Про альбом Depeche Mode — Memento Mori

Пятнадцатый альбом группы стал первым за шесть лет

Это пост из телеграм-канала 91.3

Невозможно начать текст о Memento Mori не с упоминания смерти Энди Флетчера. Третий участник группы, не принимавший прямого участия в творческом процессе, но, по выражению Мартина Гора, бывшего главным фанатом группы. Флетч взял роль этакого менеджера: помогал определять, какие треки выпускать синглами и, наиболее важная его функция, примирял между собой Гора и Гаана. Теперь Энди нет — и его уход все еще может стать кончиной Depeche Mode, о чем мы если и узнаем, то не скоро. Сейчас самое шокирующее в том, как вселенная расставила тайминги. А самое грустное — что Флетч так и не услышал новых демок.

Memento Mori наиболее тематический альбом группы за последние десятилетия. Это не просто альбом о смерти — он о встрече с неизбежным и неизвестным. От «звуков» на Sounds of the Universe группа пришла к этой самой вселенной, откуда вынесла еще больше мрака, чем раньше. С другой стороны, Depeche Mode очень давно заигрывают с тревожными эмоциями (пиком, наверное, стал Music for the Masses), поэтому кардинально нового здесь ничего нет. Просто на этот раз лучше чувствуется конкретика: смирение со смертностью, обращения к сверхъестественным сущностям, разочарование в людях — слышно, что это размышления о чем-то одном, только с разных сторон. Альбом гораздо мрачнее, чем холодный Spirit, хотя и человечнее.

Обложка Антона Корбейна отлично подходит альбому. Гранжевая текстура, грубость напоминают о беспокойном и перенасыщенном арте Ultra — тяжеловесной индастриал-работе. Memento Mori разделяет его грязноватое звучание: все последние альбомы Depeche Mode отшлифованы более гладко и студийно. Вернулись и агрессивные скрежещущие риффы. В то же время новый LP более лаконичный и менее вызывающий, что отражено в простейшей цветовой гамме и практически симметричной композиции.

Почти все песни разделяют стандартную поп-структуру и имеют отчетливые припевы — поэтому 50 минут проносятся легко. В то же время здесь только один радио-хит (самый большой с 2009 года), а остальные треки балансируют между легкостью и артовостью. Они не цепляют внимание моментально, но делают это, когда прогоняешь альбом снова и снова.

Memento Mori кажется чуть сложнее, чем он есть. Мне нравится мистерия, окружающая альбом, и его напускная монотонность. Но все-таки не хватает чего-то правда сложного, большей импровизационности и спонтанности. По этой причине я стал больше ценить My Cosmos Is Mine — самый экспериментальный трек здесь. Все, конечно, относительно: для многих точно не хватит красок, ярких пиков и более четкой смены настроений.

Тех, кто называет Memento Mori лучшим альбомом группы в этом веке, легко понять. В нем появилась необходимость. Он возвращает нас к вечному вопросу о том, нужны ли искусству страдания и трагедии: и этот альбом доказывает, что они нужны скорее людям. Материал появился (но еще не записался в студии) до смерти Флетчера и навеян, разумеется, ковидом и всем сопутствующим. Однако контекст поменялся и по злой иронии идеально лег на лирику и музыку. Теперь к Гору и Гаану обращено больше внимания и еще больше — понимания. Этого не хватало последним нескольким альбомам: единства в их трактовке.

 

Источник

Depeche, Memento, Mori, Pro, альбом, моде

Читайте также