Смертельная авария, похищение ребёнка и другие истории, по которым сняли знаменитые картины.
В основу сценария часто ложится реальный случай. Талантливому драматургу достаточно услышать случайный разговор или прочитать статью, чтобы вдохновиться на создание интересной истории.
Однако в советском кино было не принято указывать, если фильм оказывался основан на реальных событиях. Нередко авторы намеренно скрывали тот факт, что позаимствовали сюжет из чьей-то жизни.
Рассказываем о нескольких реальных историях, которые нашли своё воплощение на экране и покорили зрителей своей правдоподобностью.
Комедии Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского
Соавторы Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский честно признавались, что для многих своих сценариев брали сюжеты из жизни. Однажды партнёры услышали историю о человеке, который «угонял частные машины у людей, живущих на нечестные, нетрудовые доходы, продавал их, а вырученные деньги переводил в детские дома».
Заинтересовавшись историей, авторы поделились идеей друг с другом и осознали, что, по разным версиям, случай мог произойти в Москве, Ленинграде или Одессе. Причём в каждом городе утверждали, что такой человек проживал именно у них.
Дотошные авторы решили докопаться до правды и ознакомиться с уголовным делом честного жулика. Однако их ждало разочарование — никакой криминальной записи не оказалось ни в одном из городов. Тогда они обратились к прессе, пытаясь найти хоть какое-то описание преступника в газетах, но и тут их ждала неудача.
Несмотря на то, что реальных следов этой истории найти так и не получилось, Рязанов и Брагинский решили докрутить идею сами. Самым важным было придумать главного героя. Вместо очевидного образа Робина Гуда, прототипами Юрия Деточкина, по словам советских авторов, стали Дон Кихот, Чарли Чаплин и князь Мышкин. Но сложный персонаж не вызвал большого понимания со стороны руководства студий, тем более, что концовка сценария не несла никакой морали. Так проект был заморожен до лучших времён.
Авторы не отказались от своей идеи, и позже им всё-таки удалось снять фильм «Берегись автомобиля». Он вышел в 1966 году и познакомил зрителей с честным жуликом в исполнении Иннокентия Смоктуновского. Комедия сразу полюбилась публике, которая наивно поверила в реальность истории.
В основу фильма «Зигзаг удачи» также лёг случай, рассказанный Рязанову и Брагинскому одним приятелем.
Авторы дописали историю и сделали так, что предприимчивый фотограф Орешников (Евгений Леонов) получил максимальный выигрыш — десять тысяч рублей. А дальше было очевидно, что невероятная удача вызовет неоднозначную реакцию у окружающих.
Давно известно, что деньги портят человека. Поэтому неудивительно, что милые и дружелюбные герои, сотрудники киностудии, обернулись алчными и злыми людьми, не желающими делиться. Однако, у зрителя они всё равно не вызывали негатива: публика отнеслась к метаморфозам с пониманием и даже с жалостью. Таким образом, случайно услышанная в компании история стала для авторов толчком к написанию сценария для целого фильма.
Даже в основе новогодней комедии «Ирония судьбы, или С лёгким паром» лежит реальный и курьёзный случай.
Для реального героя история ничем примечательным не кончилась, и он просто вернулся домой. Авторы решили развить сюжет и для начала пересадили персонажа из поезда в самолёт для того, чтобы он не успел проспаться, а его случайное попадание в чужую квартиру казалось более правдоподобным.
Кроме того, соавторы решили направить историю в мелодраматическое русло и придумали любовный квадрат, добавив к главному герою Галю, Надю и Ипполита. Чем закончилась идея, всем хорошо известно. Фильм можно считать частично основанным на реальном событии, но он всё-таки в большей степени выдуман сценаристами.
Трагикомедия «Гараж» тоже была придумана под впечатлением от ситуации, случившейся в жизни самого Эльдара Рязанова. Однажды режиссёр забежал на очередное собрание своего гаражного кооператива. Внезапно, вместо рядового получасового совещания, ему пришлось просидеть в помещении много часов. С собрания режиссёр вышел потрясённым.
В фильме Рязанов полностью повторил историю незапланированного сокращения земельного участка, отданного под застройку гаражей. В реальности правление также заранее наметило тех, кто, по их мнению, должен был попасть под изгнание. Те, кого не исключили, по понятным причинам, приветствовали это решение.
Однако и самому Рязанову похвастаться было нечем. Героиня Лии Ахеджаковой, Малаева, которая единственная выступила против несправедливого решения, была списана отнюдь не с режиссёра. Как признавался постановщик в интервью, себя в фильме он изобразил в роли профессора Смирновского.
Интеллигентный учёный осознаёт подлость происходящего, но, из-за страха потерять гараж для себя или дочери, не вступается за исключённых пайщиков, а стыдливо молчит.
Но даже этого режиссёру показалось недостаточно. Для пущей наглядности своей вины, Рязанов сыграл того единственного неудачника, который в конце фильма всё-таки лишился гаража, проспав всё собрание. Этим моментом автор окончательно поставил для себя точку в несправедливой истории.
«Осенний марафон» (1979)
В основу фильма «Осенний марафон» лёг сценарий Александра Володина «Горестная жизнь плута». Банальная жизненная история про метания мужчины среднего возраста между женой и любовницей поначалу не заинтересовала ни одного режиссёра. Пристроить сценарий должен был Георгий Данелия, который тогда руководил объединением комедийных и музыкальных фильмов.
Но браться за сюжет никто не горел желанием: кто-то был слишком молод для этой истории, а кто-то не понимал, как снять стоящую картину на основе банальной семейной ситуации.
Дошло до того, что Володин прямо сказал Данелия, что, если тот снимать фильм не будет, драматург сделает из сценария пьесу и отдаст её играть в театры. Неизвестно, что именно повлияло на режиссёра, но он взялся за работу, а позже признался:
Но писал Володин, конечно, не про Данелия. Неоднократно в интервью драматург говорил, что Бузыкин списан с него самого. Ещё до войны молодой человек познакомился с будущей женой Фридой, которая ждала его с фронта. В семье вскоре появился сын — Володя, в честь которого позже урожденный драматург Лифшиц и взял свой псевдоним — Володин.
Семейная жизнь была спокойной, стабильной, а драматургу требовалось вдохновение. По словам современников, Володин был скрытным, но об одном его романе всё же стало известно всем.
Музой Володина стала девушка Елена. Согласно некоторым источникам, она была помощницей режиссёра, а согласно другим — переводчицей с французского. Началась мучительная история: драматург разрывался между двумя семьями — в одной его ждала жена и сын, а в другой — любовница, которая вскоре также родила ему мальчика Алексея.
Как и герой фильма «Осенний марафон», мягкий, интеллигентный Володин метался между женщинами, мучая всех. Он любил обеих и хотел им угодить, а, по факту, делал всех несчастными.
Выбор за него, в отличии от фильма, в итоге сделала сама жизнь — Елена умерла от разрыва сердца, оставив маленького сына сиротой. Драматургу ничего не оставалось, как вернуться с мальчиком к жене с просьбой оставить ребёнка у себя.
Тем не менее история, написанная Володиным, оказалась близка многим на съёмочной площадке «Осеннего марафона». Помимо Данелия, который также мучительно уходил от супруги, исполнительница роли жены Бузыкина, Наталья Гундарева, переживала ту же драму — к любовнице уходил её реальный муж. Саму себя играла и актриса Марина Неёлова (любовница главного героя) — правда, история умалчивает, кто был её настоящим Бузыкиным.
Подобную ситуацию в момент съёмок фильма переживал и композитор картины Андрей Петров, который к тому же оказался ещё и полным тёзкой главного героя, а инициалы его жены совпадали с инициалами жены Бузыкина. Те, кто знал о событиях в жизни композитора, были уверены, что фильм — про Петрова.
На деле история была настолько банальна и жизненна, что могла быть списана с жизни многих — не только создателей фильма, но и зрителей. Возможно, именно поэтому публика хорошо приняла картину. Несмотря на то, что женщины ругали режиссёра за бесхарактерного Бузыкина, фильм им полюбился. Мужчины к Данелия никаких претензий не имели и полностью понимали муки главного героя.
Интересно, что у «Осеннего марафона» была хорошая зарубежная прокатная история. Фильм получил несколько международных наград, что только подтвердило универсальность сюжета — свои Бузыкины оказались в каждой стране.
«Американская дочь» (1995)
Сценарий к фильму «Американская дочь» написали совместно Александр Бородянский и Карен Шахназаров. Изучив биографию последнего, который и стал режиссёром картины, несложно догадаться, что сюжет основан на личной истории автора.
По сюжету жена Елена (Мария Шукшина) бросает мужа-музыканта и, захватив с собой общую дочь Анну, сбегает в США. Спустя несколько лет оставленный супруг Алексей (Владимир Машков) отправляется в Америку на поиски дочери и пытается вернуть её в Россию.
В реальной жизни второй женой Шахназарова стала журналистка Елена Сетунская. В браке родилась дочь Аня, однако семейной идиллии не получилось, и супруга режиссёра сбежала от него с ребёнком в США.
В отличие от своего героя, на поиски дочери режиссёр в США не поехал, ограничившись письмами и запросами, которые не привели ни к какому результату. По словам Шахназарова, с самого начала он понимал, что убежать супруге помогли влиятельные люди, поэтому он внутренне был готов, что найти ребёнка не получится.
Встретиться с дочерью режиссёр смог только спустя двадцать лет. В последний раз Шахназаров видел девочку, когда той было четыре года, поэтому общение со взрослой девушкой, выросшей в США, получилось формальным. Несмотря на продолжение собственной истории, в интервью постановщик заявил, что снимать сиквел «Американской дочери» не собирается.
Интересно, что в начале Шахназаров всячески отрицал какие-либо параллели со своей жизнью, но спустя много лет всё же признался, что «мотив, конечно был. Надо было выпустить наружу накопившееся внутри».
«Вокзал для двоих» (1982)
В сценарий фильма «Вокзал для двоих» попали сразу две жизненные истории, которые обыграли авторы Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский. Пианист Платон (Олег Басилашвили) берёт на себя вину своей жены, которая, находясь за рулём, сбила человека. Теперь ему грозит тюрьма, по перед судом он тайно едет навестить тяжелобольного отца, которого уже не надеется увидеть живым после освобождения. По нелепой случайности он застревает на промежуточной станции, где знакомится с привокзальной официанткой Верой (Людмилой Гурченко).
Долгое время режиссёр хранил молчание о том, кто стал прототипом главного героя-музыканта, отмечая, что фамилии действующих лиц настолько известны, что он не хотел их афишировать.
Много позже в прессе всплыли имена — композитора Микаэля Таривердиева и актрисы Людмилы Максаковой. Но даже спустя многие годы существует две версии произошедшего, которые объединяет лишь одна история любви, приведшая к трагедии.
Согласно воспоминаниям вдовы Таривердиева, в жизни всё произошло, как в фильме Рязанова:
В эту версию верили как сами создатели фильма, так и исполнители главных ролей. А вот Максакова всячески своё участие отрицала.
По словам актрисы, изрядно выпивший композитор гнал на автомобиле и не заметил в темноте переходящего дорогу молодого человека. Сбив 16-летнего юношу, музыкант якобы в ужасе покинул место ДТП и только после уговоров людей, сидевших в машине, вернулся на место происшествия. Спасти молодого человека не смогли, а Таривердиев получил два года, которые и длился суд.
Тем не менее, концовка у любовной истории оказалась одна и та же — продолжения романа и намеченной свадьбы не случилось. Трагедия навсегда развела Таривердиева и Максакову. Об этой истории так бы и знал только узкий круг знакомых, если бы не «Вокзал для двоих», после которого многие заговорили о случившемся.
Позаимствовав завязку истории из жизни, авторы смело придумали продолжение: случайный роман с привокзальной официантской полностью выдуман сценаристами. Однако была и ещё одна реальная история, которая получила воплощение в фильме. Героем её был поэт Ярослав Смеляков.
Эпизод был немного изменён, романтизирован, но запомнился зрителям необычной трогательностью. Герой фильма Платон не успевает на утреннюю перекличку и играет на аккордеоне, чтобы дать знать руководству колонии, что он не сбежал.
Советская публика не подозревала о реальных событиях, на которых был основан фильм, и просто прониклась симпатией к добродушному пианисту и его неожиданному счастью на полустанке.
«Зимняя вишня» (1985)
Сценарий к фильму «Зимняя вишня» написал драматург Владимир Валуцкий. К тому моменту за его плечами уже были такие известные картины как «Семь невест ефрейтора Збруева», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Мэри Поппинс, до свиданья» и многие другие. Поэтому поначалу мало кто подозревал, что в основу сценария «Зимней вишни» Валуцкий вложил историю своей жизни.
Очередной любовный треугольник — муж мечется между женой и другой женщиной, только на этот раз во главу сюжета поставлена история любовницы Ольги (Елена Сафонова), которая одна растит маленького сына и безнадёжно любит Вадима (Виталий Соломин). Тот тоже страстно любит её, но не торопиться уходить от жены, кормя Ольгу пустыми обещаниями.
Роковая встреча Владимира Валуцкого и актрисы Надежды Репиной, которая и послужила завязкой сюжета для фильма, произошла в Ялте, куда оба приехали по работе. Обычное знакомство, банальное общение неожиданно переросло в большое чувство. И уже домой Репина возвращалась к мужу и маленькому сыну с номером телефона нового знакомого. А Валуцкого в Москве ждала жена — известная актриса, звезда советского кинематографа Алла Демидова.
Это тот случай, когда сложно как-то разумно объяснить случайную связь, кроме как большими иррациональными чувствами. Величественная, красивая, рассудительная, мудрая Демидова и взбалмошная, эмоциональная, переменчивая Репина были полными противоположностями, однако Валуцкий любил обеих. Несмотря на семейную жизнь и маленького ребёнка, Репина искала любую возможность, чтобы пообщаться с любимым.
В моменты отчаяния она набирала заветный номер, решаясь звонить Валуцкому домой. Моменты в фильме, когда главный герой бурчит, что звонившей ошибся номером и кладёт трубку, или отвечает на звонок любовницы «Здравствуйте, Михаил Юрьевич…», списаны с реальной истории взаимоотношений Валуцкого и Репиной.
По всей видимости, Демидова догадывалась о романе на стороне, но разводиться с мужем не спешила, предоставив тому самому принимать решение. А Валуцкий из семьи уходить не торопился, в отличие от мужа Репиной, который, устав от постоянного обмана и ночных похождений жены, заявил ей о разводе. Оставшись вдвоём с сыном, актриса долго ждала, что Валуцкий тоже оставит жену, но этого так и не случилось.
В отчаянии актриса даже завела роман с иностранцем Джорджио, который влюбился в неё и сделал предложение, чтобы увезти с собой в Рим. Репина не любила итальянца, но была уже готова забрать сына и уехать с ним навсегда от бесперспективных отношений.
Женщина втайне надеялась, что роман с итальянцем заставит ревновать Валуцкого, и тот наконец разведётся с Демидовой, но этого всё равно не произошло. Четырнадцать лет они изводили друг друга скандалами, романами на стороне, ссорами и примирениями. Очередная интрижка сценариста положила конец изматывающему роману и Репина окончательно ушла. Вскоре любовница родила Валуцкому внебрачную дочь, но и это не заставило его уйти от Демидовой.
Свою любовную драму Валуцкий описал в сценарии мелодрамы. Позже Репина тоже использовала свой жизненный сюжет в творчестве и написала книгу «Всё к лучшему. История любви, которая легла в основу фильма „Зимняя вишня“». В ней она поделилась историей происхождения названия фильма.
На премьере фильма многие зрительницы плакали, узнав в главной героине самих себя. Исключением не была и Репина, которая смотрела на свою жизнь со стороны. Валуцкий использовал в картине даже образы подруг-соседок актрисы и жениха-иностранца, только в фильме он превратился из итальянца Джорджио в импозантного Герберта (Ивар Калныньш), работавшего в Швейцарии.
Фильм «Зимняя вишня» стал очень популярным у публики, и следом было снято два продолжения, которые уже не имели отношения к реальности. В жизни Валуцкий до самой смерти прожил с Демидовой, а Репина так и осталась одна с сыном.
В советское время было не принято выставлять личное на показ, поэтому публичные люди не афишировали свою жизнь — многие детали их судеб зрители узнавали лишь спустя многие годы.
Если публика и догадывалась о событиях, положенных в основу фильмов, то проверить этого никак не могла, поэтому просто наслаждалась интересным кино, так напоминающим им саму жизнь.