Пытаясь найти потерянный дрон и получив травму, смотрительница дикого реликтового леса по имени Габи неожиданно наталкивается на отца с сыном, живущих в самой глуши девственных лесов и ведущих почти первобытный образ жизни. Внезапная встреча сопровождается появлением еще одних, совсем нежданных и малоприятных гостей.
Начавшись как добротный и весьма свежий по сюжету хоррор, фильм родом из ЮАР режиссера Якоба Бауэра выгодно отличается от современного Голливуда и незатасканными на экране лицами, и неожиданными ракурсами съемки, которые порой заставляют удивиться, добавив избитое «А что, так можно было?», и прекрасными ландшафтами дикого леса и реки.
Не могу удержаться, чтобы не бросить пару слов о том, что главную героиню зачем-то попытались превратить в очередную инкарнацию Лары Крофт в исполнении Анджелины Джоли и одели лесную рейнджершу Габи в откровенно сексуальную униформу, выдвигающий на первый план и без того немаленькую грудь главной героини. При том, что по ходу фильма понимаешь, что все это здесь совершенно лишнее. Но это так, мелочи. Едем дальше.
Знакомство с лесом и его обитателями (по крайней мере теми, кого мы видим) все больше и больше подводит зрителя к тому, лес – это могущественное и многоликое живое существо, которое живет по своим законам. Познать эти законы позволяют грибы. Да-да, те самые галлюциногенные малыши, которые помогут проникнуть в сущность происходящего хоть в малой степени.
Фильм начинается как путешествие (кадры с каноэ на реке), сохраняет эту форму на всем своем протяжении (путешествие, но уже вглубь, в сущность леса) и завершается тоже путешествием, но уже в новой и непривычной среде (финальные сцены).
Постепенно картина все больше отдаляется от жанра фэнтезийного ужастика и переходит в лоно драмы или точнее экологической драмы, сопровождаясь робкими, но постоянными попытками порадовать зрителя макросъемкой (о, эти бешеные фактуры листьев, стволов деревьев и тины на поверхности воды, настолько живые, что очень-очень хочется их потрогать прямо на экране монитора), статическими кадрами природы, в глубине которой таится нечто поистине могущественно-инфернальное и никак не меньше.
Во второй половине картина начинает все больше и больше напоминать ленты Гильермо дель Торо или раннего Питера Уира, особенно его третий фильм «Последняя волна» (The Last Wave, 1977). Однако данной ленте, к сожалению, не хватает глубины и, если хотите, философии, чем в свое время и взяла меня за душу та самая «Последняя волна» с отображением на экране коллективного бессознательного и прочей юнгивщины.
Помимо вышеуказанного, насмотренный зритель найдет здесь и отголоски прекрасного для меня «Избавления» (Deliverance) Джона Бурмена 1972 года, и аллюзии на «Берег москитов» The Mosquito Coast уже упомянутого ранее Уира (особенно в части отца и сына).
А те, кто не бросает в наше время читать, могут провести параллели между данным фильмом и повестью Джозефа Конрада «Сердце тьмы», вышедшей в свет еще в 1902 году, часто упоминаемой в кинематографе, но так пока не получившей достойной экранизации.
Очевидный основный посыл ленты – это разрушение окружающей среды современным человеком, который живя исключительно под руководством идеи и принципов потребления, достигает пика и переломного момента, той самой точки невозврата, когда ради своего спасения природа начинает действовать против человека.
В целом Gaia – это неидеальная, но интересная задумка, ставшая своего рода глотком свежего воздуха в серийно-франшизной вакханалии. У фильма есть недостатки, обусловленные скорее всего отсутствием большого опыта у авторов, но тот посыл и идея, что заложены в сценарии, позволяют закрыть глаза на эти минусы и с удовольствием потратить полтора часа своего времени. А многочисленные отсылки к другим лентам и литературе делают процесс просмотра еще интереснее.
Один раз я посмотрел фильм точно с удовольствием и не жалею. А будет ли еще просмотр, покажет жизнь.
Моя оценка – 7 из 10
Кинопоиск – пока нет оценки
IMDb – 5,9 на 245 отзывах
З.Ы. Кстати, на своем первом публичном просмотре в марте этого года на фестивале South by Southwest лента получила приз за лучшую операторскую работу. На мой взгляд, по делу, ибо первые минуты фильма можно описать легендарной фразой «Шик! Блеск! Красота!» из «Куплетов цирковых велосипедистов» Исаака Дунаевского из фильма «Цирк» 1936 года.