Я невероятно рад нынешнему положению хоррора как жанра в кинематографе: огромное количество авторских работ, неплохой усреднённый уровень качества среди массовых картин и почёт в кругах ценителей искусства. Проще говоря, есть среди чего выбрать. Люблю и Джеймса Вана, и Ари Астера, и совсем необычных ребят вроде дуэта Бенсона с Мурхедом. Люблю, когда особенности жанра используют в качестве метафоры, давая возможность рассматривать фильм с разных сторон. Люблю неординарные попытки ужаснуть и намеренный отказ от априори действенных приёмов. Люблю разнообразие, а оттого и люблю хоррор – самый многогранный жанр. И, честно, совсем не ожидал столкнуться с массивом его представителей, вышедших в прошлом году. Правда, тут сразу оговорюсь, что затрону и картины девятнадцатого года, ибо многие из них попали в широкий доступ и на большие экраны только в двадцатом, так как до этого прокатывались по фестивалям. Случается так, что фильмы – в особенности маленькие и жанровые – могут по несколько лет ездить с небольшими показами, надеясь наткнуться на заинтересованных в прокате. Например, отличный триллер Адама Вингарда «Тебе Конец» два года дожидался возможности показаться на людях. Я старался ориентироваться на дату интернет-релиза, указанного на IMDb, чтобы сконцентрироваться конкретно на прошлогодних хоррорах. Но не удивляйтесь, если увидите в скобках «2019», когда решите глянуть тот или иной фильм: такое бывает.
Так вот. Очень много всего вышло. Более того: вышло много чего достойного. И да, ещё раз вернусь к IMDb. Оценки некоторых представленных ниже картин могут неприятно удивить, как увидите сами. Думаю, виной тому ожидания. То есть, хоррор должен пугать, верно? А современные хорроры бывают тягучими, неторопливыми, чересчур иносказательными, запредельно претенциозными, излишне концептуальными, с перебором абсурдными, совсем нестрашными и ещё много какими. Лично у меня это вызывает интерес, перерастающий в трепет. Очень ценю, когда наблюдается попытка удивить, зайти с иной стороны, прокрасться внутрь недоступного внешнему, ведь тогда и стирается грань между фантазией и реальностью, тогда становится действительно не по себе. И здесь будет много таких фильмов, которые, сразу предупреждаю, я постараюсь описывать на уровне ощущений и эмоций.
Пересказывать сюжет и разбирать его мне совершенно не хочется, но есть желание поделиться опытом, чтобы заинтересовать. Я хочу поделиться сокровенным, а не пытаться анализировать. Если устраивает – круто, и прошу прощение за долгое вступление; если не подходит такой формат – ничего страшного, я ведь просто человек, решивший скоротать вечерок в компании Word, а не эссе Говарда Лавкрафта о природе хоррора, уже действительно стоящее прочтения.
Ну что, попробуем посмотреть, чем прикольным пытались пугать в прошлом году? А, ну и я старался брать не самые очевидные фильмы, то есть «Дичи» и «Человека-Невидимки» тут не будет, про них уже все рассказано. И да, картинки идут после описания, а не наоборот.
«Амулет» (Amulet), 2020
4,8/10 на IMDb при трёх тысячах оценок;
5,2/10 на КиноПоиске при полутора тысячи оценок;
Вязкий и неторопливый, угнетающий и будто безразличный к предпочтениям зрителя. Проникнуть в историю не получается, скорее она издевательски не спеша обволакивает, завораживая невыпячивающей загадочностью. Если после первых пяти минут не впадаете в состояние транса, а терпеливо ожидаете событийности – лучше бросить просмотр, ибо пробирают атмосфера и намеренные пробелы, хоть и история весьма замысловата.
«Сторожка» (The Lodge), 2019
6,1/10 на IMDb при тридцати пяти тысячах оценок;
5,9/10 на КиноПоиске при десяти тысячах оценок;
Крепкий образец депрессивного хоррора. Настолько холодный, что в нем можно хранить мороженное. Сколько не умоляй, а пощады не будет. Бескомпромиссность – главный мотив этой умершей внутри истории. Смотреть неуютно, возникает жажда объятий. Бросай не бросай хлебные крошки, а в прежнем состоянии вернуться не удастся. Если не смущает тягучее повествование – кино увлечёт и обваляет в гнёте.
«Заповедь зла» (The Curse of Audrey Earnshaw), 2020
4,8/10 на IMDb при менее чем тысяче оценок;
5,1/10 на КиноПоиске при более чем сотне оценок;
Вестерн и ведьмы – на удивление гармоничное сочетание. Не про ковбоев, а про новые поселения. Ближе к Ведьме Эггерса, но не так завораживающе, попроще. Если такая тематика притягивает, то разнообразия ради можно попробовать, пускай кардинально нового не сыщите.
«Жуткий наборчик» (Scare Package), 2019
5,5/10 на IMDb при двух тысячах оценок;
5,0/10 на КиноПоиске при трёхсот оценках;
Для любителей антологий и мета-юмора здесь идейный последователь «Хижины В Лесу», только менее цельный и гораздо более абсурдистский. Не все сегменты радуют, однако совокупная картина образует весьма необычное зрелище. Практически без попыток напугать, зато очень жанровый юмор и много любви к старому хоррору.
«Грань времени» (Synchronic), 2019
6,2/10 на IMDb при десяти тысячах оценок;
6,3/10 на КиноПоиске при десяти тысячах оценок;
Один из прошлогодних фаворитов. Одни из лучших жанровых режиссёров, сделавшие «Бесконечность», «Ломку», «Весну», все из которых рекомендуются к просмотру. Тут – фантастика с налётом обыденности, и потустороннее выглядит особенно зловеще, ведь элементы целого – приземлённые. Немного грязная картинка создаёт впечатление, будто смотришь домашнее видео, или кассету, от чего мгновенно проникаешься. Сильно ощущается вдохновлённость Лавкрафтом, но без паразитирования, а с переосмыслением сквозь видение авторов. И получается нечто знакомое, но с увесистыми самобытными элементами.
«Ветераны зарубежных войн» (VFW), 2019
6,1/10 на IMDb при шести тысячах оценок;
5,7/10 на КиноПоиске при шести сотнях оценок;
Брутальный слешер про кучку брутальных ветеранов, брутально истребляющих панков-наркоманов. Фильм мечты для любителей кровавого насилия. Люблю истории о собирающихся вместе старых друзьях, которым необходимо в последний раз вступить в схватку, где преимущество будет не на их стороне. Колоритные персонажи повелевают незамысловатым сюжетом, а конфликт поколений не акцентирует на себе столько внимания, чтобы стало скучно. Действие, взаимодействие, оторванные конечности, мрак, дружба, пафос. За героев болеешь, желаешь им победить. По началу походит на эпизод Сумеречной Зоны, а потом – мясо, причём преимущественно оправданное.
«Пляжный домик» (The Beach House), 2019
5,3/10 на IMDb при пяти тысячах оценок;
5,2/10 на КиноПоиске при шести сотнях оценок;
Об изоляции и потустороннем. Веет Кроненбергом. История никуда не торопиться, а интрига уходит вместе с концовкой, что будоражит. Последствия давят сильнее, нежели причины. Если не готовы к неспешному – не беритесь. Немного от «Лихорадки», только поспокойней и ранит иначе, более коварно. Думаю, под вялотекучесть самоизоляции – самое оно.
«Напугай меня» (Scare Me), 2020
5,7/10 на IMDb при почти трёх тысячах оценок;
5,4/10 на КиноПоиске при почти тысяче оценок;
Оригинальная затея: здесь персонажи рассказывают друг другу страшилки, без визуализации. Не тот случай, когда у костра, потом голос за кадром исчезает и начинается история, нет. Именно рассказывают, и попутно – звуковые эффекты, игра теней. Классно работает, не припомню похожего. Может ли вдохновение услышанным извне считаться плагиатом? Интересные тема. О мифах писательского ремесла и роли клише. Наверное, самый неординарный из прошлого года. Однако, концовка слегка надуманная, к ней не подвели достаточно убедительно, и получилось будто из ничего. И у многих она вызовет не рациональные вопросы, а пламенное негодование. Да вот многие не посмотрят. Если за необычным, то сюда.
«Морские паразиты» (Sea Fever), 2019
5,8/10 на IMDb при восьми тысячах оценок;
5,2/10 на КиноПоиске при почти семи тысячах оценок;
Снова об изоляции. И снова о проблемах с концовкой, только иного рода. Здесь – обесценивание происходящего прежде, что немного обидно. Зато история хороша! Рыжая женщина на корабле и начинается беда в лавкрафтианской атмосфере. Плюс – вирус, неведомая бацилла, необходимость карантина. Слегка предугадали, что нагоняет жути. Приятные персонажи, аккуратно выведенные бьющие куда надо конфликты. Проникаешься увечьями, предысторией каждого. Немного клаустрофобии. Если глубоководные недра будоражат, а тема заразы не приелась, то нужно пробовать.
«Ад по соседству» (1BR), 2019
5,8/10 на IMDb при девяти тысячах оценок;
5,8/10 на КиноПоиске при четырёх тысячах оценок;
Не всегда увлекает, но идея воплощена интересно. Концовка слишком жанровая, а то что прежде – порой предсказуемо, но сеттинг решает. Посмотрите до первого твиста, а потом решайте – давать шанс или нет. Близко мне, ибо про большой город, где никого не знаешь, где предстоит развиваться, где новые люди, где страшно. И про принятие решений за тебя, когда кто-то решает, чем тебе стоит заниматься и с кем общаться. Про невозможность счастья, когда не обоюдные желания. Немного пресновато, зато любопытно.
«Иди к папочке» (Come to Daddy), 2019
6,0/10 на IMDb при пятнадцати тысячах оценок;
5,8/10 на КиноПоиске при пятнадцати тысячах оценок;
Обволакивающий сюрреализм доводит до истерических припадков, смешно и жутковато. Сказка для взрослых о непростых взаимоотношениях отца и сына. О самообмане. Удивительно поучительная история, хорошо скрывающая поучительность за слоем из череды отбитых событий. Подобное обычно сравнивают с Линчем, да вот здесь погрязнее, поменьше художественного, но вдохновение, пожалуй, присутствует. Оно тягучее, и с первого раза может не состыковаться, зато после – будет нашёптывать по ночам, чтобы вернулся. Лучший вариант просмотра – посреди бессонницы, в компании с комплексами и переживаниями. Сказка, сотканная из высвободившихся в бреду фантазий.
«После полуночи» (After Midnight), 2019
5,4/10 на IMDb при трёх тысячах оценок;
5,2/10 на КиноПоиске при тысяче оценок;
Очаровательная история любви с очевидной, но совершенно чарующей метафорой во главе происходящего. Приятные персонажи так искренне говорят об отношениях, так по-настоящему реагируют, что налёты жанрового оказываются необычайно эффектными. Герой канонично развивается и понимание, что случится желаемое совсем не портит историю. Я проникся, расчувствовался и поразился естественности поведения, и то самое жанровое в таких условиях не выглядит инородным, а сильно подчёркивает.
«Глотай» (Swallow), 2019
6,5/10 на IMDb при почти семнадцати тысячах оценок;
6,1/10 на КиноПоиске при почти семи тысячах оценок;
Моё почтение образам и иносказательности. На бумаге – грубовато, а на экране – необычайно тонко. Истории об абьюзивных отношениях нередко прибегают к метафорам, здесь получилось чрезвычайно удачно. Во главе – героиня, у неё множество временно замаскировавшихся травм, и она принимается заедать их не предназначенными для нахождения в ротовой полости предметами, добиваясь покоя деструктивом. Получилось многослойно, спектр освещаемых проблем в рамках одной темы широк. Образ каноничной домохозяйки деклассировали. Правда, второстепенными персонажами помыкают шаблоны, и на них многовато концентрируются, чтобы не обращать внимание, но в целом не мешает. Концовка а-ля Ханеке пробирает, эмоциональный осадок обеспечен, если неспешный темп по вкусу.
«Вампиры против Бронкса» (Vampires vs. the Bronx), 2020
5,6/10 на IMDb при семи с половиной тысяч оценок;
4,9/10 на КиноПоиске при трёх сотнях оценок;
Очень знакомая история! Такого было немало и будет ещё. Вампирское очарование одолевает насмотренность, да и обаяние населённых чернокожими кварталов с прикольные детишками делает своё дело. Не задерживается в памяти, а как разовое времяпровождение – доставляет. Если хочется знакомого дурачества и тянет к упырям, то не самый худший образчик.
«Оборотень» (The Wolf of Snow Hollow), 2020
6,2/10 на IMDb при одиннадцати с половиной тысячах оценок;
5,4/10 на КиноПоиске при тысяче оценок;
Оборотней тоже люблю. Снова знакомая история, и снова забавная. Тон комедийный, хотя драматических моментов хватает. Симбиоз работает не слишком слажено, зато герой интересный, и за развитием наблюдать хочется. Будто смотришь на друга, переживающего непростые времена, и прямо хочется, чтобы он выкарабкался. Кажется, будто много недосказанностей, словно недоделанная работа с упущениями. Или такая задумка. Чувство, что недопонял её. Приятное кино, легко заходит, пускай оборотня можно было и побольше дать.
«Реликвия» (Relic), 2020
6,0/10 на IMDb при почти двадцати тысячах оценок;
5,7/10 на КиноПоиске при почти восьми тысячах оценок;
Гнетуще и страшно. Сжиматься в кресло, аки герой в «Прочь». Создаваемый дискомфорт, образуемый вследствие напряжения между персонажами, погружает в трясину, и сопротивляться не получится. Три женщины утопают в грузе воспоминаний друг друга, пытаясь то ли решение найти, то ли банально выбраться. Сложнее по задумке, чем «Бабадук», но отголоски атмосферы эхом проносятся по повествованию. Это – нелёгкий просмотр, и по окончанию легче не станет, наоборот же. Тот самый случай, когда конфликт усиливается благодаря впрыскиванию жанрового. Драма на нескольких уровнях работает и доводит до отчаяния и зрителя, и действующих лиц. Хочется выдохнуть в конце, да вот не отпускает. Так просто от этой истории не избавиться. Ты в лабиринте и ты в нем один.
«Ад женщины» (Perempuan Tanah Jahanam на индонезийском, Impetigore на английском), 2019
6,7/10 на IMDb при трёх с половиной тысячах оценок;
6,1/10 на КиноПоиске при трёх с половиной сотнях оценок;
Азиатский хоррор во всей красе. Помесь городской легенды и леденящей притчи. Такие истории не сбавляют темп, производя испуг за испугом, увлекая повествованием. Много элементов, чтобы ни один настроенный на крепкую жанровую работу зритель не остался раздосадованным. Если азиатское не смущает, познакомьтесь.
«Погребальные байки» (The Mortuary Collection), 2019
6,4/10 на IMDb при почти десяти тысячах оценок;
6,2/10 на на КиноПоиске при пятнадцати тысячах оценок;
Лучший альманах прошлого года. Когда линия рассказчика в самом деле важна, когда не просто набор эпизодов, а приходящая к единому история. Сегменты разнообразны. Предсказуемые увлекают, свежие впечатляют подходом. Концентрация удачных историй высока. Для времяпровождения в немаргинальной компании зайдёт на ура, если самому – на фоне смотреть не получится, затягивает.
«Ла Йорона» (La llorona), 2019
5,3/10 на IMDb при почти сорока тысячах оценок;
6,1/10 на КиноПоиске при двухсот оценках;
Иное, гватемальское. Ужас прячется за злодеяниями, за геноцидом. Человек чувствует приближение смерти, та является к нему призраком из легенд. Не шибко увлекательное зрелище, но подобного мало, стоит ценить. Испугаться в классическом понимании не получится. Больше на уровне эмпатии, шкала человечности. Циничный взгляд столкнётся со скукой, придётся по нраву уставшим от жанрового однообразия. Если готовы погружаться и тратить силы на просмотр, обнажая эмоции – приступайте.
«Астрал. Онлайн» (Host), 2020
6,6/10 на IMDb при почти двадцати тысячах оценок;
5,4/10 на КиноПоиске при двух с половиной тысяче оценок;
Люблю дилогию «Убрать Из Друзей», а тут гораздо страшнее. Меньше часа по хронометражу, а хватает и не отпускает. Спиритический сеанс по Zoom – звучит глуповато, а пробирает неимоверно. Оцепенел. Особенно проникнуться свыкнувшиеся с удалённой занятостью и пережившие изоляцию. Если не смущает формат записи экрана, бегом.
«Его дом» (His House), 2020
6,5/10 на IMDb при почти тридцати тысяч оценок;
5,9/10 на КиноПоиске при тысяче оценок;
Визуально впечатляет, на смысловом – интересно. Думаю, разные столкнутся с разной интерпретацией, что может возмутить. Тема вынужденной миграции, культурной апроприации. Раскрывается не однобоко. Не одним конфликтом едины, к концу нарастает до предела. Колоритное зло, нешаблонное обыгрывание темы жуткого дома, даже немного деконструкция. Есть где испугаться, есть кем проникнуться. Крепкая разнообразная история.
«Реинкарнация: Пришествие дьявола» (Anything for Jackson), 2020
6,4/10 на IMDb при четырёх тысячах оценок;
5,7/10 на КиноПоиске при тысяче оценок;
Один из фаворитов, мне было страшно. Классическая жанровая история. Держит в тисках с первых минут, ибо инициация происходит мгновенно. Там, где могло быть прямолинейно – обнажаются грани нового. При этом, сохраняется доступность. За сконцентрированный просмотр история наградит эмоциями и испугами. Для любителей пугающих хорроров.
«Серенький волчок» (Hunter Hunter), 2020
6,4/10 на IMDb при четырёх тысячах оценок;
6,1/10 на КиноПоиске при почти тысячи оценок;
Абсолютно беспощадное кино. Оцепенение сопровождающееся осторожными всхлипами. Бьющаяся в припадке эмпатия. История с характером, будто не учитывающая запросы зрителей. Не будет объяснений, не раскроются детали, никакого сочувствия. И всего хватает, нет ощущения, что пожадничали. Все сделано для максимального эффекта. Напомнило атмосферой «Ветреную Реку», только ещё суровей. Если хочется замёрзнуть и загрузнуть, то сюда.
«Чем глубже копаешь» (The Deeper You Dig), 2019
5,6/10 на IMDb при почти тысяче оценок;
Без оценки на КиноПоиске, меньше сотни оценок;
Уникальный опыт. Сложно вспомнить нечто схожее. Нечто столь наглое, сделанное то ли на коленке, то ли с неимоверным пониманием истории. Вызывает улыбку, вздор, удивление, восторг и циркуляцию саспенса. Словно знаешь, куда все идёт, а на деле – совершенно иначе, совсем не туда, совсем не о том. История покажется знакомой, дайте шанс, увлечёт и обворожит. Сначала – об отмщении, затем – о прощении или смирении, в итоге – о совокупности и об ином. Чьи-то размышления ожили и воплотились. Нескучно за счёт постоянных смен настроения. Если хочется посмотреть необычное кино – да, если скоротать вечерок – не стоит.
«Спасительница» (Saint Maud), 2019
6,8/10 на IMDb при тринадцати тысячах оценок;
6,1/10 на КиноПоиске при почти тысяче оценок;
Не могу устоять перед особым очарованием фильмов, распространяемых A24. Нередко студия даёт деньги и возможности неординарным личностям, готовым экспериментировать. Не каждый раз удачно, зато чаще получается иначе, нежели по проторенной, и не это ли важнее? Здесь – вопрос веры, не единожды использовавшийся в жанровых работах, из близким фильмов можно вспомнить «Дневник пастыря». Придётся быть терпеливым, и по итогу понимаешь, что хотел бы больше ужаса и меньше размеренности. Тем более, концовка – наиболее впечатляющий момент истории. Кажется, больше не желание покопаться в теме, а показать эстетическую сторону, покрасоваться. Даже немного надменности. И всё это завораживает. Если есть потаённое желание посмотреть кино с окрасом возвышенности – пожалуйста.
«Диббук» (The Vigil), 2019
5,7/10 на IMDb при трёх тысячах оценок;
5,0/10 на КиноПоиске при почти тысяче оценок;
Еврейская сказка. Еврейская мифология не раскрыта должным образом, а раскрывать есть что. Вот достойный образчик. История действительно исследует выбранную тему. Авторы ворошат своё прошлое, вороша прошлое персонажа, добавляя и классические моменты для испуга, и пытаясь удивить. Ощущается усталость. Герой устал, и когда испуг накладывается на усталость – получается интересный эффект. Именно контекст нераскрытой на большом экране мифологии придаёт знакомой истории о призраке в доме колорита. Слегка похожа на «Демона Внутри». Персонаж проходит путь, так что сопереживаешь больше, так что страшишься больше. Если падки на сюжеты про видоизменяющихся иллюзорных призраков, поселившихся в ветхом доме – тут можно найти много любопытного.
Люблю жанр и люблю его разнообразие. Люблю, когда есть пространство для интерпретаций. Так я прочувствовал эти фильмы и так мне захотелось о них написать. А на концовку сил всегда немного не хватает, да и сказать будто уже нечего. Даже удачи жанру желать бессмысленно, ибо жить он будет вечно, а в кинематографе ещё и средств не так много нужно для воплощения таких сюжетов. Короче, пойду гляну какой-нибудь хоррор.
К слову, если хотите, то можете заглянуть ко мне, но фон Триеру тут не место. Если не хотите, то можете и не заглядывать.