От традиционных кинотеатров до стриминговых площадок.
10 февраля в Американской киноакадемии случилось историческое событие — впервые за всё время проведения «Оскара» главную награду взяла неанглоязычная лента, «Паразиты». Помимо «Лучшего фильма» она также забрала «Лучшего режиссёра», «Лучший иностранный фильм» и «Лучший оригинальный сценарий».
Пересказываем колонку The Hollywood Reporter о том, как это может раз и навсегда изменить отношение к иностранному кино не только в США — основном источнике доходов индустрии, — но и во всём мире.
Во время церемонии награждения «Золотого глобуса» режиссёр «Паразитов» Пон Чжун Хо произнёс следующую фразу:
И эти слова как нельзя лучше описывают ситуацию в американской киноиндустрии, которая наблюдалась в недалёком прошлом — люди почти не ходили на иностранные фильмы с субтитрами. Однако прокат «Паразитов» и его триумф на «Оскаре» показал, что успех иностранных лент за пределами родных стран всё же возможен.
Европейскому рынку не привыкать к обилию иностранного кино, однако «Паразиты» — это часть другой, азиатской культуры, и потому прокатчикам лишь предстоит узнать, как фильм воспримут местные зрители.
Но то, что люди стали более снисходительны к лентам с субтитрами, стало заметно ещё давно — просто «Паразиты» закрепили этот тренд.
В мировом прокате «Паразиты» добились несомненного успеха. При бюджете в 11 миллионов долларов они заработали 170 миллионов, из которых 35 собраны в Америке. Это уже самый успешный корейский фильм в США за всё время — а ведь в середине февраля прокат расширится ещё на 2 тысячи кинотеатров.
«Паразиты» побили рекорды и в других странах. Во Франции они заработали 11,9 миллиона долларов, в Мексике — 3,9 миллиона, а в России — 1,5 миллиона. В Германии «Паразиты», которые находятся там в прокате ещё с октября, заработали 3,9 миллиона.
В Великобритании прокатчики решили выждать до предоскарного ажиотажа, выпустив фильм 7 февраля — и в итоге он собрал 1,3 миллиона долларов за первые два дня. Для неанглоязычного фильма это, опять же, рекорд.
Если же рассматривать «Паразитов» в контексте не корейского кинематографа, а азиатского в целом, то это далеко не единственный успешный фильм оттуда за последние годы. Последний раз подобный эффект случался двадцать лет назад с «Крадущимся тигром, затаившимся драконом» — в 2001 году он выиграл четыре «Оскара» и собрал 213 миллионов долларов по всему миру.
Однако здесь важно не забывать про жанровую принадлежность этих лент. В «Паразитах» нет ни экшена, ни изображения известной исторической эпохи из «Крадущегося тигра…» — фильм обращается к актуальной теме социального расслоения.
По мнению автора колонки, за финансовый успех «Паразитов» стоит благодарить в том числе Netflix — а именно за заданный компанией тренд. Это одна из первых площадок, которая начала вкладываться в неанглоязычный контент и продвигать его среди американцев — взять в пример ту же «Окчу», предыдущую ленту Пон Чжун Хо.
И, скорее всего, вслед за Netflix и «Паразитами» на потребность зрителей в таких фильмах обратят внимание и другие стриминговые сервисы.