Наконец добрался до «Лоуренса Аравийского» — мощнейший фильм!
После него явно понимаешь, откуда выросла «Дюна» Фрэнка Герберта, татуинская часть «Звездных войн», черты образа полковника Курца из «Апокалипсиса сегодня» и многое-многое другое.
Ну а подтверждает это россыпь из 7 Оскаров (включая главный и режиссерский).
Хочу вам рассказать про крутые визуальные решения этой картины.
Про содержание
Для начала, для галочки, проговорим про сюжет.
Смысловая часть фильм слегка устаревшая, эдакий старый-добрый англосаксонский имперский шовинизм. (Ну про то как белокурый британский полубог объединил всяких арабских дикарей в одно государство, а они такие коварные, сговорились с политиками и прогнали Лоуренса).
Выйдя в 1962 году, «Лоуренс» был одним из последних великих фильмов, которые довольно легко относились к подобным мыслям. (через 3 года случилось американское вмешательство во Вьетнамскую войну, после которого тема западного империализма освещалась уже совсем по-другому)
Про визуал
Ну а вот с точки зрения формы, фильм просто божественный, не устаревший ни на день.
Например, там есть одна из самых чарующих сцен 20 века — медленное, медитативное появление визиря Али из ниоткуда, буквально из пекла пустыни.
Ну и дальше все передвижения будут слева направо! (по сюжету герои двигаются в Акабу).
Немного отрывков, подтверждающих слова про направление (и про красоту фильма):
Исключение
Единственное нарушение этого правила (движение только направо) было в эпизоде, когда Лоуренс возвращается обратно за Гасимом (бедуином, который остался сзади, ослабев от пустыни).
И именно с помощью этого формального приема (направленности движения), легко понять кто откуда движется в следующей сцене (когда Лоуренс с Гасимом возвращаются обратно и встречают дозорного).
Еще из интересных находок — ночные сцены снимали днем, при помощью специального фильтра.
Крутое решение, которое решает поставленную задачу изображения сумерек без видимых источников света.
Из минусов — у верблюдов были тени 🙂
Кстати, меня перед просмотром очень интересовало, как почти 4 часа хронометража показывали в кинотеатрах в 62 году?
Cам фильм на вопрос и ответил — прям посреди кино есть перерыв на антракт на 5 минут!
В общем, «Лоуренс Аравийский» — один из последних грандиозных фильмов Старого Голливуда, до сих пор прекрасный в своей красоте и масштабности (и некоторой наивности).
Абы кто не обошел бы на Оскаре «Убить пересмешника» и «Мятеж на Баунти» 🙂
Спасибо за прочтение!
Кстати, веду телеграм-канал о кино (пост взят оттуда): https://t.me/odno_kino