Прощайте лето вместе с фильмом «Сто дней после юности»

Прощайте лето вместе с фильмом «Сто дней после юности»

Дисклеймер: я не претендую на звание кинокритика, тут исключительно мои субъективные мысли и ощущения.

В двух словах это фильм о том, как 14-летний Митя Лопухин приезжает в пионерлагерь со своими одноклассниками. Внезапно для героя в нем просыпается чувство – Митя влюбляется, и это влечение разделяет его жизнь на детство и юность.

Сразу скажу, что с настоящими лагерями и детьми, которые в нем отдыхают, сходства в фильме мало. Это, скорее, фантазия художника на тему того, каким должно быть лето в пионерлагере. Дети и подростки там спокойные, возвышенные, пусть иногда и выглядят смешно, но очень мило и наивно.

Далее в рецензии много спойлеров, будьте аккуратны)

Содержание скрыто

Показать

Фильм открывается кадром, в котором Митя Лопухин крепко спит, чувство в нем пока дремлет, но скоро пробудится. Мне нравится, что режиссер с самого начала фильма показывает нам, за кем следить. Ведь в эпизоде “Кто есть кто?” Митя скачет, как обезьянка, и ругается с Ерголиной, а мальчик из радиоточки отзывается о нем как “о духарном малом” (духарной – это ликующий, радостный, жизнерадостный). А потом, в течение фильма, интересно наблюдать, как главный герой превращается в мизантропа, а затем в опустошенного романтика.

Содержание скрыто

Показать

Вообще сцена “Кто есть кто?” очень интересная, ее разбирать и разбирать. Сережа, пионервожатый, признается, что по профессии он – скульптор. Сергей даже будет с парнями искать камень для своих работ и говорить о том, что в каждой горной породе есть душа. А далее ребята просят сами, чтобы скульптор сравнил их с каким-нибудь камнем. Это все не случайно, ведь режиссер хочет сказать, что педагог – это скульптор душ подростков, который должен пробудить в них чувство.

Содержание скрыто

Показать

В “Кто есть кто?” узнаем от мальчика из радиоточки, что Загремухина и Ерголина – подруги, при этом Загремухину мальчик выдвигает на первый план. Он говорит, что Ерголина – наперсница Загремухиной, однако именно героиня юной Татьяны Друбич станет причиной соперничества двух подростков.

Содержание скрыто

Показать

Тут авторы по сути повторили момент из “Евгения Онегина”. Из двух сестер, Ольги и Татьяны, и автор, и Евгений выделяют Татьяну как более поэтичную и глубокую душу, чем Ольга, но Ленский (казалось бы, поэт, возвышенная душа) все-таки выбирает Ольгу. Тут я сравниваю Татьяну с Загремухиной, а Ольгу с Ерголиной.

Содержание скрыто

Показать

Да, Ерголина читает на трех языках, она милая, добрая, красивая, но из всего фильма именно Загремухина кажется мне девушкой, более достойной воздыханий и возвышенной влюбленности. Она учит Митю танцевать, она приходит к Мите после сцены с вишневым компотом, она относит письмо для Ерголиной… И она любит Митю “больше всех на свете”…

Содержание скрыто

Показать

Вернемся снова к эпизоду “Кто есть кто?” и фигуре Сережи. Он подходит к Мите и сразу начинает читать ему два стихотворения Лермонтова: “К друзьям”, которое поэт написал в 14 лет, и “Романс”, написанный уже в 15. Сережа говорит, что в двух произведениях чувствуется большая разница, хотя для Лермонтова прошел всего год. Тут режиссер намекает, что с Митей, «духарным малым», произойдет то же самое. За эти сто дней (одно лето) главный герой вырастет духовно и вступит в юность.

Содержание скрыто

Показать

Содержание скрыто

Показать

Именно Сережа поможет Мите и другим ребятам в этом становлении их душ. Он покажет пионерам Джоконду, поставит с ними “Маскарад”. И именно голосом вожатого Митя читает главы “Героя нашего времени”, и именно у Сережи Митя спросит “что же делать?”, когда понимает, как глупо он поступил с Луневым.

Содержание скрыто

Показать

Вернемся к Мите и мотиву сна. Итак, я уже писала выше, что фильм открывается кадром глубокой дремоты героя. В следующий раз Митя так уснет на пляже и получит солнечный удар, а потом увидит Ерголину «впервые», “по-настоящему”. Обратите внимание, любовь как солнечный удар – да это же отсылка к Бунину! И таких отсылок мы еще встретим много.

Содержание скрыто

Показать

Содержание скрыто

Показать

Итак, Митя «просыпается» в той сцене, а потом будет мучиться бессоницей и по ночам читать Лермонтова. Влюбившись, Митя теряет сон, в нем наконец-то пробудилась душа и настоящее чувство. Именно поэтому в сцене репетиции «Маскарада», когда Мите предлагают играть Арбенина, Митя уже знает текст наизусть! Он только для вида спросил у Лунева, откуда читать!

Содержание скрыто

Показать

Вообще за любовным четырёхугольником “Митя-Ерголина-Лунев-Загремухина” очень интересно наблюдать. Все всё видят, но молчат до последнего, и от этого финальные сцены кажутся такими сильными, испытываешь настоящий катарсис.

За один фильм проживаешь целое лето, а конечная сцена с запуском воздушного змея уже трактуется не просто как еще одни прошедшие каникулы, но и символ ушедшего детства, юности, первого трепетного чувства…

Обожаю этот фильм. Последний раз смотрела лет 6-7 назад, вчера исписала весь ежедневник, сколько всего я там нашла. И сколько еще увижу спустя время! Этот фильм – очень выверенная и в хорошем смысле слова “вещь в себе”, фильм идет всего-то 1,5 часа, но вмещает в себя столько, что я просто поражаюсь гению Соловьева, которому на момент съемок было всего 30 лет.

Отсылки, которые я увидела в фильме (помимо указанных выше):

— глава в фильме “Воспитание чувств” – Флобер и его одноименный рома.

Содержание скрыто

Показать

— сцена жребия (кому играть Арбенина?) – глава “Фаталист” “Герой нашего времени”

Содержание скрыто

Показать

— дуэль между Митей и Луневым – отсылка к эпохе Пушкина и Лермонтова

— сцена, в которой Митя смотрит в небо и ночные звезды – отсылка к космосу и звездам из поэзии Лермонтова

— само место действия – старая усадьба, старый театр, лес, луга, уединенные причалы – прямиком из романов 19 века.

Подростковые моменты, над которыми я смеялась и умилялась:

— Саша Лебедев – ну просто ходячий мем, каждая его фраза вызывала смех)

— сцена тушения костра по-пионерски)))

Содержание скрыто

Показать

Содержание скрыто

Показать

— сцена, в которой Митя в гипсе приходит показаться Луневу и Ерголиной (подражание Вернеру и лорду Байрону)

Далее хочу пересмотреть “Спасателя” и “Наследницу по прямой”, которые вместе со “Сто дней после детства” являются трилогией. Я эти фильмы уже смотрела, но забыла, надо встряхнуть эти воспоминания.

Смотрели «Сто дней после детства»? Какой фильм у Соловьева ваш любимый?

 

Источник

Читайте также