Проблема Тетради Смерти от Netflix и их адаптаций в целом

Как мы только что выяснили, Netflix готовит продолжение свой тетрадки.

Поэтому хотелось бы высказаться об основной проблеме их адаптаций. Логические дыры, допущения – всё это на мой взгляд второстепенное. Основная проблема вытекает из того, как эта контора работает с оригиналом.

Что вообще такое адаптация?

Адаптация в первую очередь должна перенести произведение из одного формата в другой. Аниме в фильм или книгу в сериал. Само слово изначально означает больше приспособление, чем перенос. То есть нужно приспособить конкретное произведение, существующее по правилам книг, например, под правила кинематографа. Это не переосмысление и не работа “на основе”, это представление оригинала в другой форме. Но суть при этом пострадать не должна. Если мыслить об адаптациях так, то в Netflix их вообще не делают.

Потерянная суть и альтернативы

Тут идеальным примером будет Ведьмак, позже и до Тетради Смерти дойду. Первая серия экранизирует рассказ “Меньшее зло”, но упускает всю его суть, оставляя лишь самые крупные события фабулы. В оригинале мы видим многогранный конфликт, с более чем двумя сторонами. [Спойлеры, если кого-то волнует]. Рассказ противопоставляет Ренфри и Стрегобора, не уточняя даже после финала, чья сторона была действительно права. На примере Ренфри и позже Геральта нам показывают, как функционирует мышление толпы, как к людям привязывают их “ярлык”, не разбираясь в их действиях. Поступок Геральта, его знаменитый выбор между злом, подвергается огромному сомнению, задавая вопрос, стоит ли вмешиваться в то, что не касается тебя лично? С одной стороны, Геральт спасает горожан. С другой, они, как выясняется, в спасении не нуждались. С одной стороны, он хотел не допустить ни одной смерти. С другой, если расправиться с бандитами до того, как они кого-то убьют, пострадает Войт. По итогу своих действий остаётся Геральт, совершивший массовою резню совершенно бессмысленно, Ренфри, бессмысленно умершая, Войт, пострадавший из-за бессмысленного поступка Геральта. Финал утверждает слова Геральта: “Зло есть зло”, а выбор меньшего в итоге создаёт единственное. Netflix в своей адаптации предлагает ту же историю, но вырезав всё нужное, для раскрытия сути и даже конфликтов. Вместо диалога с Ренфри, в ходе которого она раскрывается сама и раскрывает свои планы, нам показывают видение посреди леса.

То есть, Геральт буквально ловит какой-то трип, после чего идёт убивать. Сам диалог с Ренфри конечно был, в нём не звучало тех фактов, которые должны бы были. Более того, Войт вообще вырезан из хронометража, что отрезает целую линию конфликта, убирая вопрос о необходимости жертв. В финале мы вовсе получаем цирк вместо вывода. Геральт рубит бандитов, не зная, что они собираются убивать горожан, Ренфри наконец рассказывает свой план, после чего умирает, после Геральта закидывают камнями и он уходит. Вроде я ничего не пропустил. Вопрос, несёт ли это ту мысль, которую несёт в себе оригинальный рассказ? Я вот её не вижу.

Тетрадь смерти в этом плане пошла чуть дальше. Она упускает уже всё из оригинала, оставляя лишь имена и саму тетрадку. При этом тетрадь смерти не так плоха, если рассматривать её совсем отдельно, она вполне дотянется до среднечка, может даже чуть выше. Однако, чтобы так вышло нам нужно забыть, что речь идёт о Лайте и L. Но Netflix не даёт этого сделать, ведь тетрадь смерти популярна не в последнюю очередь этими персонажами. Сам фильм, скорее всего, по причине популярности и снимался. Чтобы оставаться той самой Тетрадью Смерти, в фильме и фигурируют знакомые персонажи, но работа с оригиналом здесь не лучше, чем в Ведьмаке. Единственное их отличие в том, что Тетрадка предоставляет нам альтернативу. История Netflix уже не история о высокомерном лучшем школьнике Японии, а история ою обычном американском подростке, жизнь которого не складывается. Он глуповат, у него не складываются отношения с людьми, им постоянно пользуются. Если представить, что это не Ягами, то все дальнейшие события вполне логичны. Он до ужаса пугается Рюка, вполне вероятно, он не задумывается о важности тетрадки и листает её на каждом углу.

А встречая девчонку, разумно решает, что это единственное, чем он способен выпендриться. Девчонка оказывается не такой тупой и строит на тетрадку свои планы, временно используя Лайта и пытаясь от него избавиться в будущем. Всё это звучит не так уж плохо, даже вполне логично, но рушится под одним фактом. Это всё ещё Лайт. Умный, высокомерный, осторожный, но любящий выпендриваться, использующий других людей. Но ни одна из характеристик к Лайту почему-то не подходит. Вопрос. Зачем он тогда Лайт, собственно? Это всё ещё важно, ведь мы говорим об адаптации, которая должна сохранять основы оригинала. Netflix же даёт нам новых персонажей, но говорит, что они старые. Это называется паразитирование на франшизе, а не адаптация. если бы история разворачивалась отдельно от истории оригинала, пусть даже носила то же название, но использовала бы именно случайного школьника Америки, случайного Детектива, который его ловит, то мы бы получили как минимум нормальный фильм. Людям бы могли не нравиться его идеи, персонажи, сюжет в общем, но это было бы ближе к вкусовщине.

Меньшинство в массы

Каст у Netflix такой же наплевательский, как и отношение к оригинальному сюжету. Вообще, если в фильме появляется темнокожий, гей или трансгендер, то это не проблема. Проблема в том, что они появляются там, где им нет места. Тот же L в аниме был не просто белым, он был максимально бледным. Это самый странный выбор для темнокожего актёра. Но по сравнению с Ведьмаком это мелочь. Когда ми видим зерриканца при дворе Цинтры, вот это уже реально странно.

Причём самое забавное тут то, что Зеррикания в ведьмаке существует и при желании наполнить сериал темнокожими можно, не нарушая при этом лора. Но вместо этого мы получаем темнокожих дриад, которые, видимо, поят белых девочек брокелонской водой, затемняющей их кожу. Верхушкой этого становиться грядущий Ковбой Бибоп, в котором Джет Блэк буквально стал Блэк.

Я если честно, не до конца понимаю, темнокожий персонаж, которого зовут Чёрным с большой буквы, это вообще расизм или нет?

Вообще я начинал этот текст с мыслью, что адаптация, на то и адаптация, чтобы нести в себе оригинал, но в другой форме. Так что в заключение скажу ещё раз эту мысль. Netflix не делает адаптаций. Она делает “на основе” паразитируя на имени выбранных произведений. Конечно у них и других недостатков навалом, но если бы они изначально делали своё “на основе”, то вопросов было бы куда меньше, Кошмар Волка тому пример.

У него есть проблемы и с лором и логикой, но он изначально не является адаптацией чего-либо, а потому может продвигать любые мысли. И его вселенная имеет куда больше прав восприниматься отдельно от книжной. Как, к примеру, игры, которые так же местами нарушают книжный лор, но на него и не претендуют изначально.

Дальше продолжать уже некуда, поэтому спасибо всем, кому не похер. Будем вместе недоумевать от продолжения в будущем.

 

Источник

Читайте также