Возвращение в привычный музыкальный мир после небольшого путешествия в Голливуд
В карьере Леди Гаги, кажется, остаётся все меньше и меньше музыки: свои большие хиты она выпустила больше десятилетия назад, если не считать Shallow для фильма «Звезда родилась». По крайней мере, так обстоят дела, если вы не входите число «маленьких монстров» — преданных фанатов Гаги, которые следят за каждым его шагом. Ее новый альбом Chromatica можно рассматривать как возвращение в привычный музыкальный мир после небольшого путешествия в Голливуд.
И возвращение как минимум удачное, хотя и изрядно подпорченное коронавирусом. Но для начала вспомним, откуда вообще взялась Гага и что делала все то время, что вы за ней не следили. Стефани Джерманотта занималась музыкой с детства и довольно быстро попала в музыкальную индустрию как соавтор песен для больших поп-звезд.
Как устроена эта индустрия, лучше всего прочитать в книге Джона Сибрука «Машина хитов», но если вкратце, то производство хитов, в котором была задействована Гага — это сложно устроенный процесс, в котором отдельные люди пишут тексты, отдельные — вокальные мелодии, совсем другие люди придумывают музыку, а наброски будущих хитов кочуют от исполнителя к исполнителю, пока не найдут своего хозяина.
Гага верила в себя, в нее верила ее команда во главе с ярким представителем шведской фабрики хитов RedOne, у них был большой бюджет на прорывной альбом Fame и промо-кампанию. Из безымянной детали механизма по производству хитов Джерманотта превратилась в лицо этой машины: теперь такие же сонграйтеры, как и она сама, помогали ей ковать песни, которые стопроцентно понравятся десяткам миллионов слушателей по всему миру.
Остальное, что называется, история, напоминать которую бессмысленно. Гага не только оказала сильнейшее влияние на мировую поп-музыку, но и стала иконой моды, кумиром миллионов подростков и, что самое важное, покровительницей всех Born This Way закрепил успех Гаги, хоть и хитов уровня Paparazzi на нем было меньше, чем на The Fame, а вот дальше она для многих исчезла с радаров.
Это объяснимо: альбом 2013 года Artpop, который должен был показать экспериментальную сторону Гаги, совсем не получился, безумные платья приелись и публике, и самой певице, а джазовый дуэт с музыкантом Тони Беннетом хоть и принес Гаге «Грэмми» и более возрастную аудиторию, но остался в ее дискографии проходным моментом.
Joanne 2016 года спустя года выглядит как подготовка к кинокарьере. Именно такой альбом с обилием гитарного звука и мягкими аранжировками могла бы спокойно записать героиня фильма «Звезда родилась» о начинающей певице.
После выхода Joanne ей пришлось отменить с десяток концертов из-за сильных болей; певица подробно рассказала об этом в документальном фильме Gaga: Five Foot Two, который позволяет взглянуть на обычную жизнь музыканта, чьи альбомы слушают миллионы.
Новый альбом Chromatica — новый эпизод в саге о Гаге, которую пишет она сама. Он возвращает ее к истокам, к дэнс-попу, который идеально звучит на танцполе, только теперь китч Гаги кажется не прорывным, а вполне себе степенным и консервативным. Chromatica кажется идеологическим продолжением первых двух альбомов Гаги (шведские продюсеры снова в деле), только вот сама Стефани уже не девушка слегка за 20, а опытная артистка, много чего в жизни повидавшая.
В танцевальных треках Гага раскрывает себя куда лучше, чем во всех прошлых экспериментах, и легкомысленность формы компенсирует достаточно резким содержанием. «Вы любили Paparazzi, вы любили The Fame / Даже зная, что они причиняют мне боль», — поет она в треке Fun Tonight. Вопреки названию, эйфоричный дэнс-хит рассказывает о том, что его героине сегодня весело не будет, но танцевать под эту песню хочется немедленно и неистово.
Сочетание танцевальной легкости в музыке и совсем не легкомысленных текстов — отличительная черта Chromatica и один из главных плюсов альбома. Уже в первом треке Alice она поет о путешествии в кроличью нору — явно не слишком приятном. В хите Rain On Me вместе с Арианой Гранде они поют о том, что потрясения в жизни заставляют чувствовать себя живой.
В механически-прямолинейном треке 911 Гага как робот поет, что не может больше плакать и потеряла способность чувствовать эмоции, а ее главный враг — это она сама; поет она эти строчки подчеркнуто неэмоциональным голосом, жизнь из которого высушена автотюном, и это явно не случайный ход, а сознательный — и очень важный для песни — прием.
Дуэт с Элтоном Джоном в песне Sine From Above показывает, что Гага по-прежнему может удивлять: в его начале она имитирует сэра Элтона лучше, чем сам Элтон, а затем показывает, что ее не зря считали выдающейся вокалисткой. А потом — в самом конце — начинается такое, что даже и передать словами сложно: песня сбивается на ломаный бит и буквально выбивает из колеи. Таких моментов, правда, преступно мало.
На Chromatica нет, конечно, новой Paparazzi, но это далеко не главная проблема. Он не удивляет, но дает ощущение возвращения, граничащее с ностальгией, но не изобилующее ей.
Главная проблема Chromatica вообще никак не связана ни с музыкой, ни с самой Гагой: она связана с миром, в котором больше нет потных танцполов, где новым песням Гаги и предначертано жить, и неизвестно, вернутся ли они после глобального карантина.