Послушать новое: Юп Бевинг — пианист, который создаёт музыку и для фона, и для вдумчивого прослушивания

Нидерландский минималист начинал с подборки треков для рекламы, но впоследствии стал самостоятельным музыкантом.

Послушать новое: Юп Бевинг — пианист, который создаёт музыку и для фона, и для вдумчивого прослушивания

Лил Пип стал звездой, записываясь дома чуть ли не на динамик в ноутбуке. Граймс, сейчас более известная как вероятная девушка Илона Маска, чем как выдающаяся певица и композитор, записывала первый альбом в Garage Band буквально на утюг, — и эти записи получали признание по всему миру.

В музыке, которую принято считать классической, такого обычно не происходит: нужно долго и упорно работать, с детства учиться играть, ждать ударов линейкой по рукам от строгой преподавательницы и выступать в залах с лепниной перед людьми в вечерних платьях и фраках. Ну или что там надевают в консерваторию. Но нет, даже в этом направлении есть примеры, когда музыканты становятся звёздами, записывая музыку в свободное от работы время буквально на коленке.

Нидерландский композитор Юп Бевинг — как раз из таких. Госслужащий по образованию, Юп ещё пять лет назад занимался офисной работой, хоть и связанной с музыкой (подбор треков для рекламы и тому подобное), а на пианино играл для души. Для души же записывал саундтреки для никому не известных короткометражек и музыку собственного сочинения.

Первый альбом Solipsism Бевинг создавал в одиночку, а потом выложил в стриминг-сервисы — и благодаря их рекомендательным алгоритмам стал суперзвездой.

Его музыку, в которой нет практически ничего, кроме пианино, можно назвать минимализмом. В этом же стиле играют Филип Гласс, Макс Рихтер, Терри Райли, Стив Райх, и, конечно же, 37-летний гений звука и композиции Нильс Фрам. Определить стиль просто: если в музыке очень мало нот, но воображение дорисовывает в пустотах и паузах картины, а затухание клавиш или струн становится самостоятельным инструментом, — возможно, перед вами произведения композитора-минималиста.

Альбом Solipsism, первый полноценный релиз Юпа Бевинга, идеально подходил для плейлистов в стримингах. Если его целиком выложить как «музыка для чтения в обед выходного дня» или «музыка для релаксации», недовольных не останется. При этом произведения Бевинга, конечно, сложно назвать примитивными или банальными: они просты для восприятия, понятны любому человеку, который хоть раз слышал пианино, не отталкивают сложностью, но и не раздражают предсказуемостью.

А ещё в произведениях Бевинга окружение, в котором он записывается, играет огромную музыкальную роль. На его последней пластинке 2019 года Henosis слышен скрип клавиш и струн пианино, от которого другие исполнители постарались бы избавиться.

На первых альбомах можно услышать приглушённые разговоры и детскую речь. Создаётся эффект интимности: мы как будто подсматриваем за жизнью композитора, пока он играет субботним утром (трек так и называется — Saturday Morning) на пианино, а его семья живёт обычной жизнью: готовится завтрак, дети бегают и капризничают.

Воображение рисует картину из какого-нибудь артхаусного фильма про семейную драму в квартире с огромным книжным шкафом, потёртым пианино и скрипящим паркетом.

Бевинга сложно назвать великим или хотя бы выдающимся пианистом. Он учился музыке с детства и занимался в консерватории, но травмировал запястье и забыл о карьере профессионального исполнителя. Его пьесы легко сыграет человек, хотя бы пару лет игравший на пианино в детстве. Но придумать простую, чувственную и одновременно не пошлую, способную удивлять музыку крайне сложно.

Успех Бевинга связан не только со стримингами, принёсшими ему десятки миллионов прослушиваний, но и с настоящим музыкальным чудом. Однажды ночью в Берлине один из руководителей лейбла Deutsche Grammophon (выпускает, например, Макса Рихтера) Кристиан Бадзура сидел в баре и наслаждался музыкой.

Играла первая пластинка Юпа. В баре она оказалась случайно и благодаря череде знакомств: подруга Бевинга из рекламной индустрии дала запись бармену, а тот счёл, что пианинные настроенческие пьесы композитора как нельзя лучше подходят ночной атмосфере заведения. Бадзура был в восторге: «Я услышал запись в два часа ночи. Я был заворожён. Музыка подчиняла себе всё пространство».

Он узнал у бармена, что это за запись, связался с подругой Бевинга и так вышел на самого музыканта. У Бевинга тогда уже были миллионы прослушиваний в Spotify, но продюсер об этом даже не подозревал.

7 февраля Deutsche Grammophon выпускает расширенное издание последнего альбома Henosis Бевинга с четырьмя новыми пианинными композициями. Этот альбом — пожалуй, лучший способ понять, на что способен композитор, прошедший путь от записей для себя к мировой известности.

Как это звучит

Если хочется похожего

  • Нильс Фрам, звезда минимализма и современной экспериментальной электроники.
  • Стив Райх, классик минимализма.
  • Кирилл Рихтер, пианист-самоучка, экспериментирующий в жанре доступного минимализма.
 

Источник

Читайте также