Причины “взросления” игр и общение о них с неподготовленными людьми

Периодически нам уже во взрослом возрасте случается сталкиваться с ситуациями, в которых мы вынуждены испытывать дискомфорт, рассказывая о своем увлечении видеоиграми. Мне захотелось вновь поднять эту популярную тему и привести свои возможные способы борьбы с устойчивым стереотипом, а заодно порассуждать об играх как о “сложном” искусстве.

Казалось бы, 2023 год, игровая индустрия набрала вес, и на равных правах соперничает с кино, книгами и сериалами за внимание аудитории самых разных возрастов, но среди многих взрослых людей все ещё широко распространено мнение о том, что в категорию людей, которые любят поиграть по вечерам, входят только дети, либо “незрелые” личности. Геймеры даже в наши дни, сумев существенно расширить свое крепко сформированное комьюнити, все ещё находятся в некотором изолированном “пузыре” по соседству с фанатами аниме, ДнДшниками, и любителями гавайской пиццы, редко получая возможность обсудить свои интересы с кем-то, кто не считает игры полноценной частью современной культуры. Видеоигры, не смотря на разнообразие жанров и платформ, как будто все ещё развлечение не для всех. Но, возможно, некоторые люди все ещё просто не понимают, “зачем” можно играть? И возможно геймеры зря боятся всеобщего признания и попросту “ленятся” в продвижении видеоигровой формы искусства?

Хочется сразу оговориться, хоть я и буду дальше рассуждать об играх как о довольно сложном и комплексном виде искусства, я не считаю, что просто играть ради удовольствия и приятного времяпровождения в “простые” жанры – это что-то постыдное, и люблю разные игры, в том числе те, в которые можно просто “потупить” после сложного рабочего дня. Но как будто для большинства людей, далёких от видеоигровой индустрии, данный способ проведения досуга является недостаточно весомым аргументом в пользу формирования полноценного хобби или ознакомления с отдельными тайтлами. Поэтому мне кажется бесперспективным вариант вовлечь своих друзей и близких в игры, приводя в примеры максимально простых и громких представителей игровой культуры – скорее всего они им и так уже известны, и просто не входят в их круг интересов.

Ведь если ты недостаточно погружен в геймерскую культуру, то ты просто не знаешь о том, что она состоит не только из ежегодных релизов Call of duty, FIFA, покатушек в небезызвестные танки, доту и контру. Пытаться увлечь человека, не знакомого с огромным разнообразием игровых жанров и тайтлов, максимально “попсовыми” представителями – это все равно, что рассказывать о киноискусстве, приводя в примеры Мстителей, Игру престолов, или Джона Уика – они, конечно классные, но не более чем развлекательный продукт, и не раскрывают всей “значимости” и глубины кинематографа.

Так же и с играми, если пытаться “щеголять” перед непосвященной аудиторией очередным потным вечером в Фортнайте, вы рискуете заработать клеймо беззаботного лодыря, ведь вместо тяжелой катки могли посвятить свободное время просмотру всех сезонов “Друзей”, или мытью полов. Как ни странно, попытка поднять дискуссию на тему сложной моральной дилеммы в квесте Кровавого Барона скорее всего так же обернется провалом, ведь для начала придется завести трехчасовую шарманку о предшествующих выбору событиях, по пути обсудив, насколько хорош был польский сериал.

Но если перед очередной попыткой влиться в социум не полениться и проштудировать бестиарий в поисках нужного подхода к “человеку обыкновенному”, то открыв страницу 394, вы увидите, что “дабы вилохвоста приманить”, нужно для начала увести объект в знакомую и безопасную для него среду. И это, на мой взгляд, самый действенный способ: вместо того, чтобы фрустрировать человека слабо знакомого с видеоиграми попытками объяснить ценность конкретной игры, погружать его в глубокие дебри истории игровой культуры или перечислять достижения технического прогресса в фотореалистичной графике, лучше начните говорить, к примеру…

О книгах!

Да-да, я искренне считаю, что наиболее близкое по форме к играм искусство – это литература, а вовсе не кино. Потому что при чтении степень вовлечения в процесс больше, чем при простом просмотре произведения на экране, мозг начинает как бы немного включаться в процесс из-за ограниченого способа получения информации в виде текста – и это уже становится примитивным интерактивом! Читатель может додумывать за писателем окружающий мир, характер и внешность героя, его настроение и мотивы, а значит он в некотором роде участвует в создании написанной истории.




Но о главном: упоминая какую-либо видеоигру в контексте разговора о литературе можно не только остаться в безопасной зоне признанного “высокого” искусства, но даже попытаться заработать себе репутацию всесторонне развитого, не скучного человека, разбирающегося в разных сортах этого самого искусства.

К примеру, если вы начнёте рассказывать человеку, любящему читать, о Disco Elysium и темах, поднимаемых в игре, уверен, он будет как минимум заинтересован, поскольку она действительно “взрослая” в самой своей основе – только обладая достаточным опытом и эмоциональным багажом, можно прочувствовать всю светлую меланхолию этого бриллианта, который, вдобавок, прекрасно написан и “иллюстрирован”. Мой фаворит на звание по-настоящему “взрослой” игры.

Или о кино. Ведь игры можно просто “смотреть”.

Взять к примеру игры Sony.

Шутка, дружеский подкол, расслабились все! Я конечно имею ввиду так ненавистную всеми хардкорными геймерами категорию “кинца”: к примеру, игры от Quantic Dream или Supermassive games, игровой процесс которых не требует от участников обладания какими-то специфичными навыками или глубокого погружения. Это, наверное, самый легкий способ “вкатиться” в культуру видеоигр, ведь большинство представителей этого жанра проходятся за один-два вечера, как правило не нагружают мозги лишними механиками, и просто приятны и доступны.

А если вам повезло пересечься с визуалом-эстетом, вы смело можете рекомендовать ему игры с интересной арт составляющей, такие как The Unfinished Swan, Maquette, Abzu, Mirror’s Edge или The Witness (еще одна прекрасная “взрослая” игра, в которой нужно уметь не только медленно ходить и смотреть на траву, но и разгадывать интересные головоломки, иногда даже на скорость – привет тебе, зубодробительный уровень в секретной пещере).

И даже слушать!

Вы со своим давним другом вместе ходили в воскресную школу и всегда мечтали вместе петь в хоре, но жизнь пошла по своей колее и теперь он всего лишь важная шишка в крупной международной компании? Так раздобудьте на вечер комплект пластиковых гитар, барабанов, микрофонов, диски с Guitar hero или Rock band и выпустите эмоции под “Carry on my wayward son”. Возможно ваш вечер даже удачно закончится совместным просмотром “Сверхъестественного” в романтической атмосфере. Музыкальные игры вообще, на мой взгляд, обидно недооценены по причине их редкости и сложнодоступности в финансовом плане.

Но если ваш круг общения ограничен преимущественно людьми, стесняющимися самовыражаться на публике, то можно порекомендовать им обратить внимание на игры с просто хорошим музыкальным сопровождением: такие как Flower, Journey, или тайтлы от Supergiant games (к слову, их можно рекомендовать еще и тем, кто увлекается качественным артом) – музыка в них стоит далеко не на последнем месте и некоторые треки наверняка засядут в дружеских плэйлистах.

Потому что игры – это не только геймплей.

И это самая важная мысль, которую я хотел бы донести своим текстом. Играм вовсе не обязательно быть “сложными”, чтобы нравится всем возрастным категориям. Игры – наверное самый разнообразный и комплексный вид искусства, они не делятся на серьезные и несерьезные, детские и взрослые, многие игры совершенно непохожи друг на друга и могут предоставить совершенно разный опыт, способный заинтересовать даже людей, далеких от игрового сообщества. Я мог бы привести еще много примеров жанров, предназначенных для максимально широкой аудитории, от простеньких мобильных залипал до Симсов, но мне кажется они не отражают всей глубины и широкого спектра эмоций и игрового опыта, который можно получить, погрузившись в богатую библиотеку по-настоящему прекрасных и разноплановых игр.

И не только сюжет, хотя как раз он может помочь погрузиться в самые сложные в освоении жанры.

Ведь еще существуют отдельные более “хардкорные” игры, в которых, к примеру, встречается очень хорошо написанная фантастическая или фентезийная история, способная заинтересовать человека, просто погруженного в жанр: Bioshock, Deus Ex, Divinity, Last of us, Cyberpunk и Ведьмак – все они могли бы стать настоящим открытием для людей, готовых преодолеть сложности в освоении шутерных, экшн и РПГ-механик. Нужно лишь рассказать о них, и любые преграды будут сломаны.

Игровая культура словно по-прежнему не может выбраться из своего амплуа “примитивного” искусства, хотя многие ее представители вполне могут потягаться по уровню глубины и исполнения своих работ с лучшими представителями киноиндустрии, мультипликации и литературы. Но игры еще совсем молоды и как будто не все понимают, насколько они бывают разными и насколько удивительный опытом могут наградить. Об играх можно и нужно говорить даже при обсуждении других интересов, интегрировать их в общий контекст современной культуры, поскольку это очень комплексный вид современного искусства, его элементы могут быть интересны даже людям, не интересующимся активным игровым процессом. Достаточно лишь понять, что именно “трогает” человека – и всегда где-то найдется игра, которая сможет его увлечь. Игры – это не голый геймплей, они могут быть интересной историей, восхитительной музыкой, завораживающим артом, умной головоломкой, веселой комедией и даже спортом. А сам процесс – всего лишь способ прикоснуться к этим разным аспектам.

 

Источник

взросления, игр, людьми, неподготовленными, них, общение, причины

Читайте также