Когда одного рисунка было достаточно, чтобы продать игру.
25 лет назад не существовало YouTube, стримеров и игровых трейлеров. К покупке игры мотивировала информация в прессе, реклама в телевизоре или коробка игры с красивой обложкой на прилавке. Цепляющий рисунок заставлял посетителя магазина взять коробку в руки, прочесть аннотацию и посмотреть на скриншоты.
Над оформлением обложек часто работали известные художники, талантливые иллюстраторы и комиксисты. Свои полотна они рисовали на основе внутриигровой графики и геймплея. Цель была проста: изобразить дух игры на её обложке.
Подробно рассказываем о феномене и вспоминаем значимых художников, которые подарили свои рисунки хорошим играм.
Японские художники
Если говорить о плодовитых японских иллюстраторах, то первое место разделят Нориёси Орай и Ёсиюки Такани. Это настоящие ветераны, которые профессионально рисовали с начала 60-х годов и посвятили этому всю свою жизнь. Они плохо известны за пределами Японии, а иллюстрирование игровых обложек занимает лишь малую часть их творчества.
Нориёси Орай иллюстрировал японские романы, рисовал постеры к аниме и фильмам (в том числе голливудским блокбастерам). У него реалистичный и узнаваемый стиль, его конёк — правдоподобные лица. В Японии Орай известен постерами к фильмам про Годзиллу и самурайским боевикам. Ещё он один из самых значимых японских иллюстраторов вселенной «Звёздных войн». Джордж Лукас был так восхищён его талантом, что лично попросил художника нарисовать международный постер пятого эпизода саги.
Нориёси Орай больше пяти лет работал иллюстратором игр от компании Koei. В основном он занимался историческими пошаговыми стратегиями, вроде серий Nobunaga’s Ambition, Romance ot the Three Kingdoms, Pacific Theater of Operations, Genghis Khan или Uncharted Waters.
Ещё будучи подростком, Хидео Кодзима с любопытством рассматривал рисунки Орай в романах и на киноафишах. Геймдизайнер не раз приглашал художника для работы над коллекционными изданиями (Premium Package) разных частей серии Metal Gear.
Ёсиюки Такани специализируется на военных сражениях и больших роботах. Он рисовал арты по вселенной Macross, Mobile Suit Gundam, Combat Mecha Xabungle, Panzer World Galient и для других аниме-сериалов. Его самый знаменитый постер нарисован для фильма Хаяо Миядзаки «Навсикая из долины ветров».
Художник десятилетиями рисовал арты для коробок сборных моделей от Tamiya, Fujimi и Hasegawa. К нему часто обращались, когда нужно было нарисовать эффектное сражение человекоподобных машин или военную технику. Как и Орай, он работал над двумя коллекционными изданиями и нарисовал обложку для Metal Gear 2.
Художница Аями Кодзима прославилась после устройства в Konami. С 1997 по 2007 год она занимала должность главного иллюстратора и дизайнера серии Castlevania (от Symphony of the Night до ремейка Dracula X).
В своей работе она использует тушь, акриловые краски, моделирующую пасту и мастихин. Персонажи Кодзимы всегда выглядят элегантно, так как нарисованы в стиле «бисёнен» (с яп. «прекрасный мужчина»).
Про художника Ёсиаки Ёнесима известно немного. Он рисовал для Sega с 1989 года, перестал в 1994 году, после чего окончательно пропал из виду. В сети нет его фотографий, интервью или хотя бы рассказов от бывших коллег. С 1994 года о нём ничего не слышно.
Непризнанный иллюстратор подарил миру одни из лучших игровых обложек на Sega Mega Drive. Достаточно вспомнить Golden Axe или Streets of Rage.
Художник Ёситака Амано начал свой путь с иллюстрирования романов и дизайна в аниме. Амано создал причудливый мир и персонажей в фильме «Яйцо Ангела» режиссера Мамору Осии («Призрак в доспехах», «Полиция будущего»). Он же нарисовал облик охотника на вампиров Ди в одноименной серии романов писателя Хидеюки Кикути и помогал в работе над двумя экранизациями.
Стиль Амано тяжело классифицировать. На художника повлияли яркие представители европейского модерна начала XX века, японские гравюры в стиле «укиё-э» и американские комиксы 70-х. Всемирная слава пришла к нему в начале 90-х, когда его назначили концептуальным дизайнером серии Final Fantasy.
В 1997 году на должность дизайнера персонажей поставили Тэцуя Номура, но Амано не стали списывать со счётов. В наши дни он продолжает рисовать промо-арты и логотипы для каждой номерной части серии.
Древние тропические леса всегда были центральной темой картин Хиро Исоно. Леса Исоно выглядят волшебно и фантастично, будто они с другой планеты. На самом деле большинство его картин нарисованы с натуры, ведь художник всю жизнь путешествовал и даже немного жил в джунглях Южной Америки.
В начале 90-х его попросили нарисовать обложки для двух частей ролевой серии Seiken Densetsu (серия Mana в США и Европе). Исоно умер в 2013 году, но его исполинское древо Маны все ещё живёт в новых частях Seiken Densetsu.
К созданию обложек и дизайну игр неоднократно привлекали аниматоров и мангак. На этом поприще ярче всего отметился мангака Акира Торияма, автор подростковых бестселлеров «Драконий жемчуг» и «Доктор Сламп».
Мангака нарисовал облик персонажей и противников в Chrono Trigger, Blue Dragon и культовой серии Dragon Quest.
Участие Ториямы в работе над Dragon Quest здорово подняло продажи игры. Серия имела ошеломительный успех на родине. В день релиза Dragon Quest III тысячи японских школьников прогуляли уроки ради того, чтобы встать в очередь у магазинов за долгожданной новинкой.
После этого Министерство образования Японии настоятельно попросило Nintendo перенести все громкие релизы на выходные дни или праздники.
Акихиро Ямада — книжный иллюстратор, мангака и лауреат премии Сэйюн за выдающиеся достижения в искусстве. Ямада часто рисует в стиле традиционной китайской живописи «гохуа». Больше десяти лет он трудился над обложками и дизайном персонажей в играх. Наиболее яркие примеры его творчества — Castlevania: Dracula X и Front Mission 3.
Порой легко угадать автора рисунка с первого взгляда из-за уникального стиля. Иллюстратор Тосиаки Мори нарисовал около двух сотен артов для игр от компаний SNK и Capcom. В его послужном списке такие громкие серии, как Fatal Fury, Metal Slug, The King of Fighters, Dead Rising и Samurai Shodown.
В отличие от коллег, которые предпочли рисовать в манга-стилистике, Мори выбрал живой и узнаваемый дизайн персонажей. Такой реалистичности он добился благодаря грамотному использованию света и тени.
Коллега и друг Мори, Кину Нисимура, успела поработать почти над всеми играми от Capcom в период с 1991 по 2008 год. Она создала знаменитые промо-арты персонажей к Street Fighter II, разработала их дизайн в Street Fighter III, Armored Warriors, Cyberbots и Dungeons & Dragons: Shadow over Mystara.
Её рисунки красовались на игровых обложках, билбордах и в аркадных залах. Нисимуру вполне можно назвать самым активным и разносторонним иллюстратором в истории Capcom.
С работами художника Ёдзи Синкава знаком любой поклонник серии Metal Gear. Синкава отвечал за дизайн персонажей и всей вымышленной техники начиная с Metal Gear Solid на PSone.
Сегодня Синкава продолжает трудиться в тандеме с Хидео Кодзимой над грядущей Death Stranding.
Рисунки художника зачастую двухцветны и выполнены в стиле, напоминающим традиционную живопись «суми-э» (японская живопись тушью и водой). Эффект «суми-э» получился из-за ручек-кистей для каллиграфии от Pental, которыми Синкава пользуется больше 20 лет.
Западные художники
В Японии иллюстраторами игровых обложек нередко становились известные художники, дизайнеры и создатели комиксов. Но на Западе был совершенно иной подход к этому делу. Прославленные иллюстраторы просили большие деньги, поэтому проще было нанять неизвестного художника или попросить художественный отдел нарисовать обложку.
Само собой, были и исключения. Как, например, супружеская пара двух художников — Бориса Вальехо и Джулии Белл. Они брались почти за всё: от обложек игр и книг до постеров и музыкальных альбомов. Их стиль серьёзно повлиял на образ многочисленных фэнтезийных миров из 80-х годов прошлого века.
В своих работах они воспевали красоту обнаженного женского тела и мускулистые тела сильных мужчин. Герои их картин почти не носят одежду, либо одевают её по минимуму. Злые языки говорят, что именно отсюда растут корни злосчастных «бронелифчиков».
В начале 90-х Sega of America щедро заплатила художникам за 20 обложек к различным играм. Например, Вальехо создал обложки к Golden Axe II, Star Control, Wings of Wor, Phantasy Star II и трех частей Ecco the Dolphin.
У Белл получились запоминающиеся рисунки к Eternal Champions, Turrican и Splatterhouse 3.
Самая неудачная и при этом узнаваемая обложка Белл — для Wolfenstein 3D. Фанаты серии, правда, критикуют её за грубейшие исторические несоответствия.
Форма нацистов совсем не похожа на реальную, к тому же солдаты на ней изображены с американской винтовкой AR-15 1963 года выпуска. То ли Белл спешила, то ли ей плохо обрисовали временную эпоху.
В 2009 году 2K Games заказала у Вальехо и Белл арт для грядущей Bioshock 2. Издатель до сих пор продает постеры с артом в официальном магазине.
Томас Дюбуа — христианский живописец и иллюстратор Disney. Но до с 1988 по 1994 год он был главным оформителем обложек игр компании Konami в США и Европе. В России его рисунки красовались на пиратских картриджах «Денди» и китайских копиях игр для Sega Mega Drive.
Дюбуа подарил свои рисунки Axelay, Cybernator, Sunset Riders, сериям Teenage Mutant Ninja Turtles, Contra и Castlevania.
Под руководством Ричарда Гэрриота, иллюстратор Денис Лубе рисовал обложки для игр серии Ultima. Помимо этого он работал над внутриигровой графикой и иллюстрациями в руководствах.
Роджер Дин и Питер Эндрю Джонс — первые крупные английские художники, которые серьёзно подошли к иллюстрированию игровых обложек. Они рисовали свои картины для игр на персональных компьютерах ZX Spectrum, Amiga, Atari ST и Commodore 64.
До прихода в индустрию видеоигр, Роджер Дин иллюстрировал обложки альбомов британских рок-групп, среди которых были Yes и Asia. У Дина есть две чётко выраженные тематики — загадочные инопланетные миры и странные механические создания.
На игровых обложках иллюстратора фантастических романов Питера Эндрю Джонса изображены технологии будущего и конфликты с неизвестными силами в далёких уголках космоса.
Дон Иван Пунчац писал обложки для журнала Heavy Metal, иллюстрировал хорроры и научную фантастику. Почти что любой человек, мало-мальски знакомый с играми, хотя бы раз в жизни видел его знаменитую обложку и логотип Doom.
C её созданием связана забавная история. Художник пришел в id Software вместе с мужчиной-моделью и игрушечным ружьем. За этим наблюдал геймдизайнер Джон Ромеро, который предложил Пунчацу нарисовать героя игры в окружении демонов. В итоге Ромеро не понравились скучные позы модели, он сорвал с себя футболку, взял в руки в ружье и сам начал позировать художнику. Doomguy на обложке — это Джон Ромеро.
Джеральд Бром — мастер готического фэнтези-арта и художник-фантаст. Если попытаться выбрать из его творчества три главные игровые обложки, то это будут, конечно, Doom II, Diablo II и Heretic.
Про художников Роберта Грейса и Виктора Гадино информации мало. Грейс занимался графикой в сиквелах Myst, а Гадино иллюстрировал обложки женских романов. Объединяет их одно — франшиза Duke Nukem. Грейс нарисовал знаменитую обложку Duke Nukem 3D, тогда как Гадино работал над обложками портов, сиквелов на PSone и ранней версией Duke Nukem Forever.
Стивен Перселл — один из ключевых художников-аниматоров классических квестов от LucasArts, автор комиксов и игр про сумасбродную парочку детективов Сэма и Маска. Он писал обложки, бэкграунды, работал над анимацией и придумал облик персонажей в трех частях культовой серии Monkey Island. Даже успел помочь Sega, создав пришельцев ТоуДжема и Эрла для одноимённой игры на Sega Mega Drive.
Противостояние двух культур
Западная премьера фильма «Акира» кардинально перевернула представление англоговорящих зрителей и критиков об аниме. Раньше считалось, что аниме — это детские мультфильмы про роботов, милых говорящих животных и девочек-волшебниц. Но благодаря картине Кацухиро Отомо появились первые увлеченные фанаты, на западный видеорынок хлынули видеокассеты, а с конца 80-х крупные издательства (Viz, Marvel и Dark Horse) выпускают переведённую мангу.
Сегодня никого не удивят игры с персонажами в манга-стилистике и игровые адаптации популярных аниме-сериалов. Однако в начале 90-х издатели боялись рисковать. Какой бы хорошей не была игра, но если на обложке есть персонажи аниме, то потенциальный покупатель скорее всего её проигнорирует, думали они.
По отношению к японским играм этот стереотип продержался вплоть до начала нулевых. Доходило даже до того, что из игр вырезали всю графику и катсцены, в которых фигурировали аниме-персонажи. Например, в западных версиях Assault Suits Valken (Сybernator в США) и Ace Combat 3 вырезали все портреты героев.
Персонажей в фэнтэзийных японских ролевых играх и платформерах всегда перерисовывали на западный лад. Такие обложки проигрывали оригинальным и выглядели крайне блёкло.
Фанаты серии Phantasy Star до сих пор спорят о том, какие обложки лучше — японские или американские. Американские обложки не выдерживают никакой критики по части отношения к первоисточнику, но с другой стороны — их рисовал Борис Вальехо.
Играм в фантастическом сеттинге повезло меньше. Такие коробки даже на полке держать стыдно.
Игру на Mega Drive по аниме «Кулак Северной Звезды» переименовали в Last Battle. Из неё вырезали всю жесткость, поменяли имена персонажей и сюжет.
Милая девушка из скролл-шутера Arrow Flash превратилась в отважную Джулию Робертс.
Иногда американские обложки выглядели на уровне оригинала, но превзойти его так и не смогли.
В редких случаях происходило наоборот. Западные игры получали в Японии эксклюзивные обложки, перерисованные в стиле манги или аниме. Такое произошло с культовой игрой Comix Zone.
И даже когда к аниме уже привыкли, японские обложки всё равно не любили за излишнюю артистичность и минимализм. Обложку от геймдизайнера Фумито Уэда для игры ICO часто называют одной из лучших в истории. Однако в американском отделении Sony решили, что рисунок Уэды выглядит странно и совсем не привлекает потенциального покупателя. Одним махом они убили произведение искусства, поместив на коробку перерисованные на западный манер рендеры персонажей.
Такие факторы, как строгость в дизайне, вера заданным стандартам и боязнь аниме — работали не в пользу западных изданий. Сейчас японские релизы старых игр ценятся у коллекционеров куда больше, чем европейские или американские.
Современные обложки
Сегодняшним обложкам катастрофически не хватает разнообразия. В последние 10 лет все привыкли к пяти популярным шаблонам на коробке с игрой: акцент на лице, одинокий герой с оружием, персонажи стремятся в бой, герой повернулся спиной и смотрит куда-то вдаль, герой на фоне чего-то гигантского.
Логику издателей понять нетрудно. Узнаваемые образы отлично продаются, поэтому нет смысла изобретать велосипед или делать что-то необычное.
Такой подход только расстраивает игроков. Например, в 2016 году общественность раскритиковала обложку Doom за полную безликость. Вскоре Bethesda пошла на попятную и предложила альтернативную версию оформления коробки.
Феномен иллюстрирования игровых обложек угас в конце 90-х. Наступила эпоха трёхмерных игр, в дизайне обложек всё чаще использовали обычные фотографии или CG-модели персонажей (каждая вторая обложка на Nintendo 64 и PSone). Красивые рисунки постепенно уходили в прошлое, пока в середине нулевых их окончательно не вытеснили знакомые нам клише.
Ушла эпоха, когда обложка неизвестной игры могла заинтересовать покупателя в магазине. Теперь перед покупкой игроки читают отзывы, играют в демоверсии, смотрят трейлеры или стримы.
У каждого игрока есть свои любимые арты к обложкам, которые не грех повесить на стену, поставить на мобильный телефон или держать коробку с игрой на самом видном месте в комнате. А какие у вас любимые игровые обложки? Давайте вспомним и обсудим в комментариях.
Источник: DTF