Просто космос! Как устроен планетарий Лахта Центра

В 2017 году звезда НБА Шакил О’Нил едва не перевернул устои современного представления о мире, усомнившись в том, что Земля круглая. «Я постоянно езжу из Флориды в Калифорнию, поэтому она плоская для меня. Ведь я не двигаюсь вверх и вниз под углом в 360 градусов. Вы хотите сказать, что Китай под нами? Это не так. Земля плоская», — обосновал свою позицию баскетболист. Правда, потом признался, что таким образом троллил своего коллегу из «Кливленда» Кайри Ирвинга, который до этого также выразил сомнения насчет формы Земли.

Просто космос! Как устроен планетарий Лахта Центра

К счастью, в мире во все времена было много гораздо более пытливых умов. Поэтому гелиоцентрическая модель мира появилась еще в эпоху Возрождения. И, несмотря на то что за учение Коперника очень долго сжигали на костре, оно в итоге победило.

image

КАК СМОДЕЛИРОВАТЬ ВСЕЛЕННУЮ

Когда к ученому приходит понимание как что-то устроено, это «что-то» сразу хочется превратить в модель, чтобы объяснить теорию и передать знания. Так появился первый планетарий, названный впоследствии коперниковским. Разумеется, механический. Принцип элементарный: с помощью набора валов и зубчатых передач шарики-планеты двигаются вокруг центрального шара-Солнца с соблюдением тех же относительных скоростей и расстояний, как на небе.

image

Наглядно, но не зрелищно. Поэтому праобразом современных планетариев стал их другой вид – сфера, внутри которой зрители наблюдают нарисованные на двигающейся внутренней поверхности купола звезды и созвездия. Эту конструкцию назвали птолемеевским планетарием. Пример — Большой Готторпский глобус Петра I, экспонируемый в Кунсткамере.

image

Это уже очень похоже на планетарии, к которым мы привыкли. Только вот с точностью передачи расположения звезд и планет была проблема, которую удалось решить в начале XX века. Для этого понадобилась еще одна небольшая революция – на этот раз в мышлении, ведь мысль о том, что лучше не высвечивать звезды на подвижном куполе, а проецировать их на неподвижный сферический экран пришла к изобретателям не сразу. Только в 1919 году немецкий инженер-механик Вальтер Бауэрсфельд предложил эту прорывную идею, которая в 1924 году была воплощена компанией Carl Zeiss. Сердцем проекта стал специальный оптико-механический проектор, получивший название Zeiss I.

image

Отличие планетария нового типа от предшественников – возможность воспроизведения точной карты звездного неба, видимого с любой точки земной поверхности. Для этого в «звездной машине» изображения звезд создаются крошечными отверстиями в медной фольге. Свет, проходящий сквозь них, транслируется на купол-экран с помощью множества проекторов. Чуть позднее Zeiss I был усовершенствован. Zeiss II содержал уже два шара, один из которых проецировал северную небесную полусферу, а второй – южную.

image

В таком виде планетарий дошел до наших дней, и в большинстве астрономических научно-познавательных объектов работают именно такие звездные машины – где-то усовершенствованные, где-то не особо.

image

ЦИФРА ПРОТИВ МЕХАНИКИ

Новую волну в развитие планетариев внесло появление цифровых технологий.
Демонстрацию звездного неба теперь дополняют полнокупольные видео, лазерные шоу, а в некоторых новых планетариях вообще отказались от использования звездных машин, заменив их цифровыми или лазерными видеопроекторами, транслирующими изображение, которое генерируется компьютером.

image

Преимущество полностью цифровых планетариев — в сравнительно низкой цене при высокой зрелищности. Но специалисты склонны относить даже самые продвинутые версии таких объектов к кинотеатрам с экраном-полусферой, не имеющим особого отношения к науке. Дело в том, что ни одна проекторная система пока не достигла сопоставимого со звездной машиной качества изображения звездного неба. Все просто: человеческий глаз различает даже звезды с очень маленькими угловыми размерами — меньшими, чем пиксель проектора самого высокого разрешения. А значит, эти звезды воспроизвести без качественной звездной машины не удастся.

image

Другое дело, что звездная машина ничего, кроме звезд, воспроизводить не умеет. Поэтому в планетарии Лахта Центра решено было совместить работу традиционной звездной машины с возможностями цифрового суперкино.

ШАР В СТЕНЕ – УНИКАЛЬНОСТЬ НАЧИНАЕТСЯ С ВНЕШНЕГО ВИДА

Прежде чем знакомиться с оснащением планетария Лахта Центра, стоит взглянуть на него снаружи. Это действительно зрелище, ведь 19-метровый сверкающий шар звездного зала будет «парить» в воздухе, слегка выдаваясь из плоскости стеклянного фасада атриума МФЗ.

image

Шар собирается из шлифованных треугольных нержавеющих листов на трубчатую конструкцию и опирается на несущую стальную колонну. Его фасад изготавливается из гнутого стекла, между ним и шаром планетария остается зазор в 1,5 метра.
Сложность воплощения такого архитектурно-технического решения оправдывается визуальным эффектом – он будет потрясающий.

image

Игорь Романенко, ведущий инженер строительного контроля:
«По задумке архитекторов, шар-планетарий «парит» в воздухе. Задача конструкторов состояла в том, чтобы «скрыть» место опоры, крепления шара к перекрытиям. Посетители комплекса его не увидят. Крепления скрываются в центральной колонне и в мостиках-входах внутрь шара на пятом этаже».

image

Чтобы шар так плавно и красиво «приземлился» в стеклянную поверхность фасада атриума, потребовалось сделать 268 термогнутых стекол для ниши – каждому из них придали заданную форму. Но визуально это те же самые стекла, что и во всем пространстве Атриума – такие же по качеству прозрачности и отсутствию искажений.

Для этого применяется процесс моллирования, основанный на способности разогретого до температуры 600—700 °C стекла становиться «текучим» и медленно деформироваться под тяжестью собственного веса, принимая форму опорной поверхности с заданной геометрией. При этом стеклянный лист сохраняет целостность и гладкость.

Дмитрий Матвеев, руководитель направления по металлическим и фасадным конструкциям:
— Для остекления ниши, в которой «парит» планетарий, был разработан специальный механизм-манипулятор, управляемый дистанционно. Он смонтирован на конструкции самого шара-планетария, и служил для установки стеклопакетов в труднодоступных частях ниши.

image

Оформление фасада шара-планетария задумано ярко и стильно. На поверхности 1 223 выгнутых треугольных листа нержавеющей стали, отполированных до блеска.
Эти треугольники будут устанавливаться в последнею очередь – осторожно и в белых перчатках. Именно они создадут «космическое» впечатление от объекта.

Гелена Ермакова, главный специалист-архитектор:
— В вершинах треугольников внешней отделки шара устанавливаются диодные светильники. Меняя тональность и яркость, они подсвечивают сферу и создают эффект звездного неба на поверхности шара-планетария. Можно сказать, что в нашем планетарии увидеть звезды можно будет не только внутри, но и снаружи.

image

Планетарий Лахта Центра – это не только звездный зал, но и обширное общественное пространство вокруг него, которое и само по себе может быть точкой притяжения.

image

ДОРОГА К ЗВЕЗДАМ

Как любое достойное внимание зрелище, планетарий в Лахте начинается с вешалки. Точнее – с автоматического гардероба. Автоматического – значит быстрого: времени хватит только на то, чтобы узнать расписание ближайших показов, которое будет транслироваться на мониторах, расположенных в этой зоне.

image

Пройдя внутрь и купив билеты, посетители перестают управлять своей жизнью до окончания сеанса. Общественная зона спроектирована так, чтобы направлять людей по пути, выбранному дизайнерами. Это — самый интересный путь: тут и зона для фотосессий; и аудио-видео студии; и серверная с большим панорамным окном — можно своими глазами увидеть, как бьется компьютерное сердце планетария; тут и медиа-экраны, созданные с помощью гибких OLED-панелей.

image

За счет технологии MultiTouch с интерактивными приложениями даже на одном экране видеостены смогут взаимодействовать сразу несколько посетителей: играть в обучающие игры, смотреть справочники или знакомиться с презентациями и инфографикой.

image

image

В зале ожидания – финальной части фойе – приглушенный свет, на стенах размещены медиаэкраны с неяркими меняющимися статичными изображениями, звучит негромкая музыка – все для того, чтобы подготовить человека к самому главному: за этой зоной вход в звездный зал.

УНИКАЛЬНЫЙ ГИБРИД

image

Как видите, звездная машина на месте, сразу понятно — мы в самом настоящем планетарии. Это — один из самых совершенных на сегодня оптико-механических проекторов в мире – японский Ohira Tech Megastar-IIA.

image

Звездная машина планетария Лахта Центра – это целый комплекс, состоящий из звездного шара и дополнительных оптико-механических проекторов Солнца, Луны и планет. Помимо миллиарда звезд, самые крупные из которых цветные и мерцают, Ohira Tech Megastar умеет реалистично отображать туманности.
Для правильного отображения звездного неба центр машины должен находиться в центре геометрического экрана. Поэтому звездный шар будет установлен ровно в центре купола на лифте, чтобы поднимать проектор до уровня горизонта купола и опускать максимально низко, когда он не используется.

image

Но какой бы продвинутой ни была звездная машина, для создания научно-образовательно-развлекательных программ мирового уровня ей требуется дополнение в виде системы цифровых проекторов. В планетарии Лахта Центра это даже не дополнение: механика и цифра в равных правах, и именно комплексное использование самого прогрессивного оборудования обоих типов делает объект уникальным. Точнейшая проекция звездного неба формируется звездной машиной, а более крупные объекты, искусственные летательные аппараты, визуальные эффекты и многое другое – цифровые, создающиеся проекционной системой с разрешением 8К по меридиану, для чего используется 10 лазерных 4К-проекторов SONY GTZ280.

image

Пять проекторов засвечивают нижний ярус купола, четыре – верхний, и один формирует изображение в зените. Таким образом, достигается общее разрешение в 48 483 533 пикселей.

image

ПРОСТО COSMOS

Конечно, важно не только как показывать, но и что. На этот вопрос отвечает астросимулятор Sky Explorer от французской компании RCA Cosmos, который управляет воспроизведением контента с проекторов, синхронизирует его с изображением, формирующимся звездной машиной и, при необходимости, может управлять «старболлом». При этом операционная система управления звездной машиной может взаимодействовать со Sky Explorer и в обратном направлении. В этом и заключается уникальная гибридность планетария Лахта Центра. Ведущий прямо во время шоу с планшета может управлять тем, что видят зрители, например — показать вид Земли из космоса и продемонстрировать ее внутреннее строение.

image

Совершить путешествие по Солнечной системе.

image

Или пролететь сквозь трехмерную модель галактики, посмотреть на нее со стороны. Причем это — это научная модель Млечного пути, которая может отображаться в разных волновых спектрах и включает множество деталей, таких как пыль и газ.
В реальном времени моделируется излучение света, его рассеивание и затухание в соответствии со спектральными характеристиками объектов, что дает точную и зрелищную картинку.

image

Можно посмотреть и как устроена черная дыра. Тоже с помощью научной модели, включающей динамическое реалистичное искажение пространства-времени.

image

Библиотека Sky Explorer включает базу спутников, 400 тыс. астероидов (ASTORB от Lowel Observatory) с отображением объектов в реальном времени. И все это не фиксированный контент – библиотека регулярно обновляется.

image
База искусственных спутников Земли и база астероидов

А можно просто посмотреть мультики.

image

Для большей надежности у Sky Explorer есть двойник – резервная полнокупольная цифровая система, с помощью которой с компьютера можно воспроизводить видео с использованием проекторов основной системы. Она реализована на специализированном интегрированном решении от компании Front Pictures, работающем на базе Screenberry360 Media server.

image

БЕЗ ШВОВ

Помимо вопросов «Как?» и «Что?», есть еще вопрос «Где?». Купольный экран планетария далеко не самый большой – 14 метров, зато, как и остальные компоненты объекта, супертехнологичный. Он изготовлен из ультралегкого перфорированного материала компанией Astro-tec по технологии Ulteria Seam, предполагающей соединение пластин экрана «стык в стык», что делает его поверхность практически бесшовной. Это первый такой экран в России.

image

Купол не устанавливается на колонны, как это делается обычно, а подвешивается на цепях.

image

Благодаря такому решению в звездном зале удалось разместить много оборудования: 10 проекторов Sky Explorer, 6 лазерных проекторов, 3 камеры видеосъемки, 5 камер автокалибровки, hi-end аудиосистему пространственного звучания 14.2 Meyer Sound.

image

ЗВЕЗДЫ НА КУПОЛЕ И НА СЦЕНЕ

Для чего столько всего? Для универсальности. Планетарий с таким оснащением можно использовать не только по прямому назначению, но и как супертехнологичную площадку для мероприятий. Здесь установлен механизм трансформации сцены, часть кресел автоматически складывается, образуя ровную поверхность.

image

Например, здесь можно проводить концерты — есть микшерный пульт, система микрофонов, звук с которых выводится на место оператора и в студию звукозаписи, предусмотрены все необходимые интерфейсы для подключения аппаратуры музыкантов. Звук будет живым и глубоким, так как на основе акустического моделирования интерьера звездного зала в отделке решено использовать панели, шпонированные деревом с неповторяющимся рельефом.

image

Ну и какой концерт без сценических эффектов? Управляемые осветительные приборы устанавливаются на съемную ферму, а довершает этот комплект инструментов система лазерного шоу с дым-машиной.

image

Но все же планетарий в первую очередь – это путешествие к звездам. Так что занимаем места, пристегиваемся и — Don’t Panic, как говорится в самом известном путеводителе по галактике!

image

***

Благодарим за помощь в подготовке материала специалистов АО МФК Лахта Центр: Игоря Романенко — ведущего инженера строительного контроля, Дмитрия Матвеева — руководителя направления по металлическим и фасадным конструкциям, Гелену Ермакову — главного специалиста-архитектора; а также — коллег из компании AviLab — Александра Жирнова и Петра Брусенцева.

 
Источник

Читайте также