“Последний Кризис”: христианство и жизнь как сюжет

Перевод статьи с popularcultureandtheology.com

Апологеты читавшие или смотревшие какие-либо интервью Гранта Моррисона, могут заметить, насколько данный автор пышет разнообразными идеями и концепциями, относящимися к теме строения мира. С помощью мета-прозы, нетипичного стори-теллинга и щепотки спиритических учений, он выносит мысли зарожденные в его, в хорошем смысле, больной голове, на бумагу. Моррисон не следует в своей жизни христианским догмам, но влияние христианства отчетливо заметны в его работах. В Моррисоновском комикс-ивенте «Последний Кризис» (“Final Crisis”), примечательно влияние на Гранта библейского сюжета об Апокалипсисе, Конце Всего, а также идея о важности сюжетов как таковых; сюжетов, способных вместить в себя историю мира.

Моррисон поясняет за жизнь

Во-первых, “Последний Кризис” – история о зловещем триумфе Дарксайда, нового бога, взявшего под контроль сознания всех людей на земле, ради забвения существующего в вечной пустоте. Во-вторых, это история о том, как героям вселенной DC приходится сойтись, в буквальном смысле, с концом всего и вся, чтобы сразить абсолютное зло.

Христианская эсхатология

В иудео-христианской традиции, эсхатология – это система религиозных взглядов и представлений о конце света, где отличительным свойством является идея о спасении человечества. Литература, которая освещает тему Апокалипсиса, часто наполнена элементами символизма, темами пророчеств, обсуждениями теории Божьего Суда и Второго пришествия. Откровение Иоанна Богослова, если рассматривать её как литературное произведение, умещает в себе все эти составляющие. Иоанн, которого считают автором, описывает Конец Света, как закономерный исход тех событий, начатых со смерти и воскрешения Иисуса Христа.

Христианские темы в “Последнем Кризисе”

Использование христианских сюжетов достаточно широко практикуется в американской поп-культуре. Комикс-сообщество тоже не гнушается обращаться к Библии, как к средству вдохновения. В DC, например, Супермен часто сравнивается с Иисусом Христом. А элементы христианской эсхатологии можно отметить в различных комиксах, описывающих Конец Света. Жизнь Супермена в качестве Кларка Кента, описывается достаточно скромной: детство и взросление в обычной канзасской деревушке, в семье небогатых Кентов. То же самое и у Христа: родился в семье плотника и был воспитан в скромном окружении.

Данный тип составления истории может быть описан как форма так называемой религии-в-поп-культуре, в которой религиозные темы, религиозный язык и образы преломляются в контексте массовой культуры

Стивен Гарнер
Преподаватель теологии

В “Последнем Кризисе” несколько персонажей берут на себя роль Иисуса Христа. Конечно же один из них – Супермен, который и является в событии “основным” Спасителем. . Но и партии Бэтмена с Флешем, заключающиеся в самопожертвовании первого и и возвращения с того света второго, имеют не последнее значение. Ведь смерть во спасение и воскрешение – темы истинно характерные для христианского учения.

Моррисон зачинает свое событие с идеи Небесной Войны, в которой верх одержало зло; что резонирует с шестой главой Откровений, где говорится, что Господь-Бог позволит злым силам взять контроль над миром в Конце Времен.

Моррисон к тому же использует концепцию Лже-Пророка, описываемую в главах девятнадцатой и двадцатой Откровений. В “Кризисе” Лже-Пророк – злодей Либра, самопровозглашенный Мессия новой эры.

“Последний Кризис” преподносит пророчество об Апокалипсисе через Книгу Забвения из Библиотеки Лимбо. Как и Библия, Книга содержит Историю сотворения и Историю о Конце Света. Автор вводит “пророчество” для того, чтобы показать какое значение имеет понятие сюжета для вселенной DC.

Значение сюжетов

По Грегори Мобли, автору книги The Return of the Chaos Monsters: And Other Backstories of the Bible, сюжеты (имеется в виду всякие сюжетные клише, или всемирно известные сюжеты, как например, “Одиссея”, “Ромео и Джульетта” и т.д.) придают значение и направление человеческому существованию, которое многими считается просто бессмысленным набором событий, произошедших в течение жизни человека. Сюжеты важны – так как они вносят порядок в мыслях и в быту, устанавливают пути развития, и обнадеживают в трудные времена. Сюжетослагание, рассказ историй вшиты в сознание людей, и Мобли утверждает, что само сознание есть слагание. Он также говорит, что “задача теологии –включение нашей личной истории во всеобъемлющую историю мира”.

Концепция Апокалипсиса – основная причина, приведшая к возникновению христианства.

Дж. П. Дэвис

Сюжеты могут использоваться для оказания влияния на отдельный социальный слой, или на общество в целом, а также для того, чтобы донести некое сообщение для этого общества. По выводам ученых, Иоанн Богослов использовал Откровение как критику всего империалистического строя, и Римской Империи в частности. Некоторые отмечают в данном факте иронию, ведь Иоанн в Откровениях создает новую империалистическую систему, во главе которой находится Иисус Христос. По Иоанну, настоящая мощь – не империалистические амбиции, но преисполненное верой сопротивление. Что подчеркивается смертью, которая является не такой уже серьезной неприятностью для сына божьего, а после, обязательным воскрешением Спасителя.

Хорошая и ладно скроенная история может увлечь людей и заставить даже через века заставить человечество размышлять о своей роли в мире. Моррисон, в “Последнем Кризисе”, как и играется со специфическими библейскими сюжетами, так и отмечает значимость и силу влияния сюжета самого по себе.

Сюжеты в “Последнем Кризисе”

В комиксе “Superman Beyond”, что является некой такой интерлюдией к “Последнему Кризису”, Кал-Эл находит книгу, содержащую в себе бесконечное количество страниц, то есть вмещающую в себя все существующие книги. Это бесконечное писание содержит пророчество Апокалипсиса, названного там последним кризисом. Далее в комиксе обнаруживается, что сам Супермен – это гипер-история. Позднее, в финале “Последнего Кризиса”, Кал-Эл наносит поражению главгаду Мандракку, и спасает человечество просто пожелав для этой истории счастливый финал.

Моррисон на протяжении своего рассказа множество раз подчеркивает значимость историй, сюжетов для человечества. В комиксе “Final Crisis: Submit”, супергерой Черная Молния, видя как семья Татуированного Человека жжет газеты, порицает их, так как верит, что книги и газеты – это истинные сокровища цивилизации. В “Submit” есть, например, сцена с рассказом Черной Молнии о своей семье, который воодушевляет детей Татуированного Человека, тем самым, показывая, как простая история способна дать людям надежду на светлое будущее даже во время конца света. Примечательно и то, что газета “The Daily Planet” продолжает публиковаться.

В финале “Submit”, приспешники Дарксайда, к которым относиться и перевоплотившийся Черная Молния, все-таки сжигают книгу, “Происхождение видов” Чарльза Дарвина. Тем самым, Моррисон обращает внимание на книги, придававшим смысл жизни людям на протяжении всего человеческого существования. И через сам акт уничтожения книги Дарвина показывается уничтожение цивилизации.

Апокалипсис в качестве сюжета

Библия, если рассматривать ее как литературное произведение, это сборник легенд, которые, в свою очередь, формируют, так называемый, христианский нарратив. Откровение Иоанна Богослова представляет собой резкую, но яркую иллюстрацию сущности христианской веры, ее наивысший пик. Следуя из этого, были выдвинуты предположения, что апокалиптические идеи в значительной степени повлияли на возникновение христианства.

Виллем Стифелс в своей статье для Journal of the History of Ideas пишет, что конец истории (эсхатон) стоит понимать не только как акт обычного физического уничтожения нашего мира, сколько как реализацию определенного результата всех процессов мировой истории, исполняемых в рамках Божьего плана. Таким же образом, в “Последнем Кризисе” Апокалипсис представляется как проявление изначально задуманного “плана”, к исполнению которого привели события вселенской истории, начавшиеся с появлением жизни.

У Моррисона связь между явлением Апокалипсиса и зарождением жизни, выражается через персонажа Антро, «первого мальчика», кроманьонца, родившегося у неандертальцев. В самом первом выпуске “Кризиса” ему вручается “оружие”, которое будет играть значительную роль в грядущем Апокалипсисе. Ему дается знание, в виде огня и “символа жизни”.

По мере разворачивания истории озвучивается вывод, что огонь стал началом падения человечества. Однако же символ помог спастись группе людей во время Конца Света. В христианстве, начало Апокалипсиса инициируется с появлением Иисуса Христа, с его дальнейшей смертью и воскрешением. Христос приносит себя в жертву ради спасения человечества. Такой подвиг можно рассматривать как отправной точки во вхождение в “новую, чистую” христианскую жизнь. Но также акт распятия может считаться началом неминуемого, предначертанного Конца.

Заключение

В комикс-ивенте Гранта Моррисона, как и в Откровениях Иоанна Богослова, Конец Света становится кульминацией всей человеческой истории. Жизнь, только зародившись, сама же стала причиной своего собственного уничтожения в грядущем. И так же, как в Откровениях, Апокалипсис, хоть и оказался страшным и губительным событием, но все равно, в масштабе истории, остался временным переходным явлением, ступенью к приходу нового начала; не финалом, а лишь одним из бесконечного числа актов огромного вселенского сюжета.

И в этом всеобъемлющем нарративе, заметны нити формирующие его поверхность – крохотные личные истории, придающие смысл жизням миллиарда существ в галактике. Библия дарит верующим надежду даже в самые тревожные времена; дети развлекают друг друга, рассказывая увлекательные истории, чтобы хоть как-то утешится; новостные газеты продолжают публиковаться, а книги становятся еще ценнее, чем прежде. И эту целительную силу истории Грант проносит через весь свой “Кризис”. Ну и сам Супермен оказался отличным рассказчиком: всего-то надо было придумать нормальный хэппи-энд.

 

Источник

Читайте также