Проблемы с графическим романом по «Евгению Онегину»: блеклый список персонажей

Издательство АСТ выпустило графический роман по «Евгению Онегину». Комикс явно нарисован при помощи нейросети, хотя в анонсах и аннотациях прямо об этом нигде не сообщается. На мой взгляд, книжка не удалась, но вовсе не потому, что ИИ — это автоматически плохо. А теперь разберемся, что именно пошло не так:

Проблемы с графическим романом по «Евгению Онегину»: блеклый список персонажейИзображу ль в картине верной // Уединенный кабинет, // Где мод воспитанник примерный // Одет, раздет и вновь одет?

Книга вышла в феврале, но на сайте Лабиринта анонс появился пару месяцев назад. Под анонсом сразу возникло приличное количество отрицательных отзывов (основная претензия была в том, что явно аишный комикс продают по цене добротного неиашного, а в аннотации об этом ни словечка), потом отрицательные отзывы подвинули положительными, потом они вовсе куда-то подевались.

Отзывы пропали, а рейтинг осталсяОтзывы пропали, а рейтинг остался

Из аннотации, которую, кажется, тоже составил нечеловеческий разум, действительно сложно понять, как рисовался этот комикс. Единственное упоминание нейросетей попалось мне в посте редакционной группы «Джем» издательства АСТ, где нам пообещали «переосмысление классики при помощи новых графических технологий», но на сайтах книжных магазинов такой подсказки нет (поправьте меня, если ошибаюсь). Нет ее ни в предисловии книги, ни в выходных данных на последней странице комикса, там, где указано имя художницы, Анастасии Соловьевой (о ней чуть ниже).

"С живой картины список бледный", или Что не так с графическим романом по "Евгению Онегину"

Как мне представляется, такая скромность – ошибка: во-первых, кто на обложку взглянул, тот сразу все понял, а во-вторых – зачем же прятать то, что можно выдать за фичу? Нарисовать комикс с помощью этих самых новых технологий – достижение вообще-то, да и сама идея довольно отважная, поскольку нейросети труднее сделать серию картинок, чем одну. Тут хвастаться надо, а не скрываться.

Я не для того взялась за этот текст, чтобы помахать клюкой на нейросетевого Онегина в стиле anime. Рано или поздно Миджорни должна была взять эту высоту, вопрос только в том, как это произойдет. А теперь посмотрим слайды!

На фантлабе и сайтах книжных магазинов можно скачать ознакомительный фрагмент из шести страниц и поразглядывать его. Я зашла настолько далеко, что отправилась в книжный магазин и пролистала книжку от начала до конца, пересчитывая пальцы (кстати, с этим все в порядке).

"С живой картины список бледный", или Что не так с графическим романом по "Евгению Онегину"

Тезисно:

1) Никакого погружения в XIX не будет. Герои одеты в лучшем случае под «Темного дворецкого». Прически – туда же.

2) Широкий Онегин идет 10 часов все время в кадре. Композиции фреймов статичные, повторяющиеся и бывают двух видов – «персонаж стоит» и «персонаж сидит».

3) Неудачно выбран формат комиксовых пузырей. Такая нежная подложка со строчками и цветочками, а эти жесткие прямоугольные рамки смотрятся беспомощно.

4) Местами наложение неаккуратное (см. следы писем на пальцах Татьяны).

5) Местами бывает трудно отличить Онегина от Ленского, а Татьяну от Ольги.

"С живой картины список бледный", или Что не так с графическим романом по "Евгению Онегину""С живой картины список бледный", или Что не так с графическим романом по "Евгению Онегину"

Итого: единственное сильное место – сон Татьяны, где появляются всякие фэнтезийные чудища, а в остальном шесть страниц комикса выглядят так же, как шестьдесят шесть. Получилось не то, чтобы плохо, а просто неинтересно.

У Анастасии Соловьевой, художницы, которая задавала запросы нейросети и обрабатывала получившиеся картинки, есть целая группа вк – к сожалению, закрытая, хотя я бы хотела посмотреть на другие ее работы. Судя по цитате в этом посте, из-за «Евгения Онегина» ей пришлось столкнуться с каким-то негативом, а вообще она, в отличие от издательства, не скрывает технических моментов и не боится говорить, что работала по ТЗ и заказчик ею доволен. Это она молодец!

Но результат попросту обидный. Что именно помешало «дожать» комикс до более высокого уровня? Нехватка времени?.. Вот получился Онегин в каком-то странном переднике (ознакомительный фрагмент, страница 24) – почему бы не отредактировать? Вместо православного креста на макушке церкви получился католический – так это легко исправить? На некоторых кадрах персонажи не похожи сами на себя – что-то же надо с этим сделать? Нет динамики в кадре – попробовать задать другой запрос?..

Пока что художница выигрывает чисто за счет скорости – АСТ кинули ей заказ и она выполнила его быстрее, чем те, кто начали бы рисовать в фотошопе. Но через какое-то время нейросети освоят более или менее все художники (а может быть, просто более или менее все, без «художники»), начнут пользоваться ими как инструментом, дорисовывать нужное, убирать ненужное, задавать такие запросы, чтобы картинки получались разнообразными и интересными. Что тогда? Мне кажется, сохранить в таких условиях конкурентоспособность будет сложнее.

"С живой картины список бледный", или Что не так с графическим романом по "Евгению Онегину"
 

Источник

Читайте также