Прогрессивная и умная история, в сердце которой лежит мотив самоидентичности и принятия девиаций в обществе.
В материале:
- Встречают по одёжке
- Сатира как основной инструмент трансляции мыслей
- Самоидентичность, девиации в общество
- Причины успеха дефолтного серика про ментов с кринжовыми шутками
Встречают по одёжке
Комедийный жанр всегда был и будет считаться чем-то не слишком отягощённым на философские изыскания и прочую содержательность. К нему принято относиться с большим предубеждением, а целевая аудитория рисуется типажем не самым одарённым. Особенно, когда речь заходит о типаже среднестатистического зрителя, делающего кассу очередной российской комедии.
Безусловно, комедия комедии рознь, но тем не менее. Проект «Анна Николаевна», далее А.Н., по своей форме и поверхностному содержанию полностью соответствует тому, что в наше время можно назвать типичной российской комедии. Культурный код во вступительном ролике описывается шаурмой и пивом, мужчина здесь падок на борщ, а шутки про хуи и секс — бесконечные.
Но первое впечатление может быть обманчивым, о чём чуть позже.
А.Н. рассказывает историю о полицейском-андроиде, отправленном высшим руководством МВД России для тестирования и очеловечения. Подобная фабула как новое прочтение о «попаданце» не просто так популярна — она позволяет на своей основе, где культуры двух диаметрально противоположных миров сталкиваются в лоб, написать интересный конфликт и шутки на нём основанные.
Отчасти именно этим можно объяснить большую популярность проекта. На момент написания материала сериал находится на первом месте по просмотрам на KinopoiskHD и имеет высокую пользовательскую оценку.
Сатира как основной инструмент трансляции мыслей
А.Н. обманчива. Впервые знакомясь с проектом, меня в один момент захлестнула волна стыда за его навязчивость в политической плоскости: все эти диалоги про сильного лидера, любовь к родине и патриотизм, а также нескрываемое пресмыкание перед властью. Но довольно скоро понял, что это всё сатира.
Сериал не стремится каким-бы то ни было образом выгородить или пропиарить силовые структуры, он не призывает слепо следовать букве закона и не пытается привить Ура-Патриотизм. Наоборот, он высмеивает не свойственные живым людям принципы и рисует образ человека прежде всего человечного. В том числе и через андроида.
В тексте могут быть небольшие спойлеры, но ничего критического, что могло было бы испортить первое впечатление от просмотра сериала, в них нет.
Шестая серия второго сезона будет хорошим примером сатиры. Здесь сюжет разворачивается вокруг покушения на жизнь депутата. Главные герои опрашивают свидетелей, проводят оперативно-розыскные мероприятия и ищут убийцу и мотивы преступления. Очевидно, раз речь идёт о депутате, потенциальных недоброжелателей будет много. Но нет. Более того, оказывается, что депутат предельно предан народу и помогает простым людям всем, чем только может.
И это смешно, потому что неправдоподобно — это подчёркивают и персонажи сериала. Андрей Маратович (Антон Филипенко) по итогу выдвигает нереалистичные теории о том, что потерпевший является либо андроидом, либо Христом.
Может также показаться, что сериал транслирует крайне оскорбительные для отдельных групп лиц, но традиционные для нашей страны политические взгляды. Эпизодов, где высмеивается гомосексуальность или сексизм, здесь много, а главная героиня, Анна Николаевна (Зоя Бербер) — это пример персонажа, о котором прогрессивный Твиттер не должен узнать ни при каких условиях!
Но как и в случае с идеальным депутатом, контекст подобных оскорбительных шуток говорит об обратном — авторы не поддерживают гомофобию и сексизм, как бы контринтуитивно это не казалось на первый взгляд.
Обращайте внимание на то, при каких обстоятельствах произносится та или иная фраза.
Пусть сериал и использует сексуализированный образ главной героини для привлечения аудитории, но в целом представляется достаточно прогрессивным и взрослым.
Самоидентичность, девиации в общество
Моя интерпретация истории, рассказанной в первом сезоне А.Н., лежит в основе именно этих мотивов: самоидентификация, девиации и реакция общества на них.
По сюжету ключевые персонажи А.Н. находятся в состоянии не полного счастья. Андрей Маратович (Антон Филипенко) переживает болезненное расставание, а влюблённую в него Настю (Маруся Климова) держит на расстоянии вытянутой руки.
Всё меняется, когда в его жизни появляется андроид Анна Николаевна (Зоя Бербер) — Андрей не знает, как реагировать на влюбленность в машину, но понимает, что хочет быть с ней.
Причина отсутствия полной взаимности очевидна — Анна Николаевна не является человеком, а с точки зрения общественности правильным бы выбором была Настя. Она приносит ему борщ, застенчива, робка, но красива. Образ идеальной жены, но не для персонажа Антона Филипенко.
И подобная история лежит за всеми ключевыми персонажами сериала. Слава Ляпин (Фёдор Лавров), например, чувствует себя счастливым рядом с Женей (Анна Котова), проституткой, и искренне её любит, но осудительная для общества профессия не даёт ему сделать шаг. А Мокрый (Кузьма Сапрыкин) проявляет ненормальный интерес к своей тёще.
Высшей точкой развития всей этой истории является момент, когда Андрей решается переступить через себя и перекрасить свой автомобиль в розовый цвет. Пацаны с района, может, и не поймут, но это его собственный способ самовыражения и плевать на общество. Это стопроцентное драматургическое действие персонажа, демонстрирующее его отношение к себе через конкретный образ.
И это круто.
Причины успеха дефолтного серика про ментов с кринжовыми шутками
Одна из причин уже была заявлена — это интересный и популярный концепт о «попаданце». Но грош цена любому концепту без должной реализации. Именно разноплановая сценаристика позволяет проекту быть интересным и универсальным. Отлично написанные шутки, персонажи, заложенные мотивы — секрет успеха лежит где-то здесь.
Самое банальное, сериал попросту смешной. Плотность юмора высокая, затрагиваемые в нём темы актуальны, а проходных юмористических заготовок мною не было замечено. Практически всегда это многоуровневые конструкции, обеспечивающие молниеносную зрительскую реакцию. Шутка про хуй шутке про хуй рознь.
Во-вторых, работа с материалом с художественной точки зрения. Со школьной скамьи и уроков технологии, а жизненные уроки от трудовика это всё-таки не хухры-мухры, я запомнил одну простую вещь. Если на твоей доске для резьбы есть неприятный сучок, сделай так, чтобы этот досадный изъян был органично вписан в композицию.
У А.Н. довольно простой продакшн, ведь это всё-таки ТВ-шоу, не предполагающее раздутого бюджета. Иногда авторам приходится снимать сложные шоты с акробатическими трюками или с применением компьютерной графики. Очевидно, получается не Marvel и уж тем более не Вильнёв. Но на это закрываешь глаза, потому что по большей части в этой истории превалирует именно комедийный тон. Это как раз тот случай, когда неприятный сучок органично вписывается в общую композицию.
И последнее — живые персонажи и эмоции. Всё это диктуется грамотной сценаристикой и хорошей актёрской игрой.
Мои рекомендации.