Пробуждение силы: обзор фильма «Лёд»

14 февраля в прокат РФ выходит «Лёд» — мелодрама от режиссёра-дебютанта Олега Трофима и продюсеров «Притяжения». Главный редактор DTF рассказывает, как создателям картины удалось избежать многих подводных камней жанра и сделать почти безупречное кино о любви.

Жизнь научила меня относиться к российским фильмам с опасением. И в особенности это касается картин, выходящих на каких-то знаковых датах — будь то 9 мая, Новый год или День космонавтики.

Поэтому на «Лёд», приготовленный студией «Водород» к 14 февраля, идти было страшно. Тут и пошловатые постеры с любовным треугольником, и тема фигурного катания, к которой в России относятся с особым — до раздражения — пиететом, и актёр Петров, который по своей вездесущести уже конкурирует с Козловским, и трейлер, намекающий на то, что нас ждёт очередной фильм о нелёгкой судьбе провинциалки, решившей покорить Москву.

Смущало и то, что почти во всех роликах авторы зачем-то скрывали наличие в фильме музыкальных номеров. Да и ставил «Лёд» известный клипмейкер, от которого можно было ждать в лучшем случае стандартного набора — красивой картинки, рваного монтажа и слабой работы с актёрами.

Мария Аронова предсказуемо хорошо справляется с ролью тренера, но вы это уже, скорее всего, знаете по трейлеру

В общем, слишком многое здесь могло пойти не так. Слишком много было почвы для ошибок. «Лёд» как будто был заранее обречён на то, чтобы обрести свою самую лучшую форму в обзоре BadComedian.

Но случилось чудо.

Как фильм получился хорошим, не совсем поняли даже его авторы. По словам Петрова, звёзды «Притяжения» или «Гоголя», он понял, что «Лёд» удался, только после просмотра финального монтажа.

И актёра можно понять. Позитивное впечатление от фильма складывается на протяжении всего сеанса — из мелких деталей, чего от отечественной мелодрамы ко Дню Святого Валентина не ждёшь в принципе.

Петров исполняет песню Богдана Титомира

Главная сила «Льда» в том, как его авторы умело огибают все подводные камни выбранного жанра и выходят победителями из каждой отдельной сцены.

Например, музыкальные номера здесь поначалу могут показаться неуместными, но чем дальше развивается сюжет, тем крепче убеждение, что они идут картине только на пользу.

«Лёд» — это не совсем мюзикл, а, скорее, фильм, в котором актёры иногда поют. По меркам жанра номера здесь простенькие и редкие, но каждый из них выполняет определённую задачу.

Вот представьте, провинциальная фигуристка Надя покоряет Москву. Что в такой момент показали бы в обычном российском фильме? Поездки на лимузине с открытым верхом, дорогие рестораны, походы по модным бутикам, реки шампанского — пошлость, как говорит Никита Михалков, звенящая пошлость.

Что делает режиссёр «Льда»? Включает музыкальный номер под песню Ивана Дорна, снятый в пределах одного ночного клуба. С одной стороны, эта сцена выполняет сюжетную функцию и показывает, как Надя обустроилась на новом месте, а с другой — разом избавляет фильм от десятков заезженных штампов и этой самой пошлости.

Авторы «Льда» принципиально выбирали для номеров русскоязычные песни, но плейлист у них для картины про фигурное катание получился очень необычным — тут и Земфира, и «Кино», и 5’Nizza.

Иногда элементы мюзикла заменяют типичный «монтаж под музыку» — смотреть на юных спортсменок, напевающих «Я — солдат», интересно и необычно. Иногда песни просто безупречно работают на настроение — в одной из самых важных сцен фильма герой Петрова уходит на ВДНХ подумать, напевая «Пачку сигарет», от которой проникнуться спокойной горечью персонажа получается особенно легко.

Впрочем, музыкальные номера — это лишь одна из многих причин, по которым «Лёд» работает. Изящно избавив себя от хождения по граблям российского кинематографа, режиссёр Трофим уделяет максимум внимания сценам, раскрывающим персонажей.

Если говорить о диалогах и проработке героев, то «Лёд», наверное, самое живое российское кино про любовь со времён каких-нибудь «Неадекатных людей».

Здесь сопереживание вызывает даже типичный злодей-красавчик Леонов в исполнении серба Милоша Биковича. Прежде чем открыть зрителю его неприятные стороны, сценаристы усложняют героя небольшим диалогом. Мы узнаём, что фигурист живёт одним только спортом и потому ходить по чужим головам ради достижения собственных целей для него нормально. Он не чудовище, просто человек, который не видел обычной жизни из-за постоянных тренировок.

С ещё большей глубиной и чуткостью прописана сама Надя (Аглая Тарасова из «Интернов») и её неожиданный друг в лице хоккеиста Саши (Петров). Диалоги между ними — смешные и трогательные — пожалуй, лучшее, что есть в фильме.

И тут даже не знаешь, кому отдать должное — то ли актёры сами блестяще играют и выдают настоящую «химию», то ли режиссёр-дебютант сразу же разобрался, как с ними работать на площадке.

В любом случае, можно уверенно сказать, что без Петрова, которого утвердили на роль всего за пару недель до начала съёмок, фильм был потерял половину своего очарования. В его Саше, познающем мир по фильмам с джедаями, многие узнают себя.

Тем, кто не любит патриотические агитки вроде «Движения вверх», будет важно знать, что «Лёд» обошёлся и без натужной борьбы за честь Родины. С самого начала главную героиню показывают не как «фигуристку от Бога», а как девочку, лишённую таланта, но обладающую почти бесконечным упорством, которым её когда-то зарядила ныне покойная мать.

В фильме «Лёд» вообще напрочь отсутствует концепция «выступления за страну». Главные герои сражаются не с иностранными фигуристами — их вообще не показывают — а с самими собой, и это делает историю одновременно аполитичной и свежей.

В этом плане «Лёд» немного похож на недавнюю «Тоню против всех». И эти картины не только не конкурируют между собой, но и изящно дополняют друг друга. В обеих на первое место выходят отношения фигуристов с родителями и роль воспитания в жизни человека. Только Тоня стремилась к славе, используя в качестве топлива ненависть, а Надя — любовь.

Впрочем, в одном элементе отечественный фильм всё же явно превосходит голливудский — в демонстрации фигурного катания. Там, где режиссёр «Тони» опрометчиво полагается на компьютерную графику (лицо Марго Робби «переносили» на тело фигуристки, и это видно), Олег Трофим аккуратно показывает дублёров. Поэтому иллюзию того, что на льду катаются сами актёры, «Лёд» поддерживает лучше.

Съёмки фильма начались на Байкале — режиссёру нужен был чистый природный лёд, на котором можно кататься на коньках

Концептуально «Лёд» больше хочется сравнивать не с «Тоней», а с «Ла-Ла Лендом». Оба фильма можно назвать мюзиклами для тех, кто не любит мюзиклы. Они используют музыкальные номера не при каждом удобном случае, а только тогда, когда те помогают раскрыть мысли и настроение героев или выкинуть из истории очередную банальность.

Что ещё важнее, музыка в обеих картинах создаёт чувство сказки — делает показанный на экране реализм магическим. Во многом благодаря этому ощущению финал «Льда» — абсурдный, комичный и слезливый — работает как надо.

Фильм Трофима — эталонное feel-god-movie, после которого из зала выходишь с теплотой на душе. И картина удалась прежде всего потому, что режиссёру хватило смелости положиться на хорошие диалоги и актёров, убрав из истории всё лишнее — натужный патриотизм, московский гламур, штампы спортивных драм и даже постельные сцены.

«Лёд» — отличный урок для большинства начинающих российских кинематографистов: снимай, что умеешь, люби своих персонажей и не распыляйся на то, что не помогает сюжету.

 
Источник: DTF

Читайте также