Мэрилин Мэнсон давно никого не пугает: ему за 50, истории про удалённые рёбра в 2020 году как-то не впечатляют, даже будь они правдой, а рвотой на сцене и перевёрнутыми крестами в наше время можно только повеселить, а не удивить. В новом альбоме WE ARE CHAOS, записанном вместе со звездой кантри Шутером Дженнингсом, Мэнсон, кажется, наконец это понял — и перестал играть в шок-рокера.
Давайте вспомним, за что мы вообще любим Мэнсона. Его карьеру можно условно поделить на две части: в первой половине Мэрилин был вокалистом индастриал-группы Marilyn Manson в окружении талантливых музыкантов и под крылом Трента Резнора. Во второй превратился в селебрити и весельчака светских вечеринок и ковровых дорожек, выпускающего альбомы разной степени удачности.
Первая часть карьеры была значительно лучше. Альбомы Mechanical Animals, Hollywood и Antichrist Superstar — великие записи своего времени, которые нисколько не постарели. Мэнсон удачно сочетал умение писать сильные рок-песни и выстраивать яркий, запоминающийся образ — настолько запоминающийся, что он превратился в красную тряпку для всей консервативной Америки. И чуть не был назначен ответственным за «Колумбайн», хотя Эрик Харрис и Дилан Клиболд даже не были его поклонниками.
Со временем группа Marilyn Manson начала разваливаться, музыканты, которые внесли в её популярность внушительный вклад, разбрелись по другим тяжёлым коллективам, а сам Мэнсон пошёл по пути знаменитости. К середине нулевых Мэнсон уже никого не пугал, но продолжал выпускать альбомы, которые чаще неприятно удивляли, чем радовали.
Песни о вампирах и бесконечные отсылки к «Алисе в стране чудес» надоели. Мэнсон больше не был опасным рок-героем — он стал сказочником шок-рока, кем-то вроде Элиса Купера, шоуменом, руководителем цирка. И время этого цирка, казалось, безнадёжно ушло.
Клипы, всегда игравшие важную роль в творчестве Мэнсона, стали смотреться как пародия на самого себя: например, видео на песню Tattooed In Reverse из альбома двухгодичной давности выглядит неудачной и несвоевременной копией великолепного клипа на The Dope Show. Того самого, где Мэнсон выглядит бесполой куклой на операционном столе.
Его музыку на протяжении всех последних пятнадцати лет сложно назвать плохой — просто от музыканта такого масштаба ожидаешь куда большего. Были, конечно, хорошие песни, но неизменно оставалось ощущение, что Мэрилин может занимать совсем иную роль в музыкальном мире и ему нужно переизобрести себя.
И главное теперь — это не шок-контент, а самокопание. «Я не особенный, я просто поломанный и не хочу чиниться», — поёт Мэрилин в одной из лучших песен альбома SOLVE COAGULA. Ему всегда удавались медленные трагичные песни. Взять ту же Coma White — в таких композициях самокопание Мэнсона и попытки разобраться с собственными демонами звучат наиболее интересно.
Альбом не идеальный — Мэнсону явно нужен другой продюсер, больше понимающий в индустриальном звуке, чем Шутер Дженнингс. Музыкальные решения кое-где вызывают недоумение и кажутся неуместными, а звук — перегруженным и недостаточно лаконичным. Лишённое эмоций, монотонное расстроенное пианино в HALF-WAY & STEP FORWARD — самый неудачный момент альбома, который убивает хорошую песню.
Но это всё поправимо. Главное, что смещение акцента с надоевшей критики общества и религии на экзистенциальную лирику удалось и оказалось крайне уместным для Мэнсона. Он признавался, что в WE ARE CHAOS поёт о том, что творится в его голове, а не выстраивает какие-то сложные концептуальные конструкции, как прежде. А в его голове хватит демонов на десяток альбомов.