Пруст, Набоков, Лавкрафт, По и Disco Elysium в фентези-трилогии Ambergris Джеффа Вандермеера

Одна из самых странных, безумных и изобретательных фентези-вселенных от автора Аннигиляции.

Для многих (в том числе и для меня) Джефф Вандермеер стал известен благодаря вышедшему в 2018-м году фильму Аннигиляция, который был снят по его трилогии Southern Reach. Мне очень понравился фильм из-за своей кислотной картинки и крутейшему дарк эмбиенту, напоминающего лучшие работы Lorn и Lustmord. (а еще там был moderat!)

Сюжет, однако, мне не особо зашел. Поэтому прочитать Южный предел изначально я не планировал. Но изучая творчество Чайны Мьевиля, я обнаружил, что Вандермеер вместе с Мьевилем являются главными представителями так называемого new weird fiction жанра. А так как я очень люблю Мьевиля — то настало время и Вандермеера. Трилогия Южного предела стала для меня неожиданным открытием — она абсолютно не была похожа на фильм: психологическая, смешная, пугающая. Эти книги затянули меня, я прочитал трилогию всего за несколько дней. По окончанию, не могу сказать, что она понравилась мне очень сильно — в ней было много крайне провисающих мест, довольно слитая концовка и ощущение общей недоделанности, как-будто из темы можно было выжать гораздо больше безумия и интересных находок. Но общая идея и то, как автор умудряется тасовать жанры — безусловно заинтересовали меня. И я решил дать Вандермееру второй шанс. И как же я не прогадал…

Мир Амбры

Сразу начну с печального. В трилогии переведена только первая книга — Город Святых и Безумцев. Вторую и третью Shriek: An Afterword и Finch придется читать на английском. И, к сожалению, в книгах он весьма непростой. Поэтому, рекомендую подходить к трилогии только если вы довольно свободно владеете чтением. Предупредил, погнали.
Действие книжек происходит в вымышленном городе Ambergris (Амбра в русском переводе) в довольно длительный временной период (растянувшийся приблизительно в тысячу лет. Последняя книжка написана в эпоху, напоминающую послевоенный двадцатый век). В нем живут обычные люди, которые работают, веселятся, влюбляются, убивают, пишут стихи и творят треш на Празднике Пресноводного Кальмара. Небольшое отличие от привычных нам городов — в городе помимо людей живут Серые Шапки. Странная гуманоидная раса грибожителей, которая ничем не мешает людям, просто гуляет среди своих грибов (кои растут повсюду по Амбре) и живет абсолютно оторванной от людей жизнью. Контактов между людьми и серыми шапками практически не случается.

Ворлдбилдинг особо хорошо удался Вандермееру и, на мой взгляд, ничем не уступает (а возможно даже и превосходит) Кробузону Мьевиля — мир расписан на несколько столетий назад, детально описаны технологии, религия, правительства и быт людей. Что интересно — описания даются нам из разных эссе, научных работ, газетных статьях и историях, рассказанных устно. Поэтому описание мира дается очень субъективным. Читатель никогда не знает точно, что же происходило на самом деле, а лишь мнение отдельных историков, биологов или журналистов. Которые спорят между собой и доказывают свою истину как и в реальной жизни. Этому и посвящена добрая половина первой книги.

Любовь, смерть и грибожители в городе Святых и Безумцев

Первая (и единственно переведенная) книжка трилогии представляет собой сборник рассказов, эссе, выдержек из исторических книг, глоссариев и самиздатов. В ней Вандермеер знакомит читателей с городом глазами (руками, голосами) самых разнообразных его жителей — бывший монах, влюбленный в девушку в окне, умудренный опытом историк, раскапывающий грязную правду об основателях города, поехавший исследователь пресноводных кальмаров, который в своем эссе-памфлете изобличает других исследователей кальмаров, начинающий художник или молодой владелец крупнейшей в городе торговой/издательской фирмы. Как вы можете заметить, все эти герои не совсем подходят для типичного боевого фентези. Чем собственно книжка и не является. Нет тут и политических интриг (ну практически) и виртуозных расследований (ну практически). Это именно что жизнеописание города, через небольшие истории обычных людей.
В первой книге, Вандермеер показывает себя как искусный стилизатор. Насмотренный читатель довольно быстро распознает отсылки и стили, а для менее опытного, по тексту разбросано много подсказок. Книжка содержит в себе много разных стилей, эпох и идей: основной линией идет готический роман, в стиле По, Гоффмана или даже Лавкрафта. За ним чувствуется сильное влияние модернистов — Пруст, Кафка, Гессе, Манн, Джойс и другие. Не обошлось и без более поздних писателей вроде Борхеса или Набокова (главный книжный магазин Амбры называется “Книжный салон Борхеса”, что какбэ намекает)

Однако, город Святых и Безумцев больше чем постмодернистская головоломка в фентезе-мире. По мере продвижения, читателю начнет открываться сквозной сюжет, который завлекает своими тайнами и неожиданными поворотами. Однако, все это будет завуалированно и скрыто, что придется проявить некоторое усилие в чтении, чтобы получить то, что этот сборник может дать. (например, в книге есть здоровенный глоссарий, страниц на сто, в котором есть небольшие заметки на полях. И в этих заметках разворачивается настоящая драма).

В целом, первая книга получилась крайне занятной и интересной, но ее предназначение все-таки познакомить читателя с городом, чтобы он знал, с чем предстоит столкнуться в следующих, более персональных историях.

История Дункана Шрика: салоны, модернизм, баталии историков, наркотики и ужас глубин

Вторая книжка — длинная семейная сага, в центре которой история брата и сестры — Дункана и Дженис Шрик, написанная по
Роман написан в стиле модернисткой литературы начала ХХ века. На первый взгляд это вообще может напомнить какие-нибудь пиздострадания парижского бомонда в салонах после первой мировой. Тусовки, выставки, наркотики, религиозные споры, борьба за влияние в научном сообществе. В целом, все это может показаться знакомым, если бы иногда главному герою не приходилось бы спускаться в подземелья под городом, вживлять в себя грибницы, и десятки лет мастерить приспособления, помогающие увидеть настоящее нутро города.
Вторая книжка как по мне самая сильная из трилогии. Тут и очень интересный сюжет, не отпускающий до конца, и неплохие эмоции героев, тяжело переживающих свои взлеты и падения, тягучая атмосфера, которая подчеркивается нарочито размашистым, барочным стилем письма. И смесь привычного с фантастическим сделана очень правдоподобно, что-то похожее было у Сюзаны Кларк в Норелле и Стренже, но там сюжет слишком быстро уходил в фентези-приключения, а тут же он не уйдет в них никогда (по-крайней мере в этой части).

Книжка однозначно зайдет не всем. Она очень длинная, очень медленная и описательная. Иногда она срывается до долгих внутренних монологов героев, иногда в ней долгое время может ничего не происходить; кто-то же может просто не преодолеть стену излишне вычурного, стилизованного текста.
Однако, если вас это не пугает, то можете на выходе получить одну из самых уникальных фентези-книжек из всех, что были написаны.

Финч ‘Дюбуа’ Декард

Последняя книжка трилогии рассказывает о современной (~ наши 50/60-е) Амбре. Она вышла самой фентезийной, запутанной и экшоновой. Жанр опять сменился, в этот раз это нуарный детектив со всеми ему принадлежащими признаками: уставший от жизни детектив с туманным прошлым, который оказывается одним единственным посреди разных противоборствующих сил. Фемме фаталь, в которую он влюблен, но которая преследует какие-то свои, только ей известные цели. Будут тут и драки с гопниками, и перестрелки с грибными мутантами, будут наркотики, будут тайны, погони и циничные пацанские цитаты. Этот город однозначно прогнил, а еще вырастил десятиметровые грибы, пустил споры, и захватил все сетью грибниц.
Вообще, на эту трилогию я наткнулся, когда искал книжки, похожие на диско элизиум. Многие рекомендовали прочитать именно Финча. (хотя я не представляю как можно читать это без первых двух). И правда, все это очень напомнило диско элизиум, при одном недостатке — здесь практически нет юмора. Нью вайрд вообще жанр, в котором всегда мало юмора, и это меня немного смущает, потому что капля иронии пошла бы на пользу книжке.
Ну а в ней мы все еще имеем таинственную историю (которая заканчивает все сюжетные арки начатые еще в первой книжке), классического героя и все тот же безумный (в последней части еще более безумный) город.

Почему все это вообще надо читать?

Ну я надеюсь что на этот вопрос я ответил выше, но тут попробую обобщить.
Взявшись за трилогию вы получите абсолютно уникальный, ни на что не похожий опыт. Единая история, написанная в трех абсолютно разных романах, чье действие происходит в сумасшедшем, но очень правдоподобном мире. Смесь высокоуровневой литературной игры с довольно низким жанром фентези (простите меня) — я такого не видел. Если знаете английский и читаете фентези — это такой же мастхэв, как и Кробюзон Мьевиля (хотя амбергрис я считаю на несколько голов более мощной работой).

А, и еще, я называю Вандермеера — книжным Кроненбергом. Потому что во всех его произведениях — основная тема это многочисленные мутации, которые случаются и с людьми, и с природой. Он мастерски умеет показывать изменения, как на теле, так и в сознании. Вызывая этими мутациями какой-то старый, лавкрафтианский ужас.

An Afterword

Напоследок, много вы видели книжек, у которых есть официальный саундтрек? Так вот, у каждой из этих — есть свой:

 

Источник

Читайте также