Обзор сериала «Просто представь что мы знаем»
Пытаясь стать российским Нетфликсом, Кинопоиск запускает сразу несколько сериалов своего производства. Среди них попытка переделать The Newsroom под условия современной России: без независимых от государства СМИ, но зато с кризисом традиционных медиа и Телеграмом как последним бастионом свободы слова. Поэтому вместо Atlantis Cable News в центре повествования — три журналистки, создавшие телеграм-канал с скандальными новостями.
История начинается с того, как они по ошибке пишут о смерти известного в прошлом журналиста Евгения Малышева. Малышев, живой, но уже пять лет не имеющий отношения к журналистике и живущий в Лондоне, решает вернуться. Но он оказывается никому не нужен на наполовину мёртвом, а на другую половину поглощённым государством российском рынке медиа. В итоге он становится издателем «похоронившего» его раньше канала ППЧМЗ
Если вы прочитаете отзывы критиков — от RT до «Медузы» — сериал предстаёт таким ироничным подмигиванием «для своих». Или, по крайней мере, для тех, кто следит за российской журналистикой последних лет десяти. Поэтому не последнее место в каждом обзоре занимает упоминание того, как на экране о главном герое иронично твитит Олег Кашин (частично и ставший его прообразом), Екатерина Шульман советует завести видеоблог, а главные герои шутят про, собственно, «Медузу» и «инсайды от Марго».
Но за актуальными отсылками и красивой картинкой (операторская работа, по меркам российских сериалов, и правда отличная) легко потерять главную проблему сериала. Дело в том, что сюжет выглядит совершенно неинтересно из-за своей непроработанности. Это как минимум второй раз у «Кинопоиска» (после вышедшего летом «Водоворота»), когда интересную концепцию сериала убивает плохая сценарная работа.
Даже четыре серии по сорок минут выглядят как растянутая короткометражка. Точнее, как растянутый клип о журналистах, где про журналистику почти ничего нет. Главные героини ведут аномально быстро ставший популярным канал в Телеграме со свежими и эксклюзивными новостями. Это огромная работа, на которую прообразы канала из реальной жизни, вроде Мэша, тратят 40 часов работы целой редакции в неделю минимум.
Но что делают журналистки из «ППЧМЗ»? Они не выискивают эксклюзивы часами: они тратят куда больше времени на алкоголь и выяснения отношений. За примерно неделю внутреннего времени они пишут три новости, из которых действительно серьёзная работа проделана только над одной. Скорее всего, вы подписаны на какой-то крупный новостной канал. Откройте Телеграм и посмотрите, сколько постов у них в день — скорее всего, не так ужасно мало.
Неужели нужно показывать протагонисток постоянно ищущими информацию для постов и пишущими их? Нельзя сказать точно, но это действительно мешает попыткам поверить в сюжет сериала. Такой проблемы не было у других произведений про журналистов, где герои были частью большого издания, делающего основную работу за кадром. Поэтому у протагонистов в них и была возможность вдумчиво расследовать важные по сюжету истории. В сериале, где новости пишут только три человека, это выглядит странно.
Другая проблема сериала: для того, чтобы подчеркнуть, насколько главные героини крутые, а их канал — особенный, все их действия наделяются какой-то сверхъестественной важностью для окружающих. Через весь сезон проходит опубликованная ППЧМЗ история об учителе, якобы совращавшем учениц. Из-за неё учитель был жестоко избит. Её обсуждают всё. Её чуть ли не выбрали поводом для окончательной блокировки Телеграма. Возможно ли представить, чтобы аналогичная история действительно стала настолько важной? Трудно поверить, чтобы история о вигилантистском нападении в Подмосковье выделилась настолько сильно на фоне остальной медиа-повестки, где есть и более жестокие преступления, и более важные для российской политики события. Скорее, про ошибку ППЧМЗ написал бы канал «Беспощадный пиарщик», а видео с избиениями попало бы в WEBM-треды на Дваче — и всё.
Когда главные герои не пытаются узнать, был ли обвинённый ими учитель реальным педофилом, они пытаются найти инвесторов для своего канала. Эти метания выглядят так, будто в каком-то сериале про журналистов из обычных СМИ уже была линия про поиск инвестиций и её решили подрезать ради создания искусственного препятствия, через которое протагонисты триумфально перепрыгнут.
Я имею в виду, что, наблюдая за отчаянной нуждой протагонистов в деньгах, думаешь: наверное есть какая-то статья в негласном этическом кодексе журналистов-профессионалов, которая запрещает даже думать о донатах от своих 400+ тысяч подписчиков. Или в такой огромной аудитории не найдётся никого, кто бы подписался на Патреон прекрасного независимого издания?
Проблема не в том, что главные героини, лениво набрасывая несколько историй в неделю, сидя по уши в кредитах, за полгода делают свой канал одним из самых популярных. Проблема в том, что в это не получается поверить. В сериале совсем не показано, что такого эксклюзивного и разоблачающего пишется в канале ППЧМЗ, что он для начала становится кому-то вообще интересен.
Сериал «Кинопоиска» о Телеграме и новых медиа толком ничего не рассказывает ни о новых медиа, ни о Телеграме. Он показывает интересную задумку, красивую картинку и смешные шутки с отсылками. Этого достаточно, чтобы стать забавным и лёгким пересказом состояния журналистской тусовочки в последние несколько лет. А большего от этого мини-сериала никто и не требует.