Продолжение «Теда Лассо» – лучший сериал 2020 года стал глубже и обратился к ментальному здоровью в спорте

Обзор второго сезона. Все еще богаче и еще добрее. Меньше футбола, больше характеров, которых ему так не хватает

Продолжение «Теда Лассо» – лучший сериал 2020 года стал глубже и обратился к ментальному здоровью в спорте

Премьера «Тед Лассо» от Apple+ состоялась в августе 2020 года. Первый сезон состоял из десяти 30-минутных серий и рассказывал историю тренера по американскому футболу, который получил назначение в европейском футболе, переехал в Лондон и начал работу с клубом «Ричмонд» (вымышленная команда в рамках сериала). Год спустя вышло продолжение ситкома, И уже по ходу второго сезона «Тед Лассо» получил «Эмми» в категории «лучший комедийный сериал», а исполнитель главной роли Джейсон Судейкис как лучший актер в комедийном сериале.

Подробнее об истории создания «Теда Лассо», важности поднимаемых в нем тем и том, почему это один из самый добрых сериалов последних лет, который нужно смотреть даже тем, кому спорт не интересен, можно почитать в тексте о первом сезоне по ссылке ниже.

«Тед Лассо» – важная комедия о футболе и новой мужественности. Сериал вырос из проморолика АПЛ

Этот же текст о том, куда движется «Тед Лассо» во втором сезоне, чем 12 новых эпизодов отличаются от первых десяти и благодаря чему сериал стал глубже.

«Тед Лассо» уходит от абсурдности сюжета первого сезона и обращается к психологическим проблемам

Второй сезон продолжает историю тренера Теда Лассо (Джейсон Судейкис) в футбольном клубе «Ричмонд». Правда теперь они выступают дивизионом ниже – в Чемпионшипе и стремятся к возвращению в Премьер-Лигу. Комедийная рамка первого сезона (тренер по американскому футболу в европейском) больше не используется. Еще в первом сезоне из нее выжали абсурдистский максимум, и в продолжении это уже не может работать. Об этой особенности из резюме главного героя во втором сезоне практически не вспоминают.

Самого футбола стало меньше. В первом сезоне он был необходим сериалу для решения двух задач:

  1. создание исходной комедийной ситуации – тренера из другого вида спорта;
  2. проверка мягкого характера и понимающего подхода в жесткой конкурентной среде (мотив новой мужественности)

Спортивный аспект был базой для направляющей идеи и основного конфликта. Во втором сезоне «Тед Лассо» уходит от спортивных интриг, превращая их в профессиональный бэкграунд персонажей, сценарный инфоповод обращения к жизням и характерам героев. Вылет «Ричмонда» в Чемпионшип в первом сезоне был важным событием в сюжете. Во втором вплоть до предпоследнего эпизода непонятно, на каком они месте в таблице, побеждают они или проигрывают. Сам футбол появляется только в тех случаях, когда это полезно для развития персонажей, когда спортивные события становятся отправной точкой или кульминацией в сюжетных арках героев:

  • смерть собачки от удара Дани Рохаса пробуждает в нем страх перед пенальти (почти столь же экзистенциальный, как и у драмы Вима Вендерса);
  • хет-трик Обисаньи начинает серию, в которой он становится главной фигурой (кому он забивал даже не сообщается, потому что это неважно);
  • игра Джими Тартта с «Манчестер Сити», как повод затронуть важный для сезона мотив отцовства;
  • матч с «Тоттенхэмом» — развитие центральной темы второго сезона (ментальное здоровье) и завязка самой увлекательной сюжетной интриги (рост амбиций и зависти Нейта)

Уже в первой серии в «Ричмонде» появляется спортивный психолог Доктор Шэрон (Сара Нилс) — новый персонаж задает мотив всего сезона – теперь «Тед Лассо» это история о работе над психологическими проблемами и важности ментального здоровья. Такой подход позволяет глубже проработать характеры и усложнить связи между персонажами поэтому и сюжетных поворотов стало больше. Благодаря развитию отдельных героев усложняются устойчивые отношения: дружеские у Теда и Бирда (Бороды), дружеские у Ребекки и Кили, любовные у Роя Кента и Кили, конфликтные у Роя Кента и Джимми Тартта; и возникают новые: конкурентные у тренеров «Ричмонда», любовные у Бирда, любовные и семейные у Ребекки, наставнические у Роя Кента и Макаду, отношения врач-пациент у Шэрон и всех остальных.

Осложнение связей между героями создает больше перипетий, за счет чего растет и событийная плотность серий. «Тед Лассо» сохраняет горизонтальность сюжета, в котором каждая серия продолжает историю предыдущей. Но во втором сезоне сериал позволяет себе отходить в сторону и создавать вертикальные истории в рамках одного эпизода, которые событийно не оказывают большого влияния на фабулу, но делают сериал глубже, раскрывая характеры героев. Такова, например, серия похорон отца Ребекки «Ноль свадеб и одни похороны» (очевидная отсылка к мелодраме Майка Ньюэла), на фоне которой разворачиваются отношения владелицы «Ричмонда» с мамой, бывшим мужем и новым парнем. Этот же эпизод использует главный визуальный инструмент второго сезона – параллельный монтаж, благодаря которому Ребекка и Тед произносят двойной монолог о своих отцах, что усиливает психологизм.

Благодаря вертикальности и увеличению роли героев второго плана, возникла и, пожалуй, лучшая серия второго сезона – ночные приключения тренера Бирда после матча с «Манчестер Сити». Эпизод-оммаж фильму Мартина Скорсезе «После работы» (1985). В нем не участвует Тед Лассо и другие основные герои, за исключением Бороды (Брендон Хант), который отправляется побродить по Лондону и за несколько часов попадает в череду случайных событий. О том, что это именно подражание работе Скорсезе, а не просто сюжетная схожесть, говорит название эпизода: «Beard after hours» («После работы» в оригинале – «After hours»). После этой серии сомнения в ценности и обаятельности персонажа Брендона Ханта отпадут (если, они к этому времени еще будут оставаться).

Персонажи второго плана выходят на первый, а главный герой поддерживает общий оптимизм

Одно из главных отличий продолжения «Теда Лассо» – внимание ко всем героям. Нет, и в первом сезоне персонажи второго плана имели яркие узнаваемые черты, но они были нужны скорее для отражения характера протагониста (что логично, ведь и сериал назван его именем). Но второй сезон показывает характеры второстепенных персонажей (и теперь их нельзя так называть), они приобретают самостоятельную сюжетную значимость и ценны в отрыве от Теда. В персонажах «Теда Лассо» можно найти разные черты:

  • тщеславие тренера Найта (Ник Мохаммед), который проходит испытание славой и это становится важной сюжетной коллизией;
  • ранимость и проницательность тренера Бирда (Брендон Хант), который во втором сезоне строит отношения с девушкой, а параллельно укрепляется в статусе носителя внутренней философии сериала (не зря почти всегда, когда Бирд на заднем плане, он читает – теперь это не только «Перевернутая пирамида» Джонатана Уилсона, но и не футбольные книги);
  • сдержанность и внимательность Роя Кента (Бретт Голдстин) – он лучше прочих отражает трансформацию традиционной маскулиннности, за демонстрацию которой Голдстин во многом и получил «Эмми» как лучший актер второго плана; этот образ уже стал мемом и породил теории о том, что такого актера не существует, а персонаж создан компьютерной графикой;
  • сомнения Джими Тарта (Фил Данстер) – как и Рой, он растет над собой, но, в отличии от Роя, из-за этого роста теряет часть харизмы, а с ней сюжетную значимость и экранное время (исключение – серия, отражающая его отношения с отцом);
  • рассудительность Сэма Обисаньи (Тохиб Джимо), который во втором сезоне становится главным персонажем из футболистов и своими действиями запускает самую неожиданную интригу «Теда Лассо»;
  • неуверенность и страх перед потенциальным счастьем Ребекки (Ханна Уиддингхэм, у которой тоже «Эмми» за лучшую роль второго плана) – владелица «Ричмонда» отражается в отношениях с мамой, любовниками, подругами;
  • амбициозность Кили (Джуно Темпл), которая окончательно превращается в главного женского персонажа сериала, но (пока) не становится карикатурной сильной независимой карьеристкой, а оставляет себе право на уязвимость и поддержку от мужчины.

Развитие самого Теда проявляется через его общение с командным психологом Шэрон. Их отношения по ходу сезона меняются и приводят к формулированию прогрессивного отношения к публичности со стороны Теда: «не нужно никому звонить насчет статей в прессе, там же написана правда, а, в отличие от других, я способен жить с правдой». А вот личностные качества доктора Шэрон создатели скрывают, возможно, потому что она не нужна сериалу в дальнейшем. Во втором сезона психолог предстает персонажем-функцией, который необходим для раскрытия характеров других героев.

В развитии всех персонажей очевидно влияние главного героя из первого сезона – теперь почти все в «Теде Лассо» стремятся к понимающему подходу. Что отчасти негативно сказывается на антагонистах. В первом сезоне «злодеем» был муж Ребекки (и отчасти сама владелица «Ричмонда»), здесь же такого персонажа нет. Герои противостоят обстоятельствам и сами себе: они борются с ненавистью, завистью, сомнениями, неуверенностью, страхами (и что хорошо для сериала, особенно его третьего сезона, не все из этих схваток заканчиваются в пользу героев).

Центральное место внутреннего конфликта обусловлено психологизмом, которым пронизано все повествование. При этом «Тед Лассо» старается избегать прямовлобых декламаций о важности ментального здоровья в спорте, поэтому, как только Тед заикается об этом на пресс-конференции, следует склейка и мы оказываемся в другой по настроению сцене. Но все же пару красноречивых монологов «Тед Лассо» позволяет себе, главный из них – в последней серии о выборе и шансах: «Выбор, джентльмены, раскрывает нашу суть, куда лучше способностей».

Терапевтически сериал сказывается и на некоторых зрителях. Например, тренер «Арсенала» Микель Артета в сентябре 2021 (после того, как его команда тяжело начала сезон) рассказывал:

Сейчас я смотрю новые серии. «Тед Лассо» великолепен в тяжелые моменты. Он всегда улыбается и верит. Это дает тебе другую точку зрения – нет одного взгляда на вещи. Случает и хорошее и плохое, и есть люди, которые справляются со всем не так, как остальные

Микель Артета

Главный тренер «Арсенала»

Цитат и отсылок стало еще больше, но и комедийных инструментов тоже

В монолог-исповедь из последнего эпизода Тед вплетает цитату тренера студенческой баскетбольной команды из UCLA Джона Оби-Ван Гендальфа, самоиронично подчеркивая тягу к упоминаниям известных людей и персонажей массовой культуры в «Теде Лассо». Причем этот прием стал еще изощрённей:

  • изучение танца из выступления ‘N Sync на тренировке;
  • «жаль, что у нас нет двух Сэмов Обисанья. А что там с клонированием? От шотландцев давно не было новостей, значит, прорыв уже близок» (отсылка на клонирование шотландскими учеными овечки Долли)
  • в одном предложении Теда могут встретиться Чак Норрис, Шерон Стоун и Усама Бен Ладен (и между ними действительно есть связь);
  • сериал может посмеяться над анонимностью Бэнкси;
  • или любовью Илона Маска к «Твиттеру»;
  • построить сцену вокруг картины современного нигерийского художника Келечи Нванери;
  • задаться вопросом: а не является ли фраза «акуна матата» расистской;
  • запутать персонажей (и, возможно, зрителя) отсылкой к «Дамбо»;
  • и разъяснять социальные взаимоотношения с помощью экологического исследования Сьюзен Симард о коммуникации деревьев;
  • вспомнить классическую реплику из «Крестного отца» про предложение, от которого невозможно отказаться (и улыбнуться тому, что от третей части франшизы не осталось афоризмов);
  • и даже сделать отсылку на себя: «на том же месте в прошлому году у вас уже были шокирующие новости» — говорит Тед Ребекке, напоминая о ее признании в подлости из первого сезона; и тут же Ребекка забрасывает удочку на третий сезон: «жду следующего».

Отсылок, действительно, очень много – все приведенные выше взяты только из одного эпизода. Но сериал не ограничивается цитатами. Для создания комического «Тед Лассо» использует разные приемы, и во втором сезоне этот инструментарий стал шире. Например, визуально через смену ракурса и демонстрацию изначально невидимых зрителю объектов, само наличие которых в конкретной сцене создает комический эффект (как вертолет на тренировочном поле или случайный свидетель эмоционального откровенного диалога). Или с помощью параллельного монтажа, как, например, в ссоре Кили и Роя, в которую «вшита» сцена из «Секса в большом городе».

Сериал продолжает иронизировать над современным футболом, доводя до гротеска создание прически одному из игроков в раздевалке, или называя тактический прием «ложная девятка» (false nine) «фальшивой девяткой» (fake nine). «Тед Лассо» использует каламбуры в стиле «Шэффилд Уэнсдей» он Сатудей; и черный умор, вроде диалога: «Пойми: Джеми и Дани, как Пикассо и Гоген. – Педофилы?».

Сериал создает простые комедийные ситуации, как те, в которых Хиггинс остается без кабинета и слоняется по разным углам на базе клуба, и более сложные по структуре, вроде эпизода похорон отца Ребекки, в котором «Тед Лассо» умудряется шутить, но не кощунственно, а по-доброму, сохраняя базовый оптимизм сериала. Поэтому даже самая назойливая песня в истории Интернета в «Теде Лассо» может быть сентиментальной и трогательной.

Но комической основой все равно остается обыгрыш известных (и не очень) явлений: от слез Майкла Джордана до совпадений в «Магнолии» Пола Томаса Андерсона, от плоской Земли Кайри Ирвинга до биткоинов, от Хизер Ликлир из сериала «Мелроуз Плейс» до звукового семпла из оппенинга «Молодого Папы» в начале финального эпизода; даже те, которые в российском дубляже (и субтитрах) стоит перефразировать с «Darn tootin, Vladimir Putin», на «Именно так, Жак Ширак». Но неймдропинг и цитаты в «Теде Лассо», как соски в «Шоугелз» — к середине фильма перестаешь замечать их, так захватывает сюжет.

Обилие отсылок – не просто постмодернистская причуда сценаристов – это еще оправдано тем, что «Тед Лассо» продолжает притворяется реальностью, делая вид, что футбольный клуб «Ричмонд» и все его сотрудники существуют в одном мире с Дензелом Вашингтоном, Самуэлем Л. Джексоном и Райаном Рейнольдсом, покупающим «Риксем» из пятого английского дивизиона. Это позволяет обыгрывать внешнюю схожесть Джейсона Судейкиса и Эда Хелмса («Мальчишник в Вегасе») и без труда вставлять камео. Так во втором сезоне в роли самих себя появляются бывшие футболисты, а теперь телеэксперты Тьери Анри, Гарри Линеккер, Йан Райт, Крис Камара и самый артистичный судья из когда-либо существовавших в Англии – Майк Дин.

К выходу первого сезона футбольный клуб «Ричмонд» завел официальный аккаунт в «Твиттере», а ко второму открыл фан-шоп, который выглядит, как магазины настоящих футбольных команд – это еще одна примета того, как «Тед Лассо» размывает границу с реальностью.

И последнее, если в первых сериях вам покажется, что «Тед Лассо» погружается в стагнацию и вязнет в самоповторах, не стоит сразу упрощать свое впечатление до клише: ну, это же футбол, и после яркого дебюта у «Теда Лассо» синдрома второго сезона. Дождитесь середины се, ведь любому тренеру нужно время – дайте Теду поработать, и он продолжит вас удивлять.

Telegram-канал автора о фильмах и сериалах

#сериалы #мнение #обзоры #тедлассо #судейкис #apple #футбол

 

Источник

Читайте также