«Прямиком к сути истории»: Как черно-белый формат меняет восприятие фильмов

«Прямиком к сути истории»: Как черно-белый формат меняет восприятие фильмов

История черно-белого кино берет свое начало в девятнадцатом веке. Это самый первый, технологически простой и предельно дешёвый в производственном плане вид кинематографа, в котором отсутствует передача реальных цветов, а изображение создаётся только с помощью градаций яркости. Хотя технологии раскрашивания кадров были известны еще со времен 1895-ого года, работать в черно-белой гамме было выгоднее, привычнее и куда более проще, ведь присутствие цвета очень часто разрушало сложившуюся в кадре композицию и усложняло работу в съемочных павильонах для арт-директора и оператора.

В наше время многие режиссеры все еще обращаются к эстетике бесцветного повествования, зная, что она безотказно позволяет создать фактор ностальгии по эпохе классического Голливуда или же подчеркнуть особенность сформированной истории.

Чёрно-белое изображение во многом меняет восприятие фильма. Порой оно способно усиливать форму визуального рассказа, позволяя сделать ключевой акцент на эмоциональном состоянии персонажей или же конкретных сюжетных деталях, а иногда помогает авторам произвести должный эффект на своего зрителя за счет соответствующей атмосферы полувековой давности. На сегодняшний день подобный формат принято выпускать в цифре, поскольку в мировых кинотеатрах такие фильмы смогут заполучить лишь ограниченный прокат. К тому же в данном случае речь идет сразу о двух возможных вариантах: картина изначально была рассчитана на черно-белую стилистику, или же финансово и критически состоявшая лента возвращается на большие экраны, как то было с такими фильмами как «Безумный Макс: Дорога Ярости», «Логан», «Паразиты» и «Мгла».

Обращаясь к примеру скрупулезной работы над «Дорогой ярости» от Джорджа Миллера, мы сразу застаем следующую картину: отсутствие бирюзового и оранжевого цветов позволяет окунуться в богатую текстуру того мира, который Миллер так старательно изобрел на экране. В великолепном выполненном монохроме акценты расставлены на дизайне пост-апокалиптических автомобилей и их символике, на пугающей броне приспешников главного антагониста в лице Безумного Джо и на зрелищных экшн-сценах, во время которых на экране воцаряется нескончаемый хаос.

Кроме того, ч/б версия показывает, что Миллер при рассказе своей масштабной и неизменно динамичной истории почти не полагается на цветовые решения, отдавая предпочтение прежде всего внутренним переживаниям представленных героев и последствиям каждого принятого ими решения.

Черно-белый вариант фильма создан с современной раскраской VI за определенную плату. Он был выпущен с некоторыми театральными показами в нескольких странах, в том числе в США, на DVD. Но все это началось еще в старые времена, когда я увидел “Воина дороги” в студии звукозаписи, когда композиторы использовали грубую, черно-белую версию неклассифицированного фильма. Помню, как смотрел ее и думал: “Разве не было бы здорово снять полностью черно-белый фильм с этим персонажем?

Джордж Миллер о вдохновении при работе над «Дорогой ярости».

Столь захватывающий, олдскульный формат подходит даже к супергеройскому жанру. Идея выполнить «Логана» в нуарном стиле возникла у Джеймса Мэнголда с самого начала его привлечения к разработке проекта во вселенной Людей-Икс. Во многочисленных интервью режиссер неоднократно отмечал, что изначально был одержим представлением подобной версии картины, которая бы помогла фанатам лучше прочувствовать кардинальное различие финальной истории о похождениях Росомахи в сравнении с прошлыми командными фильмами основной серии.

Во время финальных этапов пост-продакшна Мэнголд сумел уговорить студийных боссов FOX на ограниченный прокат ч/б варианта ленты, а также добился успешного выхода на цифровых носителях.

Я думаю, черно-белая картинка лучше фокусирует ваше внимание на герое — в том смысле, что она сокращает количество ярких и отвлекающих деталей. Но для большинства из нас это в первую очередь шанс проследить связь с фильмами прошлого. В „Логане“ чувствуются отголоски вестернов и классического нуара 20 века. Я надеюсь, что люди будут смотреть такие фильмы чаще. Это своего рода упражнение для хардкорных фанатов — посмотреть кино и получить удовольствие. Как если бы я был музыкантом и дал своей группе отдохнуть, а сам сыграл бы что-то на соло-гитаре, то есть это шанс услышать ту же песню в ином виде

Джеймс Мэнголд о фильме «Логан. Нуар»

Говоря о недавних громких премьерах, стоит выделить «Лигу справедливости Зака Снайдера», которая также демонстрировалась на стриминге сразу в двух вариантах: цветовом и нуарном. Тут это больше связано о с катарсисом и особенностями визуального ряда, нежели желанием по-иному раскрыть образы могущественных героев четырехчасового блокбастера.

Для меня эта картина существует с тех пор, как я загрузил ее на свой ноутбук и сделал фильм черно-белым. Не знаю, был это протест или просто способ справиться со своими проблемами после ухода с проекта. Но я перекрасил картинку в черно-белый, и для меня история существовала в таком виде два года. Поэтому одно из условий, по которому я согласился закончить „Лигу“, звучало примерно так, что я хочу также создать полностью черно-белую версию картины специально для стриминга на HBO Max.

Зак Снайдер о своем взгляде на бесцветную версию «Лигу Справедливости».

Современным картинам свойственно использовать стилистику бесцветного рассказа с целью абстрагироваться от лишних мелочей, сосредоточив всё внимание зрителей на повествовании. Среди таких лент«Человек, которого не было»‎ — эталонная работа братьев Коэн, удостоенная приза за лучшую режиссуру на Каннском фестивале. «Мертвец»‎ Джиму Джармуша — культовый лирический вестерн о путешествии в иной мир, принадлежащий духам. «Список Шиндлера»‎ — легендарное военное кино, ставшее мировым феноменом. «Артист» — невероятно тонкий и элегантный фильм об эпохе немого кинематограф, отхвативший сразу пять заветных статуэток на премии Оскар 2012-ого года. «Маяк»— один из мощнейших психологических хорроров последнего времени. «Малькольм и Мари» — недавняя премьера от стримингового сервиса Netflix с двумя единственными актерами на полтора часа истории. Полный лист тут практически бесконечен, и остается лишь поражаться тому, как мир темных кадров до сих пор располагает определенным, чуть ли не магическим шармом.

Разумеется, без черно-белой гаммы в свое время не существовало бы целого течения нуарных фильмов: голливудских детективов и всевозможных триллеров о различных гангстерских заговорах. Массово снимать цветное кино начали только в начале 1960-х. Первыми его поставили на поток голливудские студии. Европейские режиссеры долгое время продолжали снимать черно-белые фильмы, изредка работая с цветом на картинах с большим бюджетом. Сейчас же такая стилизация под фильмы былых времен — наиболее очевидный способ провести разговор о прошлом.

Черно-белое кино неизбежно оказывается где-то между формальным упражнением и признанием в любви к удивительной, давно ушедшей эпохе. Каждая подобная картина посреди цветной реальности всем своим видом намекает, что перед нами нечто находится особенное, символическое, абстрактное и по-настоящему захватывающее.

#чернобелоекино #лонгрид #обзор #нуар #немоекино #чтопосмотреть

 

Источник

Читайте также