Про «трилогию о смерти» Алехандро Иньярриту

Сегодня речь пойдет про Алехандро Гонсалеса Иньярриту (боже, как музыкально звучит его имя).

Про «трилогию о смерти» Алехандро Иньярриту

Напомню, что благодаря ему мы в свое время получили шедеврального «Бёрдмэна», а Ди Каприо — Оскара за «Выжившего».

Вообще, Иньярриту — довольно эффективный режиссер.

Он снял всего 6 полнометражных фильмов, и каждый из них имеет оценку выше 7.5 на iMDB и кучу наград и премий.

Алехандро также стал первым мексиканцем, который выиграл Каннский приз за лучшую режиссуру и Оскар за лучший фильм (а еще стал третьим режиссером в истории, который взял два Оскара за режиссуру подряд).

Собственно, Иньярриту и положил начало этой « мексиканской» гегемонии в Голливуде (в которую также входят Альфонсо Куарон, Гильермо Дель Торо и Эммануэл Любецки).

С 2013 года, из 6 оскаровских наград за лучшую режиссуру, 5 (пять!) ушли к мексиканцам.

Трилогия о смерти

Его первые три фильма принято называть «трилогией о смерти».

Мне кажется, название «о смерти» очень упрощает смысл, фильмы больше не по саму смерть, а про её неожиданность, неотвратимость и внезапность, про некий злой рок, когда любой момент времени может стать переломным в жизни многих людей.

Во всех фильмах трилогии есть три разные сюжетные линии, которые объединяются в кульминационной переломной точке, безвозвратно меняющей жизни героев (в последнем фильме сюжетные линии не пересекаются в критической точке, а идут последовательно, влияя друг на друга «эффектом бабочки»).

Как и почти во всех фильмах Иньярриту, в трилогии используется нелинейное повествование, камера скачает от одного персонажа к другому, от одной сюжетной линии к другой.

Интересно, что сам Иньярриту объяснял свой интерес к такой структуре повествования мексиканскими сказками, которые ему в детстве рассказывал отец.

Папа мог начать с середины, потом перескочить в конец, и закончить началом. Такой темп завораживал молодого Алехандро, и в своих фильмах он пытался воссоздать нечто похожее

Несмотря на, казалось бы, структурную похожесть, фильмы очень различаются.

Сам режиссер оценивал их так: «Сука-любовь» — фильм о страсти, «21 грамм» — о потерях, а «Вавилон» — о надежде и сопереживании.

Сука-любовь («Amores perros», 2000)

Дебютный фильм режиссера, рассказывает три разные истории: про паренька, влюбленного в жену своего брата, про модель, сломавшую ногу, и про старика, работающего наемным убийцей.

Всех персонажей объединяет чувство любви, но не приносящее радость, а калечащее и ломающее.

В каждой истории ключевую роль играют собаки (собственно, в оригинале фильм называется Amores perros, где perros означает как «собака», так и «плохое, вызывающее страдание»). И все это на фоне колоритного трущобного Мехико.

Фильм получил BAFTA, как лучший иностранный фильм, а также приз прессы в Каннах.

21 грамм («21 Grams», 2003)

После «Суки-любви», Иньярриту сразу стал весьма авторитетным творцом, и в следующем фильме получил приличный актерский состав — Бенисио Дель Торо, Шон Пенн, Мелисса Лео, вот это все.

Истории рассказывают о бывшем зеке, который обрел веру, о писателе, умирающем без донора сердца и о бывшей наркоманке, которая потеряла в автокатастрофе мужа и дочерей.

Всех героев объединяет чувство потери и утраты, а также смятения и вины.

Этот фильм самый яркий с точки зрения нелинейности — куски из будущего, прошлого и настоящего идут в полной хаотичности, из-за чего создается ощущение головоломки.

Интересная ситуация, но три главных актера забрали все актерские призы на Венецианском кинофестивале — Шон Пенн взял кубок Вольпи за лучшую мужскую роль, а Бенисио Дель Торо и Наоми Уоттс — приз зрителей за лучшую мужскую и женскую роль, соответственно.

Вавилон («Babel», 2006)

Пожалуй, самый масштабный фильм режиссера, все три линии происходят в трех разных странах (точнее, даже в четырех).

Японская глухонемая девочка пытается стать полноценной частью мира, который ее окружает, мексиканская няня берет детей, за которыми должна присматривать, на свадьбу сына в Мексику, а американская супружеская пара, испытывающая проблемы в отношениях, сталкивается с трагедией в Марокко — жена стала жертвой случайного выстрела деревенского мальчишки.

Все ленты рассказывают о важности услышать друг друга и ценности взаимопонимания (эту идею можно понять еще из названия).

Во всех лентах также присутствует тема ожидания и надежды, ну и поразительные по красоте виды — марокканские дикие деревушки, неоновый хайтек Токио и мексиканские колоритные празднества.

Такое редко бывает, но все три фильма в триптихе очень сильные. В моем личном рейтинге они расположились хронологически, но даже «Вавилон», меньше всего мне понравившийся из всей трилогии, я вполне честно назову отличным фильмом.

И, что не менее важно — несмотря на концептуализм Иньярриту, все три фильма абсолютно массовые, их оценит даже человек, далекий от кинофестивальных изысков (это вам не «Нимфоманка» Триера, или корейское «Сочувствие госпоже Смерть»).

В общем, всю трилогию горячо рекомендую.

Учитывая, что три следующие фильма также вышли отличными («Бьютифул», «Бёрдмен» и «Выживший»), Иньярриту за всю карьеру не допустил ни одного промаха (и два подряд Оскара за режиссуру за два последних фильма это только подтверждают).

С нетерпением жду его следующей работы, о которой пока, увы, нет никаких вестей.

Спасибо за прочтение!

Телеграм-канал Одно Кино: https://t.me/odno_kino

 

Источник

Читайте также