Провинция, оспа и нацисты: 8 хорроров из Восточной Европы

Жанр фильмов ужасов в странах Восточной Европы развит слабо. Некоторые киноведы связывают это с отсутствием кинематографической традиции, другие с авторитарным прошлым большинства стран этого региона. Однако, это не означает, что в этих странах не выходило качественных жанровых фильмов.

Это не статья с анализом истории, контекста или общих черт этого жанра, но попытка показать разнообразие и самобытность приёмов, тематик и эстетик в сегменте хорроров. Некоторые фильмы являются сочетанием многих жанров, некоторые не совсем географически можно назвать восточно-европейскими, но по моему мнению именно эти фильмы подходят под это описание.

Diabel / Дьявол (1972) Польша

В 1972 году карьера молодого польского режиссера Анджея Жулавского только начиналась. Впереди съемка фильма “Одержимая”, который станет классикой фильмов ужаса. Однако тогда это было не очевидно. Польские чиновники рассмотрели угрозу для режима в “Дьяволе” и запрещают его в прокате, кладут на полку еще на 16 лет, а режиссера вынуждают эмигрировать во Францию. Что же такого страшного нашли польские функционеры?

1793 год. Прусские войска осаждают замок и монастырь в землях, которые им достались в рамках II раздела Речи Посполитой. Некий всадник в черном въезжает в осажденный монастырь. В монастыре он находит и освобождает узника по имени Якоб и велит ему ехать прямо домой. Прибывая домой Якоб обнаруживает, что его отец застрелился, лучший друг забрал его невесту, мать стала проституткой, а сестра сошла с ума. Наблюдая за этой картиной он приходит в ярость и вступает на путь насилия при активном содействии того самого всадника, который оказывается дьяволом.

Темп повествования крайне обрывистый и неровный, что лишь подчеркивает моральное состояние Якоба, а также состояние общества и даже погоды. Якоб на своем пути встречает тотальное помешательство: злобного карлика с париком французских королей, бродячий цирк, радикально настроенного ублюдка-брата, что доводит его до безумства. Во всём этом сумасшествии и абсурде власть Польши увидела жесткую критику политики партии и аллегорию на массовые протесты 1968 и 1970 года, направленных на снижение влияния Советского Союза на Польшу и увеличение демократических свобод.

Но несмотря на все политические аллегории и подтексты, режиссеру удается создать атмосферу хаоса и безумия. Фильм не пытается напугать зрителя традиционными для этого жанра способами и даже не особенно нагнетает напряжение. Однако при всем этом у фильма получается создать ощущение жути и страха, вызванное наблюдением за разлагающейся на части страной, инфернальными женщинами и Дьяволом. Добавим к этому невероятно красивые виды осенних хвойных лесов и загородных усадьб шляхты, необычный саундтрек, использующий электрогитару как основной музыкальный инструмент, и получим уникальный исторический хоррор об обществе, которое находится на грани краха и в состоянии массовой истерии.

Variola Vera / Натуральная оспа (1982) Югославия

Действие фильма разворачивается в больнице в центре Белграда. Это простая больница со своим заведенным порядком вещей. Пациенты подхватывают триппер от медсестер, которые в свою очередь воруют морфий у этих самых пациентов; дежурный доктор вместо выполнения своих обязанностей пристает ко всей женской части персонала; главврач завел себе любовницу, о которой знает вся больница, да еще мучают постоянные перебои с отоплением из-за сгнивших труб.

Привычную идиллию нарушает больной, прибывший после отдыха в одной из стран Средней Азии. С собой он привозит оспу, которую принимают за редкую аллергию. Однако, вскоре после того как пациент мучительно умирает, власти спохватываются и закрывают больницу на карантин, где местные обитатели вынуждены выживать самостоятельно.

Фильм основан на событиях 1972 года, когда в Югославии произошла последняя на данный момент вспышка оспы в Европе. Режиссер фильма Горан Маркович подошел очень серьезно к восстановлению деталей этого события. Долгие сцены подготовки трупов к дезинфекции и транспортировке, процесс перевода больницы в карантин, внутренние заседания министерства здравоохранения создают необходимый фон для обстоятельного погружения в контекст происходящего на экране.

Важным аспектом фильма является борьба с заболеванием. Перед нашими глазами открывается всем знакомая манера поведения чиновников. Власти решают осуществить контроль за распространением оспы и изолировать больницу, тем самым пожертвовав её обитателями, но при этом скрыть всю информацию об этом широкой публике, чтобы не было паники, конечно. На схватку с недугом выделяется всего один эпидемиолог, 80 ампул вакцины на 150 человек и рота вооруженных солдат, чтобы точно никто не покинул здание. В условиях недостатка медикаментов и стесненного пространства врачи, пациенты и просто люди, которым не повезло оказаться в больнице, сражаются со смертельной инфекцией ценой своего здоровья и жизни.

“Натуральную оспу» по многим параметрам можно жанрово охарактеризовать как фильм-катастрофу, но при просмотре тебя не покидает ужас. Больные оспой, которые будто выползли из боди-хорроров Кроненберга, плохое освещение и непрекращающаяся клаустрофобия позволяют причислить этот фильм к хоррорам, особенно в наши ковидные времена.

Паук (1992) Латвия

Юная студентка Вита откликается на просьбу пастора поработать натурщицей для художника, который получил заказ сделать портрет Марии Магдалины. Придя в мастерскую она видит демонические картины, а также обнаруживает, что он не простой художник, а паук. На этом неудачи Виты не заканчиваются. Теперь каждую ночь Вита страдает от кошмаров: паук-насильник никак не хочет отстать от неё. По совету своего психиатра она уезжает в уединенное и спокойное место: зловещий средневековый замок с плахой во дворе. Что могло пойти не так?

Латвийский эротический хоррор “Паук” тяготеет к эстетике классического готического романа. В наличии имеются средневековый замок с тёмными и холодными коридорами, запретными комнатами и нагнетающими шорохами, странные жители замка и неуютные леса.

Сюжетно история тоже выстраивается по классическим канонам. Центральное место в фильме занимает противостояние Виты против нечистой силы, художника-паука в данном случае. Она символизирует в себе чистоту, невинность, благие намерения и открытость к миру, а злодей злость, похоть, тьму.

Однако, в эти сказочные мотивы довольно грубо вплетается подчеркнутая сексуальность и эротизм. При всей невинности и чистоте Виты половину фильма она разгуливает полуголой и при возможности раздевается вовсе. Паук во время попыток сексуального насилия выпускает щупальца и похож скорее на осьминога из экранизаций Лавкрафта, да и сам фильм начинается с цитаты Фрейда о сексуальности. Но несмотря на бессвязность сюжета и визуального повествования и довольно дубовых диалогов, “Паук” оказывается крайне самобытным произведением со своими достоинствами, среди которых прежде всего хочется выделить красивые виды, вязкую атмосферу, качественно сделанные декорации и красивую актрису в главной роли.

Змеиный источник (1997) Россия

Утренний туман, берёзки и река, вдалеке виднеются колокола православного храма – именно так встречает нас полнометражный дебют Николая Лебедева “Змеиный источник”. Сейчас он известен такими зрительскими хитами, как Легенда №17 и Экипаж, но начинал свой творческий путь с малобюджетного фильма ужасов.

Сюжет фильма довольно тривиален. Молодая учительница биологии, в исполнении Екатерины Гусевой, приезжает на практику в школу в отдаленный маленький город. По приезду она обнаруживает, что в городе орудует маньяк, убивающий женщин и вскоре наша главная героиня становится главной подозреваемой в убийствах. На этом её неприятности не заканчиваются. Она вынуждена работать в школе под присмотром директора, страдающая тираническими наклонностями.

Маленький город находится в изоляции от остального мира и обладает своим собственным порядком, активно насаждаемый директором школы. Ей недостаточно контролировать свою школу, она держит в своих руках все внутренние дела города. Вообще все отношения и чувства в этой затхлой провинции рассматриваются лишь через призму подчинения и страха, силы и слабости. Так что появление маньяка не вызывает никакого удивления у местных жителей, а вот новоприбывшая учительница заинтересовывает их куда больше.

“Змеиный источник” является прекрасным образцом фильма ужасов перестройки. Все главные признаки эпохи здесь присутствуют: плохое качество картинки, частичная нагота, южноамериканские сериалы. Однако, что выделяет этот фильм из общей массы, так это его уникальная эстетика. Фильм соединяет в себе элементы классического триллера Хичкока, визуальную составляющую джалло и целый набор ярких и довольно абсурдных персонажей. В результате мы получаем добротный жанровый фильм со своими яркими особенностями, на который не жалко потратить свой вечер.

Frankenstein’s Army / Армия Франкенштейна (2013) Чехия

Хотя фильм Ричарда Рапхорста, нидерландского режиссера, снятого в ко-продукции с независимой американской продюсерской компанией, нельзя назвать представителем Восточно-европейского кино, но самый выделяющийся элемент этого фильма, практические эффекты и дизайн монстров, были подарены ему Чехией, которая заодно является и местом действия фильма.

Сам фильм представляет из себя хоррор-мокьюментари на английском языке в сеттинге Второй Мировой войны о советском разведывательном отряде в тылу врага. Выпускник Московской киноакадемии Дима снимает пропагандистское кино о том, как бравые советские солдаты приходят в Чехию для того, чтобы освободить её от нацистской оккупации. В какой-то момент им поступает сообщение от другого отряда с призывом о помощи. По прибытию на место координат, наши разведчики находят пустой город, сожженных заживо монашек и костел с разнообразными тварями внутри. Вскоре обнаруживается, что город является плацдармом для экспериментов психопата-доктора, который является внуком того самого доктора Франкенштейна.

Сам фильм представляет из себя хоррор-мокьюментари на английском языке в сеттинге Второй Мировой войны о советском разведывательном отряде в тылу врага. Выпускник Московской киноакадемии Дима снимает пропагандистское кино о том, как бравые советские солдаты приходят в Чехию для того, чтобы освободить её от нацистской оккупации. В какой-то момент им поступает сообщение от другого отряда с призывом о помощи. По прибытию на место координат, наши разведчики находят пустой город, сожженных заживо монашек и костел с разнообразными тварями внутри. Вскоре обнаруживается, что город является плацдармом для экспериментов психопата-доктора, который является внуком того самого доктора Франкенштейна.

Но несмотря на свою сюжетную вторичность, все хоррор-элементы сделаны оригинально и с любовью. Пропеллеры и железные клетки вместо головы, вся продукция хозяйственного магазина: ножницы, перфораторы, циркулярные пилы в виде вооружения, а также увечья различной степени тяжести на теле: разнообразие монстров и их костюмов может порадовать даже искушенного любителя фильмов ужаса 80-ых. Манера съемки и декорации фильма создают атмосферу, напоминающую атмосферу видеоигр: Outlast, Wolfenstein, а иногда даже Doom. Именно из-за этих элементов “Армия Франкенштейна” остается любопытным нишевым продуктом, несмотря на заезженные жанровые тропы.

Fehér isten / Белый бог (2014) Венгрия

В зоологических хоррорах животные обычно показаны страшными, гипертрофированными монстрами как акула из “Челюстей” или анаконда из одноименного фильма. Но в венгерском фильме “Белый бог” основной угрозой для людей становится милый и дружелюбный пёс по имени Хаген.

Девочка Лили, хозяйка Хагена, отправляется к своему отцу на время отъезда своей матери. Совместная жизнь с самого начала не залаживается: собака громко лает и мешает спать хозяину жилища, да еще оказывается за нее нужно платить налог. На такие жертвы отец Лили идти не готов и выбрасывает пса на улицу. С этого момента начинается голодная жизнь Хагена. На своём пути он будет вынужден пройти через собачьи бои, жестокую дрессировку, жизнь среди пустырей, других дворняг и охотников за собаками. Все эти невзгоды станут причиной кардинальной трансформации Хагена в убийцу.

Прежде всего фильм поражает своей необычной режиссурой по отношению к животным. Здесь собака это не объект для умиления или причина для продвижения сюжета, а полноценный главный герой и даже главный актер. Хаген и его взаимодействие с людьми и другими собаками сняты с его точки зрения и так, как мы привыкли видеть обычного главного героя-человека во всех фильмах. Вообще работа оператора, режиссера и всего персонала фильма с собаками поражает. Фильм открывается сценой, напоминающей сцену из “28 дней спустя”: пустые улицы Будапешта, которые в свою очередь захватили не орда зомби, а собачья стая. В этой сцене были задействованы более 100 собак и не использовались никакие визуальные эффекты.

Режиссер фильма Корнель Мундруцо мастерски смешивает различные жанры внутри фильма. Здесь присутствует и сентиментальная драма о взаимодействии отцов и детей, и совсем не сентиментальная драма о жизни бездомной собаки, и сцены погони и, конечно, хоррор. Все эти элементы гармонично соединяются и образуют прекрасный фильм об ответственности и о пробудившейся силе, которую уже невозможно остановить.

Córki dancingu / Дочери танца (2015) Польша

“Дочери танца” рассказывают историю двух сестер, которые по совместительству являются русалками. Однажды они подплывают к берегам Польши и решают остаться там на какое-то время. Их приютили к себе семья музыкантов и устроили на работу в ночной клуб. В клубе они основывают свою музыкальную группу и становятся популярными из-за своих эротических выступлений. Однако, они все ещё остаются плотоядными русалками и у них возникают желания чуждые обществу, например, есть людей.

“Дочери танца” являются хрестоматийным примером постмодернистской культуры: классический сюжет из сказки Ганса Христиана Андерсена перекладывается на 80-ые годы прошлого века, а жанрово фильм представляет из себя смесь мюзикла, мелодрамы и фильма ужасов.

С точки зрения мюзикла, фильм не особенно радует музыкальными номерами. Песни и их исполнение довольно обычные, хореографически тоже не выделяются, однако эстетика музыкальных сцен весьма разнообразна. Сцены походов в магазин, напоминающие рекламу прокладок Venus, перемешиваются с любовными сценами в общественном душе и сценами совместного просмотра телевизора в типовой хрущевке.

При всей своей мелодраматичности фильм представляет из себя кровавый хоррор. Местные русалки хоть и поют песни, но с крабами и другими рыбами не дружат, а вот распороть брюхо и вырвать сердце у понравившегося незнакомца могут запросто.

Этот фильм-эксперимент погружает зрителя в атмосферу китча и гротеска, рассказывает историю недоступной любви и всегда удивляет тебя своей непредсказуемостью. Предсказать, что произойдет после встречи с полицейским или гардеробщицей невозможно. В итоге мы получаем редкий экземпляр необычного смешения жанров, который заслуживает большего внимания, нежели он получил.

November / Ноябрь (2017) Эстония

Небольшая эстонская деревушка и её жители ведут тихую, спокойную и голодную жизнь. Все местные порядки давным-давно установлены: работа распределяется немецкими оккупантами, вопросы брака решаются отцом семейства, а если нужно найти помощника в хозяйстве всегда можно продать душу дьяволу в обмен на кратта – голема, составленного из кухонной утвари и домашнего хлама, а также наделенного речью и возможностью служить своему хозяину. Сельскую идиллию нарушает образовавшийся любовный треугольник: девушка-оборотень Лина несчастно влюблена в непутевого парня Ханса, который в свою очередь безнадежно влюблен в немецкую баронессу из соседнего поместья. Эта неразделенная любовь становится центром черно-белого фолк-хоррора “Ноябрь”.

“Ноябрь” концентрируется на жизни и быте деревни в условиях постоянного выживания и взаимодействия с разного рода нечистью. Кроме краттов в деревне есть ведьма, помогающая решить бытовые драмы с помощью различных “народных” средств, мертвые души, которые возвращаются посмотреть, как живут их родственники и попариться в бане, а также чума, принимающая облик человека, козы или даже черной свиньи. Но вся эта нечистая сила лишь дополняет общий упадок села и его обитателей. Местные жители никак не борются с нищетой и не пытаются изменить свое печальное положение, а лишь живут так, как жили их предки. Для них первостепенное значение имеет свое собственное обогащение и наполнение своего желудка едой и алкоголем. Для того, чтобы достичь этой цели, они готовы идти на сделку с дьяволом или эксплуатировать свою веру в Бога, не смущаясь ходить в костел и при этом использовать языческие обряды для призыва духов. На этом фоне особенно контрастно выглядят отношения Лины и Ханса, интересы которых шире, нежели просто желание набить своё брюхо, и именно их любовные страдания приведут в движение жизнь деревни.

Уникальная атмосфера мелодраматической сказки в первобытном ужасе была создана стараниями оператора Марта Таниэля. Выдающаяся операторская работа достигла своего эффекта благодаря использованию высококонтрастного черного цвета, разнообразных общих планов и тщательно сконструированного освещения. Также отдельно хочется отметить саундтрек, включающий в себя, как классическую музыку, так и дарк-эмбиэнт. Благодаря удачному сочетанию этих элементов, после просмотра в памяти надолго остается яркий и запоминающийся образ гниющей деревни посреди тёмных лесов и хтонических существ в глубине Прибалтики.

#лонгрид #список #хорроры

 

Источник

Читайте также

Меню