Прощай, оружие.
Филони, оставив все самое лучшее на конец, пожертвовал весь остальной сезон на эпизоды, которые оказались далеко не такими грандиозными, каким оказался финал. В некоторых местах, высидеть серии с первой по восьмую, при всем уважении, тяжело.
Арка с клонами, с не совсем присущим сериалу юмором, с самого начала выглядит очевидной — продолжение баллады о солдате республики, который, оказывается, не так уж и отличается от дроидов. Выполняет приказы, имеет понятие о гордости и чести, в то же время, из его головы можно вытащить все, что угодно, не говоря уже и про чип, с определенной инструкцией по геноциду своих же генералов.
Арка с сестрами Мартез должна была стать пространством для Асоки, чтобы окончательно повзрослеть. Тем не менее, арка оказывается растраченной. Страшное, неоднозначное слово «филлер». В сериале, который постоянно должен доказывать свое право на существование и право на состоятельность, как история, за которой стоит следить, даже если многое в нем является попыткой додумать за Лукаса то, о чем он вряд ли сам задумывался. Сделать героев, которые были лишь актерами, растерянными в тотальном грин скрине, живыми. Иногда, добавляя новую глубину, новую трагедию ко вселенной (это же вышло прекрасно).
Финальная арка, как говорится, delievered на всех фронтах. Титр Lucasfilm, красный цвет названия. Дарт Мол становится шекспировским персонажем, изгоем, изгнанником. Из персонажа, который не сказал практически ни одного слова в «Скрытой угрозе», Мол превратился в поэта, попавшего в круговорот борьбы двух сторон, обе из которых не могут его принять. Он мечтает построить новый мир, отомстить Сидиусу. Настолько же сильна его мечта умереть, закончить свои страдания.
Предложение Мола об альянсе с Асокой, которая тоже разочаровалась в своих раввинах, напоминает монолог Кориолана в одноименной шекспировской пьесе:
После их схватки, очевидно, происходит приказ 66. Военный переворот. Люди, казавшимся друзьями, оказались машинами, будто бы дроиды. Лишь помощь Асоки, помогает Рексу не подчинится своей главной жизненной миссии — истребление джедаев.
Последние минуты финала овеяны молчанием. Символами, которые говорят сами за себя. Война закончилась. Взгляд Вейдера, его отражение в шлеме павшего солдата, несет в себе нечто настолько глубоко трагичное, опустошающе, на что приквелы и не могли надеяться. Даже не из-за драматургии, а из-за банального отсутствия времени.
«Война клонов» — очень противоречивый сериал. Большое количество завораживающих эпизодов сталкиваются с лихорадочным сном — бесконечное количество эпизодов с Джа-Джа, эпизоды с бездумным, утомительным экшеном.
Как сказал Лестер Фримон в сериале The Wire: «Жизнь, Джимми, знаешь что это? Это то, что происходит в ожидании моментов, которые не произойдут».
С «Войнами клонов» так же — застаешь себя в ожидании моментов грандиозности, трагедии, чем сериал так славится. Разница лишь в том, что в сериале эти моменты все-таки приходят. Дарт Вейдер родился, война закончилась.
Hail Supreme Emperor Palpatine!…