"Прочь" — виртуозная идея, не достигнувшая должного финала

“Прочь” – социальный сатирический хоррор Джордана Пила, три года тому назад завоевавший премию Оскар за “лучший оригинальный сценарий”. Поскольку данный обзор рассчитан на зрителей, хорошо знакомых с сенсационной работой Пила, отстранимся от пересказа синопсиса фильма.

Режиссерский и сценарный кинодебют 38-летнего нью-йоркского актера и комика Джордана Пила был снят за четыре с половиной миллиона долларов, а в мировом прокате собрал около двухста. К тому же он вошел в десятку картин, набравших рейтинг одобрения 99% на главном зарубежном сайте-агрегаторе Rotten Tomatoes. Критики и публика были единодушны: эту картину пропускать категорически запрещается нель. Фильм увлекательный, смешной, злой, виртуозный.

Проще всего было бы трактовать «Прочь» как картину о врожденном, неистребимом расизме белого человека, который обнаруживает себя в самых причудливых формах и в самый неожиданный момент. Но подобная интерпретация представленного материала моментально превратила бы парадоксальный фильм в сухую и плоскую агитку. Здесь можно подставить любое равенство: полов, рас, ориентаций, политических взглядов. Стоит ситуации слегка выйти за пределы описанной нормы, и первоначальные инстинкты в считанные секунду возьмут обстановку под собственный контроль. К сожалению, противоречивым фактором достаточно смелой в плане своего дерзкого контекста ленты Пила является ее финал, разрушивший ранний двухчасовой рассказ с точки зрения развития определенной мысли о расовой дискриминации.

Концовка фильма представлена следующим образом – главный герой в лице Криса Вашингтона (Дэниэл Калуя) удачным образом выбирается из заточения поместья Армитажей, после чего делает роковую ошибку, забрав к себе в машину местную гувернантку, не зная, что та на самом деле является еще одним членом безумной семейки его бывшей девушки Роуз (Эллисон Уильямс). Последней удается догнать сбежавшего парня, после чего выстрельнуть в него, но попытка оказывается неудачной. Тогда на помощь Роуз приходит Уолтер, в теле которого находится ее дедушка. Крис использует вспышку камеры своего телефона, дабы освободить реальную личность внутри Уолтера, и тот берёт винтовку Роуз и стреляет в неё, а затем кончает жизнь самоубийством. Крис начинает душить Роуз, но не может заставить себя убить её. В это время подъезжает полицейская машина. Роуз кричит о помощи, надеясь, что именно Криса будут считать атакующим, однако водителем оказывается Род (Лил Рел Ховери) – лучший друг героя. Он и Крис уезжают, оставляя девушку умирать от огнестрельной раны.

Существует альтернативный вариант развязки ужасающих событий, отснятый Пилом изначально, однако же вскоре вырезанный по причине желания создать версию с хэппи-эндом: вместо Рода в патрульной машине действительно оказываются двое полицейских, которым удается арестовать Криса за покушение на убийство Роуз и уничтожение жилища Армитажей. Через какое-то время Род навещает Криса тюрьме и пытается выяснить все обстоятельства, но тот лишь заверяет, что уже решил проблему. Джордан Пил посчитал, что подобный вид концовки лучше отражает проявления расизма в современном обществе: несмотря на угрозу жизни и самозащиту, герой всё равно оказывался в тюрьме. Но всё же реакция тестовой аудитории заставила поменять видение финала с целью не вызвать излишнего негатива у большей части аудитории после завершения просмотра.

Безусловно, такая кульминационная точка смотрелась бы в разы оригинальнее и реалистичнее, нежели предложенный для театрального релиза вариант, ведь сюжетная структураздесьаприориподразумевала под собой довольно-таки предсказуемое развитие истории – главное действующее лицо уничтожает всех своих врагов и спокойным образом выбирается из западни. Впрочем, ходили слухи и третьей вариации увиденного – полицейские просто застрели Криса на месте преступления. Но все же Пил настаивал на более позитивной финальной ноте. “Прочь” старательно делает вид, будто бы политический окрас тут уходит в сторону фундаментальных законов человеческой психики, отрицающих саму идею равноправия. Манипуляция, эксплуатация, эгоизм, прямое насилие — главные двигатели сюжета.

Блистательная авторская задумка и общий стиль оформления картинки, разумеется, радует зрителя, но очень своеобразная форма финала умудрилась подпортить впечатление от увиденного. Словно в идеально выверенном механизме отошла маленькая деталь, нарушая единой процесс производства цепляющей и крайне продуманной истории, обладающей и колоритными персонажами, и отлично спрятанными пасхальными нюансами, и достойной визуализацией на фоне рассматриваемой проблемы расизма и вопроса об подлинной устройстве власти: у кого в руках находится сосредоточение несокрушимой силы, тот и победит, если только не найдется особого исключения из правил, как в случае с невероятными везением, то ли с точно такой же невероятной находчивостью Криса Вашингтона.

 

Источник

Читайте также