1988 год. В США у власти находится Рональд Рейган, а в Иране уже совершилась Исламская революция, и Аятолла Хомейни раскачал маятник репрессий. В Ливане достигла своего пика гражданская война между мусульманами и христианами, в Эфиопии политика с ориентиром на социализм потерпела полнейший крах, начался массовый голод. Бэтмен празднует свой 50-й юбилей.
Нелюбимый сын
Под аккомпанемент большинства этих потрясений Джим Старлин создал комикс, в котором Бэтмен теряет своего верного помощника Робина. Почему я выделил именно эти исторические события? На ярких фломастерных стрипах наши герои либо участвуют в них, либо контактируют с некоторыми историческими личностями.
В целом комикс «Смерть в семье» интересен не тем, что там происходит, и уж точно не тем, как это происходит. Он интересен в плане влияния на некоторых персонажей и их последующую эволюцию, он же во многом изменит подход к образу Бэтмена.
Чуть ранее «Смерти в семье» вышла не менее культовая «Убийственная шутка», на нее Старлин отсылается в своей работе, отдавая дань уважения одному из лучших британских сценаристов и писателей – Алану Муру. Чтобы не потеряться в череде многих других прекрасных книжек с картинками, комиксу Старлина необходимо было что-то новенькое, и у DC появилась свежая идея.
Боссы компании обратились к практике, которая начинала набирать обороты – голосование через аудиотекс. Да, в эпоху, когда не было Твиттера и интернета вообще, издательство получало обратную связь через письма. DC хотели не только внести в фидбэк с фанатами какую-то изюминку, но и просто не знали, что им делать с судьбой Робина. Читатели почувствовали себя создателями наравне со сценаристами и художниками, а редакторский отдел решил их руками проблему неудобного персонажа.
В начале 80-х Бэтмен лишился Дика Грейсона, персонаж получил отдельную серию, стал главой Титанов и в принципе чувствовал себя прекрасно. Марв Вулфмен, который отвечал за серию, был доволен постепенным взрослением героя, он всячески сопротивлялся попыткам руководства снять темно-синее трико с Грейсона и заставить работать опять с Бэтменом на правах Робина. Сценарист яростно защищал свои идеи и в конце концов переименовал Грейсона в Найтвинга, тем самым показав, что пути ментора и ученика окончательно расходятся.
На место Грейсона придумали Джейсона Тодда. И вот тут произошла осечка – после перезапуска герой фанатам не понравился. И те самые письма, о которых я говорил чуть ранее, полетели в DC с одной целью – высказать недовольство, и, как бы сейчас сказали, «закэнселить персонажа»
Читая «Смерть в семье», нужно держать в уме специфику комиксов 80-х годов. Он не похож на психотропный бэд-трип «Дом скорби на скорбной земле» или на стильный магнум-опус Лоэба «ТИХО!». На страницах вы увидите донельзя классический рисунок, классическую раскадровку и легкую сюжетную линию, которая, по классике жанра, в каждом выпуске заканчивается блестящим клиффхэнгером, ловко подсекая на крючок читателя.
Но, несмотря на все это, комикс очень уверенно заигрывает с проблемами не только во всем мире (Джокер здесь становится послом Ирана при ООН), но и в самой Америке – тот же Джокер упоминает, что он жертва «рейганомики» – экономической политики Рейгана, которая, несомненно, обогатила США как государство, но болезненно ударила по самым бедным слоям населения.
Сюжет
Мы наблюдаем у Бэтмена и Робина проблемы с субординацией. Бэтмен по праву старшего запрещает Джейсону участвовать в операциях, пока он не приведет в порядок свою голову. Тем временем Джокер – снова – сбегает с острова Аркхэм и сетует на то, что американское правительство «прибрало к рукам его тайные активы». При этом бравые ребята из органов правопорядка как-то умудрились проморгать крылатую ракету с ядерной боеголовкой – собственно, ее Джокер с напарником и разбирают, намереваясь перевезти ее на Ближний Восток и там продать.
Тем временем Джейсон находит доказательство того, что он жил в приемной семье, и его биологическая мать также находится на Ближнем Востоке.
Бэтс срывает сделку по продаже ракеты, она взрывается; Джокер взбешен и уезжает в неизвестном направлении, чтобы снова где-то раздобыть деньги на свои злодейства. Его путь лежит в Эфиопию.
Здесь Джокера находит доктора Шейлу Хейвуд, она и является биологической матерью Робина. Клоун-принц ей манипулирует, давит на больные места, и та соглашается ему помочь. Тем временем в лагере появляются Брюс Уэйн и Джейсон. Робин наконец-то воссоединяются с матерью. А дальше события начинают развиваться с сумасшедшей скоростью с очень плачевным для Джейсона итогом.
Робин мертв. Да здравствует Робин
Все в этом произведении так или иначе вело к тому, что Робин погибнет. На взгляд вашего покорного слуги, сценаристы неоднозначными решениям прямо подталкивали его к смерти. Он настолько неуправляем, что смеет ослушиваться своего патрона. Те методы воспитания, которые работали с Диком, оказываются здесь не у дел и, тем самым, Брюс как приемный отец терпит очень болезненное поражение – он не смог спасти своего названного сына, остановить и защитить его в решающий момент.
Что же там с голосованием? 50,34% звонивших проголосовали за смерть Джейсона, соответственно 49.66% проголосовали против. Как следует из статистики, несмотря на нелюбовь к персонажу, убивать его читатели не очень-то и хотели. Но тут интересно вот что. Позже О’Нил сообщил, что «не все так однозначно, мы не знаем всей правды», мол, какой-то клерк из Калифорнии запрограммировал свой Макинтош набирать номер телефона, который голосовал за убийство персонажа каждые 90 сек на протяжении нескольких часов. Позже в офис DC стали поступать письма рассерженных фанатов, в том числе великий Фрэнк Миллер высказал свое мнение.
При этом в «Возвращении Темного рыцаря» Робин уже мертв, и это стало одной из причин, почему Бэтмен вешает плащ на гвоздь. Вот, что говорит Брюс по этому поводу:
Свято место пусто не бывает, и совсем скоро место Робина займет Тим Дрейк. На мой взгляд, это самая стабильная и спокойная презентация данного персонажа. Он даже пришел к Бэтмену не сиротой, что очень сильно отличало его от предшественников.
Тим Дрейк был Робином 20 лет, после событий Финального кризиса и появления на страницах Дэмиэна Уэйна Дрейк поменял свой костюм и стал Красным Робином.
Джейсон также не был забыт. С его репрезентацией начали заигрывать в «ТИХО!», после получения положительного фидбэка DC вернули Тодда в «Под красным колпаком», где бывший Робин стал мстителем-антигероем, но это уже немного другая история.
Если вы вдруг дочитали этот текст до конца, приглашаю вас в свой тг-канал .
Содержание скрыто
Показать