Причины, по которым Asus Rog Ally осталась первоапрельской шуткой

Обзор всего, что произошло с очередным «убийцей Steam Deck» с момента релиза, от человека, который в свободное время пытается сделать ее хоть немного менее жалкой.

Предыстория

Девайс у меня оказался по роковой случайности — я был счастливым обладателем Ayaneo Air, которая служила мне правдой почти год и с которой у меня не было никаких проблем. К сожалению, я где-то ее потерял за неделю до 11-и часового перелета и буквально за день до релиза Asus Rog Ally. К моему удивлению, мне оставить предзаказ в BestBuy и забрать на следующий день, предварительно пощупав на витрине магазина.

Причины, по которым Asus Rog Ally осталась первоапрельской шуткой

Однако, в логистической цепочке кто-то облажался и многие получили свои заказы еще за день до релиза, так что у меня была возможность весь вечер читать отзывы на Reddit от «счастливчиков».

И что, думаете они радовались покупке, показывали, в какие игры они играют?

Основные проблемы можно было разделить на несколько категорий:

  1. Устройство не включается вообще
  2. Стик работает только в одном направлении
  3. Один или оба кулера не работают

И их было просто бесконечно много. Такое ощущение, что все, кто получил свои юниты раньше времени, получили брак. Представьте себе это детское чувство искренней радости, когда получаешь что-то раньше срока, и оно мгновенно тебя разочаровывает.

Мне повезло, мой юнит оказался полностью исправным и мне не пришлось обменивать его. На этом предыстория заканчивается — я целый месяц использовал девайс практически каждый день, а мы с вами отвлечемся на минутку от ужасного релиза на что-то хорошее.

Чем хорош Asus Rog Ally

Во-первых — производительность. Здесь достаточно мощный чип, который способен удивлять на высоком TDP. Сейчас Tears of The Kingdom со всеми патчами и фиксами выдает почти 45 кадров в секунду (в стартовой локации еще больше) в турбо режиме, а стабильных 30 кадров удается добиться уже на 18 TDP. Для сравнения, это предельное значение TDP моего предыдущего девайса и там даже 25 кадров в секунду добиться было нереально.

И эта высокая производительность очень кстати, потому что экран это, пожалуй, самое лучшее что есть в Rog Ally. Он яркий, с хорошими углами, отличной цветопередачей, но самое главное — он может в 120hz и VRR. Если играть в старое барахло из нулевых, для которых я и покупал девайс, то добиться такой частоты кадров не составляет труда для такого CPU.

Хочется отметить качество сборки — пластик очень приятный на ощупь, консоль можно держать в руках достаточно долго. Охлаждение очень тихое и плавное, а звук очень громкий, яркий и качественный. Многолетний опыт производства ноутбуков явно дает о себе знать.

На этом, к сожалению, плюсы заканчиваются.

Чем плох Asus Rog Ally

Эта секция будет очень длинная, гораздо длиннее, чем хотелось бы. Практически каждый аспект устройства проблемный, но обо всем по порядку.

После релиза, когда все желающие по два-три раза поменяли бракованные девайсы на новые, а кому-то сказали, что в пятый раз менять уже не станут, люди начали замечать новые проблемы.

Мертвая зона стиков

Первыми геймеры заметили именно эту проблему, поскольку она присутствует у практически каждого юнита, однако по всем признакам является софтварной. Ее суть заключается в том, что даже если выставить нулевое значение для начала мертвой зоны стика, он все равно начинает регистрировать движение только на 10-15% от всей амплитуды, делая игру в шутеры просто мучением. Asus выступила с заявлением а-ля «Ну ваще-то наши стики такие же, как у остальных, но отправляйте нам репорты, может быть мы что-то сделаем с этим». Сделали ли они что-то? Нет, проблема осталась.

Очень скудные IO наверно наверно тоже стоит записать сюда, уже все производители за последний год поняли, что одного порта USB-C недостаточно и нужно хотя бы два. Например, я не могу обновить BIOS, потому что на Linux нет софта, который бы сделал это в системе, а утилита внутри BIOS отказывается обновлять себя, если не подключено питание. Соответственно, я не могу одновременно воткнуть флешку и кабель, нужно покупать док-станцию или карту памяти. Ну и сам порт расположен сверху, то есть сама идея чистенькой док-станции без подключения проводов невозможна.

На поверхности

Если у вас до этого никогда не было Steam Deck или другого устройства такого плана, если все что вам нужно — поиграть в аркадную игру, если вам повезет не получить бракованный юнит, то Asus Rog Ally доставит вам массу приятных впечатлений. Серьезно, сам процесс игры на ней крайне позитивен.

Если же вы такой же дурачок как я, который пытается получить максимум от устройства, то приглашаю посмотреть, насколько же глубок.

Кроличья нора

Процессор. Здесь стоит кастомный чип от AMD, который подозрительно похож на 7840U. Единственным задокументированным отличием является отсутствие каких-то AI элементов.

The Ryzen Z1 series are purpose-built with handheld gaming in mind. To accomplish this, AMD engineers had to validate entirely new power ranges and optimize the voltage curves specifically for this use case — this optimization and validation work should not be trivialized. So while the technology building blocks (like «Zen 4» and RDNA 3) are similar between the 7040 and Z1 series, the resulting models have very distinct characteristics customized for their use cases.

AMD о том, что такое Z1

Чип, говорят они, оптимизирован для портативных игровых компов. Причем, акцент поставлен на потребление питания в так критически важных для подобных девайсов значениях.

Тут стоит сделать небольшое отступление. Switch работает 4.5 — 9 часов, а Steam Deck от силы 3.5 часа. Почему? Потому что у первого гораздо более щадящая батарею ARM архитектура процессора, тогда как Steam Deck и все остальные девайсы работают на x86, которая расходует энергию гораздо охотнее. Проблема в том, что на ARM не запустить игры с x86 (гусары, молчать!), а всем очень хочется свой беклог перенести на диван.

Поэтому, приходится изловчиться, чтобы хотя бы немного продлить время жизни устройства, очень часто даже жертвуя качеством игрового процесса в угоду экономии заряда.

Есть множество ухищрений как на уровне софта, так и железа — например, 7848U умеет, когда необходимо, потреблять чуть-чуть больше чем ему положено, но потом «восполнять» это во время выполнения менее требовательных задач. Z1E, кажется, нет. Возможно, потому что из него вырезали те AI штуки?

Но инженеры Valve сделали что-то просто невероятное. Они умудрились заставить Steam Deck работать на низком TDP настолько хорошо, что спустя два поколения процессоров и десяток крупных релизов еще никто не смог превзойти их в этом.

Все? Нет не все! Казалось бы, железяка в твоих руках, возьми да подай на нее меньше, че бухтеть? Однако все не так просто, если это сделать, то снова начинаются проблемы со звуком, кнопками и нестабильным FPS. Даже клиент Steam начинает лагать.

По итогу, у нас процессор, который так «оптимизировали», что он едва пыхтит на всеми желанном низком TDP и выдает очень впечатляющие результаты если подключить его к розетке.

Теперь пару слов про вторую важную часть — софт. И тут снова Steam Deck уделывает абсолютно все живое, поскольку никто даже близко не может подобраться к уровню удобства его использования. Он на одном уровне с современными консолями, но благодаря открытости системы, его можно до бесконечности расширять плагинами, например через decky-loader и emudeck

И тут Asus делают абсолютно ту же ошибку, что и все остальные производители — они пихают туда Windows со своим софтом, через который и подразумевается запуск игр, настроек и т. д.

Windows не подходит для такого класса устройств, совершенно. Этим просто невозможно пользоваться, даже на экране в 7″ попасть куда-то пальцем очень тяжело. Да, они немного оптимизировали интерфейс, можно увеличить шрифт и т. д., но у Valve вообще не надо трогать экран — все можно сделать удобными кнопочками. А знаете, где еще можно трогать кнопочки? Конечно же, в War Thunder. War Thunder — это компьютерная многопользовательская онлайн-игра с элементами симулятора, посвящённая боевой авиации, бронетехнике и флоту довоенного периода, а также Второй мировой войны и послевоенного периода!

По-умолчанию, в систему предустановлено два приложения, в которых приходят обновления + центр обновления Windows. Если открыть «быстрое меню», то там не показывает уровень заряда, если выставить TDP на низкий, то обратно может не получиться поменять — иконки перестают реагировать на нажатия. Я мог бы долго перечислять все проблемы, которые сопровождали меня две недели использования Windows, но благо, потом вышла тестовая сборка ChimeraOS и я перебрался на нее.

Еще хочется отметить партнерство Microsoft и Asus, в рамках которого они дают попить геймпасс в течение трех месяцев.

Естественно, все чуть более притязательные пользователи хотят скрестить ежа и ужа и получить хорошую производительность и удобный интерфейс в одном флаконе, однако Valve не спешит релизить SteamOS 3, хоть и обещали это сделать.

К счастью, люди сами собирают образы, которые мимикрируют под SteamOS давая подобный пользовательский опыт. Одним из таких проектов является ChimeraOS. Это Arch с Блек-Джеком и клиентом Steam, который запускается в Big Picture Mode и в целом, практически неотличим от Steam Deck.

Я очень плотно следил за тем, как команда разработчиков пыталась добавить поддержку Ally и какое количество проблем у них было на пути первого стабильного релиза. Они до сих пор допиливают поддержку сна, кнопок на задней стороне устройства и исправляют другие мелкие проблемы. Просто титанический труд.

Самой значимой для меня проблемой стало отсутствие поддержки смены пресловутого TDP в быстром меню. Deck как-то по-своему его меняет и на других процессорах это просто не работает. Для того, чтобы добавить такую возможность, ребятам из Chimera пришлось показывать кастомное меню, вместо стандартного и оно как на Windows — кто в лес, кто по дрова.

Я нашел способ хитро пропатчить клиент Steam сразу после того, как он убедился в целостности своих файлов. Это позволило реанимировать нативный слайдер смены TDP и изменить диапазон его работы на 5-30. Если кому интересно, вот мой говно-код на Rust, если кто заревьюит, буду очень признателен.

Заглянем в будущее

Asus очень лениво исправляет проблемы, хоть и признает их, чаще всего. Возможно, через полгода софт уже будет достаточно стабилен, а возможно они даже смогут что-то сделать с процессором.

Ayaneo и остальные производители девайсов такого форм-фактора, скорее всего, сильно напрягутся, потому что после выхода Steam Deck к рынку стало гораздо больше внимания, но Ally значительно дешевле большинства их продуктов и его не надо ждать полгода — он продается в магазине.

Если выйдет Steam Deck 2 c качественным экраном и таким же невероятным железом, то их всех вместе с линейкой Rog Ally можно хоронить еще на моменте анонса.

Ну, а если вдруг Apple выпустит что-то премиальное, на своем ARM, который недавно научили запускать игры с винды и это что-то сможет работать также долго, как Switch…

 

Источник

Ally, ASUS, rog, которым, осталась, первоапрельской, ПО, причины, шуткой

Читайте также