев, фракийцев и мирмиллонов там не было, не путайте!) первым победителем стал комедиограф Хионид, комедия становилась всё более популярной и вскоре стала обязательно показываться во всех праздниках, посвященных богу виноделия.

Прошло 50 лет и мы, наконец, видим знакомое хоть кому-то имя – Аристофан. Единственный комедиограф, комедии которого сохранились до сих пор.

Разберёмся в том, что из себя представляло само представление:

1. Пролог – по сути экспозиция, то, на что ты обычно жмёшь esc. Что интересно, комедия почти всегда начиналась пугающе.

2. Парод – выход хора и исполнение песни.

3. Агон – кульминация, два главных героях под вой хора доказывают кто круче.

4. Балаганные сценки – череда событий, не связанных с основным сюжетом, но при участии гг, могла занимать половину комедии, а вы ноете на филлеры.

5. Парабаса – обращение хора к зрителям с целью помарализаторствовать, вносятся тейки «не убий», «возлюби ближнего» и проч., время на перекур для «мыслящей аудитории».

6. Финал – торжественный уход хора и актёров. Хэппи энд обязателен!

Путешествие в прошлое комедии

В целом древние комедиографы не стеснялись в шутках и легко могли рассказать про любовь знатной женщине к хуям ослов. Ограничений на критику не было.

Комедии могли смотреть только взрослые мужчины, женщин и детей просили убрать от телевизоров. Примерно в то же время имели вес ещё два вида комедии: мим и ателлана (короткие фарсовые представления).

Так же комедия была разделена ещё на 2 типа:

Комедия положения – источник юмора ситуация и окружение в которых оказываются герои.

Комедия характеров – источник юмора персонаж с гипертрофированным пороком (или добродетелью). Очень часто показанные качества высмеиваются.

Интересная гипотеза: считается, что в Поэтике Аристотеля была вторая часть, посвящённая комедии, была утрачена, первая, если что, посвящена драматургии.

В период становления христианства театральное искусство подвергалось гонениям. Было практически запрещено и забыто. Иисус отменил смех.

Но по всему миру оставались странствующие актёры, которые вопреки гонениям устраивали свои представления на праздниках (скоморохи, мимы, жонглёры, франки, хугляры, гистрионы, шпильманы и проч.)

К 9-ому веку театр начал возрождаться, но в формате литургической драмы, да, это представления с ангелочками, церковным хором и всё, что мы так ценим.

Возрождение же профессиональной комедии началось в 14 веке со сценок бытового содержания, но также на религиозные темы (превращение воды в вино, ослепление зрячих и проч.)

К 16 веку уже начала утверждаться комедия – фарс, соти (Франция), интерлюдия (Англия), фастнахтшпиль (Германия), комедия дель арте (Италия), пасос (Испания).

Так же начали возвращаться произведения античной культуры, греческое и римское наследие было переведено и простимулировано развитии новой литературной комедии, логично, что центром возрождения была Италия из-за лёгкости восприятия латыни. Своего высшего расцвета ренессансная комедия достигла в Испании (Сервантес, Кальдерон, Тирсо де Молина), в Англии (Уильям Шекспир). В творчестве этих драматургов впервые появилась тенденция к объединению двух полярных линий театрального комедийного искусства: линии народного театра и официального театра. Это проявилось прежде всего в самой композиции комедии, драматургия Возрождения следовала свободной и вольной стихии народного театра.

Особую линию развития истории комедии представляет итальянская комедия дель арте (комедия масок, импровизационный уличный театр итальянского Возрождения). Комедия дель арте оказала огромное влияние практически на всё дальнейшее развитие искусства – от литературной комедии до эстетики Серебряного века.

К 17в с возникновение классицизма, античный принцип «трёх единств» (единство времени, места и действия) получает статус драматургического канона. Это в первую очередь справедливо для «высокого жанра» трагедии, однако теоретики классицизма требовали композиционной регламентации в комедии. Однако живая театральная практика комедии ломала рамки классицизма. Особенно интересно это происходило во Франции. Здесь возникло два творческих очага, которые не просто противоречили друг другу, а полностью отрицали методы друг друга. Это был Ж. Расин, представлявший канонизированную классицистскую трагедию и Ж. Б. Мольер, разрушавший классицистский канон, и признанный основателем новой европейской комедии. Так жанр комедии в очередной раз доказал, что может идти против течения, имеет огромную гибкость и неисчерпаемый потенциал обновления.

В 18 веке комедиографы эпохи просвещения развивают традиции Мольера и Шекспира. Сатира снова усиливается, но теперь она не была ограничена высмеиванием пороков общества, но и предлагала положительные примеры – в основном, в образах персонажей третьего сословия. Эпоха дала много интересных комедиографов: П. Бомарше, А. Р. Лесаж, П. Мариво, Г. Э. Эслинг, Г. Филдинг, Р. Шеридан. Линию комедии дель арте на новом уровне развивали К. Гольдони и К. Гоцци.

19 в. в основном принёс развитие европейской развлекательной комедии интриги и реалистической сатирической комедии.

Новаторской стала английская «комедия идей». Её основоположником стал мастер парадокса О. Уальд, продолжил и утвердил в своём творчестве Б. Шоу.

Искусству 20-го века свойственна тенденция смешения жанров, их усложнения и развитие межжанровых образований. Не избежала этой тенденции и комедия. Многообразию сценических видов комедии всемерно способствовало и становление искусства режиссуры, экспериментирующей с жанрами спектаклей.

Во второй половине 19 в. в России появились комедии А. П. Чехова. И появилась эта комедия будто из ниоткуда, т. к. сам жанр в России развивался в русле яркой сатирической и просветительской тенденции: А. Сумароков, Я. Княжнин, И. Крылов, В. Капнист и проч. Со становлением и развитием реализма в российской комедии углублялась психологическая разработка характеров, на смену устойчивым образам-маскам пришли индивидуализированные персонажи, однако сатирическое звучание оставалось вполне отчётливым. Так писали А. Грибоедов, Н. Гоголь, А. Островский, М. Салтыков-Щедрин, А. Сухово-Кобылин и др. Кроме того, в российском комедийном театре весьма популярными были лёгкие комедии-водевили под авторством: Ф. Кони, Д. Ленский, В. Соллогуб, П. Каратыгин, Н. Некрасов и др.

Ранние одноактные пьеса Чехова (Свадьба, Юбилей, Предложение, Медведь и др.) были написано полностью в русле водевильной традиции, обогащённой при этом психологической разработкой персонажей. Однако многоактные пьесы Чехова привели российский театр в недоумение и первое представление пьесы Чайка провалилось. Считается, что Чехова открыл для театра К. С. Станиславский, поставив в Московском Художественном театре Чайку, Дядю Володю и Вишнёвый сад. Спектакли пользовались необычайным успехом и положили начало традиции интерпретации чеховских пьес. Однако при этом Станиславский полностью переосмыслил авторский жанр, настойчиво определяемый Чеховым как «комедия». Постановки чеховских пьес в МХТ были тонкими, богатыми психологически, трогательными, комичными, но — не смешными, что огорчало самого Чехова. Прошло немало лет, пока не стало ясно, что драматургия Чехова практически открыла жанровую разновидность комедии – трагикомедию, со своими особыми художественными приёмами и средствами выразительности. Только в середине 20в. театроведение и культурология выделила трагикомедию в отдельный жанр, исследуя его структуру.

Однако история и традиционной комедии 20в. насчитывает немало интересных направлений, как например: социально-обличительная, эксцентрическая, политическая, романтическая, фантастическая, интеллектуальная и много-много других. И, как полагается этому жанру, комедия всегда живо реагировала на злободневные и актуальные течения в социальной жизни. Комедия всегда выполняет «социальный заказ», независимо от того пришёл ли он сверху или снизу. А дальше всё зависит от таланта драматурга, либо это будет произведение-минутка, которое завтра потеряет актуальность, а может и стать классикой на века.

Так, в России, в послереволюционные годы, когда активно внедрялась новая идеология, связанная с преобладание общественного над личным, эти тенденции немедленно нашли своё отражение в комедии. В пьесах Мистерия-Буфф, Клоп и Баня В. Маяковский язвительно высмеивал прежние идеалы мещанства, и предлагал новы тип героя, настоящего трудоголика. Н. Погодин пишет комедию Аристократы, в которой с большой симпатией рассказывает о лагерном перевоспитании «социально близких» уголовников, противопоставленных политическим заключённым. Н. Эрдман в комедии Мандат высмеивает мещан и нэпманов, а также пишет сценарий к фильму Г. Александрова «Весёлые ребята», музыкальной лирической комедии, в которой продолжаются поиски героев нового времени. Советский зритель впервые увидел подобие американского мюзикла, и, несмотря, на полную аполитичность, картина получила огромную поддержку от государства. Фильм проехался по всему миру под названием «Москва смеётся».

Основным жанром в то время становится безобидная лирическая комедия, проникнутая симпатией к персонажам, где забавные ситуации касаются исключительно нравственных, но не социальных проблем. В этом жанре работали драматурги В. Катаев (Квадратура круга), В. Шкваркин (Простая девушка, чужой ребёнок), В. Гусев (Слава, Весна в Москве) и проч. Такие весёлые непритязательные истории часто выполняли «социальный заказ» массового зрителя. Именно такой преимущественно была официальная комедия и на протяжении 1950-х – начала 1980-х. Имена А. Софронова, М. Слободского, В. Масса, Б. Ласкина, Ц. Солодаря в настоящее время вспоминают только специалисты. Забыты и многочисленные комедии Константинова и Рацера, бывшие безусловными лидерами репертуара советского театра.

Однако и в условиях цензуры пробивались роднички социально-сатирической комедии. Авторы скрывали маскировали свои высказывания. Так Е. Шварц облекал свои пьесы в форму сказок, тщательно избегая конкретных реалий (Тень, Дракон, Обыкновенное чудо и проч.) Иные драматурги адресовали свои комедии юным зрителям (С. Лунгин, И. Нусинов – гусиное перо, Р. Погодин – Шаг с крыши).

И всё же основные успехи комедийной драматургии советского и постсоветского периода связаны преимущественно со становление и развитием жанра трагикомедии. Весьма показательно, что трагикомичные ноты к середине 1970-х отчётливо зазвучали в творчестве самого репертуарного советского драматурга — А. Арбузова. Именно с трагикомедией связаны такие яркие имена как А. Вампилов, А. Шипенко и прочие, продолжающие на новом витке традиции драматургии А. Чехова.

Кино.

История жанра кинокомедии начинается с первых шагов развития кинематографа. Создатели — братья Люмьер – на первом же киносеансе на бульваре Капуцинок, после знаменитого «Прибытия поезда» показали коротенький фильм «Политый поливальщик» 1895г.

Пионерами в жанре стали франзуцы. Первым комедийным актёром считается Андре Дид. Он снимался в роли неудачника мсье Буаро, он попадает в нелепые и смешные ситуация, и, благодаря своей глупости, выпутывается из них. Фильмы про Буаро были невероятно популярны во всём мире, а в Союзе его называли Глупышкиным. После него на престол французского кино взошёл Макс Линдер, мистер Бин того времени, ибо во всех фильмах он играл одного персонажа.

В отличие от Дида, Линдер не кривлялся в своих фильмах и отыгрывал более сдержанного персонажа, был больше похож на реального человека.

В начале 20-го века взошла звезда Чарли Чаплина. Он был актёром и режиссёром своих фильмов.

«Золотой век» комедии Пика своей популярности немая комедия достигла в 1920-е годы, причём лучшим комиком того времени был единодушно признан Чарли Чаплин. Тем не менее многие современные кинокритики считают Бастера Китона ещё более великим режиссёром и актёром этого жанра.

Среди других ведущих комиков немого кино следует выделить Гарольда Ллойда, который создал себе имя, воплотив на экране образы Вилли Уорка и Одинокого Люка более чем в 100 лентах продюсера Хэла Роуча, того самого, который впоследствии открыл известный дуэт Лаурел и Харди. Возможно, самыми за­поминающимися работами Ллойда были комические триллеры, в которых его жизнерадостный персонаж постоянно оказывался во всякого рода затруднительных и опасных ситуациях. Опасность трюков, исполнявшихся им в таких картинах, как «Наконец в безопасности» (1923), доказывает тот факт, что в 1920 году на съемках фильма «Преследуемые духи» Ллойд в результате несчастного случая лишился правой руки. С самоуверенным Ллойдом резко контрастировал застенчивый Харри Лэнгдон, которому непродолжительную славу принесла такая утонченная комедия, как «Длинные штаны» (1927).

Хотя его звезда с приходом звука закатилась, розовощекий персонаж Лэнгдона послужил прообразом бесчисленных простачков, бастер Китон, родившийся в 1895 году в семье, занимавшейся шоу-бизнесом, свое проз­вище получил от знаменитого фокусника Гарри Гудини после падения (по-ан­глийски «бастер») с какой-то лестницы. Проведя много лет на сцене, он снялся с Роско Арбэклем (Фатти) в серии фильмов, которые имели столь шумный ус­пех, что в 1919 году Китон смог основать собственную кинокомпанию. Комедии Китона отличались быстрым темпом и выверенностью «гэгов», в которых актер отдавался на милость гигантских предметов реквизита или сти­хий, включая поезд, судно, водопад, скатывающиеся со склона валуны и обру­шивающийся фасад дома. Его фирменным знаком было каменное выражение лица, остававшееся неизменным, что бы с ним ни происходило.

Китон продол­жал сниматься вплоть до 1960-х годов, но ему так и не удалось восстановить свою популярность эпохи немого кино. Лаурел и Харди были уже известными комиками, когда их впервые свели в дуэт в картине «Оступившиеся жены» (1926). В течение последующих 25 лет они снялись еще в 99 фильмах и стали лучшей комедийной парой в истории кино. Хотя у них вышло немало популярных полнометражных картин, их стиль более всего подходил для короткометражной комедии. Оба редко расставались со своими знаменитыми котелкам. Напыщенный, хвастливый, задиристый Олли и непосредственный, язвительный Стэн умудрялись вызвать хаос и переполох в любой, даже самой безобидной ситуации. Хотя в их фильмах присутствовали и остроумные диалоги, комический эффект достигался в первую очередь их контрастирующей внешностью, а также веселыми вы­ходками, когда они, используя реквизит, швыряли, разбивали, спотыкались о него или же просто колотили им друг дружку.

Хотя стиль «слэпстик» характерен для немого кино, многие более поздние комедии также делали ставку на элементы фарса и буффонады. В 1960—1970 годы большой популярностью пользовались фильмы Блейка Эдвардса из цикла «Ро­зовая пантера», с Питером Селлерсом в роли неуклюжего инспектора Клузо. Так Джим Кэрри продолжил традицию «слэпстика» в таких картинах, как «Эйс Вентура, любимчик-детектив» (1993) и «Маска» (1994). Однако подлинными наследниками жанра стали мультипликационные сериалы, в которых вместо людей действуют персонажи животных вроде Тома и Джерри, Сильвестра и Хитрого Койота; теперь уже они выходят невредимыми из самых жутких переделок.

Юмор иссякает… После второй мировой войны многие киножанры продолжали развиваться и искать новые пути раскручивания своих тем, однако голливудская комедия, как это ни странно, топталась на месте. В результате инициатива перешла к кинематографистам Великобритании и континентальной Европы. Несмотря на то что комедийные дуэ­ты вроде Боба Хоупа и Бинга Кросби, Бада Эбботта и Лу Костелло, Дина Мар­тина и Джерри Льюиса пользовались не­изменным успехом, они мало что до­бавляли к основным канонам этого на­правления, установленным задолго до них Лаурелом и Харди. Точно так же ро­мантические комедии типа фильма «Раз­говор в спальне» (1959), с Дорис Дей и Роком Хадсоном в главных ролях, были лишены былой живости эксцентричной комедии, а многочисленные кинопаро­дии, вышедшие с начала 1970-х годов, вроде «Голых пистолетов», всего-навсего продолжили традицию, которую заложил Мак Сеннетт еще в 1910-х годах.

Англия по праву гордится своими богатыми традициями в области литератур­ной и театральной комедии. Величайшие комики немого кино — Чарли Чаплин и Стэн Лаурел — тоже были англичанами. Однако, как это ни удивительно, англий­ская кинокомедия не снискала особых лавров на мировой арене. Хотя бывшие артисты мюзик-холла Грейси Филдс, Джордж Формой и Уилл Хей в 1930-е годы имели огромный успех у себя на родине, за пределами Великобритании они были практически неизвестны. Намного большую известность приобрели интеллектуальные комедии, выпус­кавшиеся кинокомпанией «Илинг стьюдиос» после второй мировой войны. Из лучших можно назвать «Добряки и короны» (1949) и «Банда с Лавендер-Хилл» (1951). Такие картины прозвали илингскими комедиями, они незлобно под­шучивали над английским национальным характером. Особой популярностью они пользовались в Америке. Еще одним английским хитом середины 1950-х го­дов стал фильм «Женевьева», где прослеживались отношения двух парочек во время ралли на старых автомобилях. В 1960— 1970-е годы очень популярны были так называемые рабочие комедии и игривые пародии из цикла «С продолжением». В последующее десятилетие груп­па «Монти Пайтон» добилась международного признания на телевидении и в кино благодаря сочетанию абсурдистского юмора и сатиры.

Одной из причин столь длительного застоя явился бурный рост популярности телевизионной комедии. Широкоэкранные технологии позволили заполнить экран эффектным действом, однако они абсолютно не подходили для более интимных форм комедии, их род­ным домом стало телевидение. В результате ведущие комедийные сценаристы, исполнители и режиссеры ос­новное внимание стали уделять 30-минутным комедиям положений или телешоу, состоящим из статичных номеров и эксцентричных либо сатирических скетчей. Такие актеры и режиссеры, как Вуди Аллен и Мел Брукс, начали свою карьеру в 1960-е годы именно на телевидении — это характерно для многих сегодняшних ведущих комиков, в том числе для Эдди Мерфи, сделавшего себе имя на телепро­граммах типа «В субботний вечер».

Зависимость кинокомедии от телевидения стала еще более заметной в 1990е годы, когда на основе телесериалов было создано немало популярных «блокбастеров», таких, как «Мир Уэйна», «Семья Аддамсов» и «Семейка Флинтстоунов». Сегодня Голливуд, видимо, готов удовлетвориться выпуском удлиненных теле­комедий и бледных подражаний собственным классическим картинам этого жанра. Если эта тенденция продолжится, то можно будет с уверенностью утверждать, что лучшие дни американской ки­нокомедии уже позади.

Были также комедии «под кайфом», в которых часто двое мужчин отправляются в приключение, и по пути с ними происходят случайные вещи. По мотивам Чича и Чонга были сняты такие крупные фильмы этого поджанра, как: Где моя тачка, чувак, Большое ничто, Гарольд и Кумар отправляются в Белый замок и Ананасовый экспресс. В этих фильмах обычно присутствуют шутки, связанные с наркотиками, и грубое содержание.

Другим событием стало все более широкое использование «грубого юмора«, обычно рассчитанного на молодую аудиторию, в таких фильмах, как «Остин Пауэрс», «Есть что-то в Мэри», «Американский пирог» и его продолжениях, и «Фредди попал впросак». В середине 2000-х тенденция к »массовым» фильмам продолжается: комедии, ориентированные на взрослых, собирают кассовые сборы. Но серьёзные черные комедии (также известные как драматические комедии или драмедии) также демонстрировались хорошо, такие как «Метеоролог», «Сломанные цветы» и «Продавщица». В конце 2006 года в фильме «Борат: Изучение культуры Америки на благо славного народа Казахстана» вульгарный юмор сочетался с культурной сатирой.

С конца 2000-х комедийные фильмы с живым действием вступили в период серьёзного упадка, и с каждым годом киностудий, получающих «зелёный свет» становится всё меньше. Проблема в том, что, столкнувшись с жёсткой конкуренцией на развитых рынках в те же сроки, крупные киностудии стали зависимыми от распространения своих фильмов среди все более разнообразной международной аудитории на развивающихся рынках, чтобы сохранить свою прибыль; но юмор в большинстве комедийных фильмов тесно связан с домашней культурой создателей фильмов и плохо переводится.

Хорошим топливом для голливудской комедии последние годы были стэндап-комики, но путь перехода на большие экраны был довольно тернист и многие не смогли, а если и попадали, то встречали непонимание и прогорали. Среди успешных можно отметить таких как (сортировка не по значимости): Бо Бёрнэм, Пит Дэвидсона, Джадд Апатоу, Крис Рок, Стив Карелл, Робин Уильямс, Эдди Мёрфи, Джимм Керри, Зак Галифианакис, Вуди Аллен, Адам Сэндлер.

Из современных режиссёров можно отметить: Вуди Аллен, Джадд Апатоу, Эдгар Райти, Сет Роген, Терри Гиллиам, Роб Рейнер, Дэвид Цукер, Саша Барон Коэн, Майк Джадж, Тодд Филипс, Бэн Стиллер и проч.

СССР и РФ.

Создание первых русских фильмов относится к 1908 году, а значительный рост российского кинематографа начался в 1910. В основном, фильмы снимались на исторические темы, использовались сюжеты народных песен или произведений русских классиков. Владимир Гардин снимает «Дворянское гнездо», Яков Протазанов – «Пиковую даму». Появились и первые русские звезды Иван Мозжухин, Вера Холодная, Владимир Максимов. Комедийный жанр в русском кинематографе этого периода не был представлен какими-то яркими запоминающимися лентами.

Своеобразие социокультурной ситуации 1920-х гг. называют «золотым веком» отечественной кинокомедии. Вместе с тем можно утверждать, что отечественные комедии того периода не были именно советскими, т. к. сама эпоха, по сути, переходной. Она включала в себя культурные элементы как дореволюционного времени, так и новой советской культуры. Поэтому во многих комедиях того периода совершенно отсутствует идеология, нет классового подхода. К числу таких комедий можно отнести «Шахматную горячку» режиссёров В. Пудовкина и Н. Шпиковского, «Ягодку любви» А. Довженко и проч. В то же время нельзя сказать, что кинематограф и комедии, в частности, обходили стороной идеологические вопросы. Наряду с нейтральными комедиями на экраны выходили и агитки «Закройщик из Торжка» Я. Протазанова и «Девушка с коробкой» Б. Барнета обозначена тема эксплуатации нэпманов бедных людей, а также содержится призыв покупать государственные облигации. Явная пропаганда преимуществ советского социалистического строя присутствует в фильме «Переполох» А. Левшина. Были и комедии, противоречившие идеям и задачам большевиков, например «Сон Тараса», «Комбриг Иванов».

С появлением звука эра немого кино закончилась, но талантливая актёрская игра и сейчас находит своего зрителя. Наибольшее распространение получили музыкальные комедии, иногда с включением сатирических эпизодов (в параллель театру). Во 2-й половине 50-х-60-х годов выдвинулись такие режиссёры как Э. А. Рязанов, Л. И. Гайдай, Г. Н. Данелия, актёры Ю. В. Никулин, Е. П. Леонов, А. Д. Папанов и другие.

На любимые комедии зрители ходили по несколько раз (не как в отчётах Фонду Кино). Популярность жанра была невероятной, масса цитат ушло в народ и используется до сих пор. Вспомните хотя бы сколько поговорок вышло из «Кавказской пленницы».

В 1952-ом году на 19-ом съезде партии был поставлен вопрос о расширении производства фильмов. Начаты восстанавливать киностудии и строить новые, количество производимых фильмов за 10 лет увеличился более чем в 10 раз и достиг показателя 60-70 фильмов в год.

Многие актёры советского кино получили мировое признание. Новые черты современной исполнительской манеры – скупость выразительных средств, интеллектуальность, психологизм стали отличительной чертой актёров тех лет.

Начиная с 70-х годов задорный юмор « Королевы бензоколонки, «Укротительницы тигров», «Свадьбы в Малиновке» и приключений Шурика начал уступать лиричным историям, как в «Служебном романе», «По семейным обстоятельствам» или «Любовь и голуби». Набирали популярность трагикомедии — «Осенний марафон», «Афоня», «О бедном гусаре замолвите слово», и сатира — «Гараж», «Кин-дза-дза!». На идеологию цензура уже смотрела сквозь пальцы, поэтому в комедиях появлялись шутки про фарцовщиков, дефицит, политическую обстановку, импортные товары и прочее материальное благополучие и неблагополучие. Но чем дальше, тем больше у героев комедий появлялось грустной иронии в отношении окружающей действительности и себя самих.

В 90-х стало можно говорить обо всём, и оказалось, что в таких условиях сделать хорошую комедию труднее всего. Юрий Мамин и Эльдар Рязанов снимали трагикомическую сатиру, Алла Сурикова и Георгий Данелия держали марку лирических комедий, а Леонид Гайдай пытался приспособить эксцентричных героев к новой действительности. Символом комедий 90-х стал Анатолий Эйрамджан. Его «Жених из Майами», «Бабник», «Импотент», «Новый Одеон» собирали большое количество популярных актёров советского кино, но рекордсменом по занятым народным артистам стала комедия «Ширли-мырли» Владимира Меньшова. Не секрет, что многие из таких фильмов снимались просто, чтобы дать актёрам заработать.

В середине 90-х вышла алко-комедия «Особенности национальной охоты», которую раньше запретили бы еще на стадии сценарной заявки. Вместе с «Ширли-мырли» они стали первыми комедиями за много лет, которые разобрали на цитаты! Следующий такой прорыв случился ещё через десять лет, когда вышел «День выборов» и следующие фильмы «Квартета И». А так же куча говна от Жоры Крыжовника и ему подобных о чём я писать не хочу.

Современные комедии можно чётко разделить по возрастным категориям. Если те же «Ёлки», «Каникулы строгого режима», «Выкрутасы», «Любовь-морковь», «Реальный папа» рассчитаны на аудиторию всех возрастов, то «Горько!», «Жмурки», «Самый лучший день», «День выборов» и похожие на них — уже для более взрослых зрителей. Самыми популярными и успешными комедиями последних лет стали знаменитая новогодняя франшиза «Ёлки» и экранизации пьес «Квартета И».

Как я и сказал в прошлом посте, жанр загибается, но теперь с пруфами.

Во-первых, студии-мейджоры стали выпускать банально меньше комедий: по данным IMDb в нулевые их было выпущено 686, а в 2010-е — уже 572. Нужно также учитывать, что фильмов смешанных жанров внутри этой цифры тоже стало больше: на смену бесконечным ромкомам с подпирающими друг друга героями на постере пришел, в частности, бум супергеройских блокбастеров, большая часть из которых обладает тегом «комедия» на IMDb.

Во-вторых, еще до комы кинопроката в 2020-м сборы кинокомедий падали с каждым годом. Los Angeles Times забили тревогу еще в 2018-м: в нулевые пять из десяти комедий-блокбастеров летнего сезона собрали больше 200 миллионов в американском прокате; в 2010-е таких картин уже было всего две («Мальчишник в Вегасе 2» в 2011-м и «Третий лишний» в 2012-м), при этом главный комедийный хит 2019-го «Хорошие мальчики» впервые за четверть века не достиг даже отметки 100 миллионов. В прокате проваливались даже критические хиты, например «Любовь — болезнь» (98% на Rotten Tomatoes, 42 миллиона в американском прокате) и «Образование» (97% на Rotten Tomatoes, 22 миллиона в прокате).

В-третьих, в 2010-е хиты главных звезд комедии недавнего прошлого остались позади: картины с Сетом Рогеном не выстреливали со времен «Соседей» в 2014-м; в том же году вышел последний кассово успешный фильм Бена Стиллера «Ночь в музее 3»; Адам Сэндлер и вовсе пропал из кинотеатров, перебравшись на малый экран Netflix.

В свою очередь, причины этого кризиса довольно-таки прозрачны: американская кинокомедия попросту не смогла изобрести себя заново. В 2010-е главные комедиографы были слишком часто заняты на сиквелах: Джадд Апатоу снял «Немножко женаты», Бен Стиллер — «Образцового самца 2», Саша Барон Коэн — «Бората 2», Адам Маккей — «Телеведущего 2» (после чего ушел в оскаровские драмы), Тодд Филлипс — два новых «Мальчишника в Вегасе» (после чего снял совершенно некомедийного «Джокера»). Даже якобы оригинальные кинокомедии таковыми можно назвать лишь с натяжкой: «Та еще парочка» с Сетом Рогеном — очень близкое к первоисточнику переложение ромкомов нулевых на новый политический лад (в кадре тот же самый апатоуский импров, те же самые ироничные музыкальные номера, все те же бесконечные шутки про легкие наркотики); вышеупомянутый критический хит «Образование» — и вовсе практически покадровый ремейк классических «Суперперцев», где мальчиков заменили на девочек.

Параллельно с кризисом кинокомедии стендап-комедия переживала бум: за последние десять лет Netflix успел выпустить больше спешлов, чем HBO — за последние пять десятилетий и больше, чем было показано за 30 лет эфира Comedy Central. При этом стендап-спешлы оказались гораздо более гибким, чем кино, форматом в интернет-эпоху: главный спешл десятилетия (выпущенный, что показательно, на Netflix) — «Нанетт» комедиантки Ханны Гэдсби не получится назвать иначе, как манифестом современности, — со всеми ее достоинствами и недостатками. «Нанетт» — это более актуальная история об идентичности, патриархате, феминизме и сексуальном насилии, чем любая попытка сыграть на этих темах в нынешнем Голливуде.

Американская кинокомедия — не единственная, переживающая творческий кризис. В российском контексте все даже проще: совершенно очевидно, что по-настоящему острую и смешную комедию уже несколько лет как следует искать не в кинотеатрах, а в переживающей невероятный расцвет сфере русского стендапа.

Секрет такого взрыва популярности лежит на поверхности: все эти комики шутят на такие темы, на которые в кино шутить не позволяет цензура и самоцензура (они шутят про президента Путина и религию — впрочем, как минимум двоим стендап-комикам приходилось в какой-то момент покинуть Россию из-за шуток) и отражают в своем материале такие аспекты современности, которые кинематограф просто-напросто не успевает обрабатывать (это не обязательно бытовые мотивы шуток, речь может идти даже о таких банальных вещах, как интонации и разговорный язык, знакомые зрителям из жизни). И стоит заметить, что российские комики не так уж рвутся в кино, причины я думаю, ясны.

P.S. Выше я постарался наиболее информативно и кратко рассказать о своём любимом жанре, работа вышла непростой, видно как быстро иссякли шутки, но я узнал много нового, и вы узнаете.

Всем мир.

 

Источник

комедии, Прошлое, путешествие

Читайте также