Последние дети Steam Greenlight

Зелёный свет угас, что будет дальше.

Когда-то давно Greenlight работал исправно. Игр было не так много, а голоса пользователей действительно имели значение: игроки сами решали, какой игре быть, а какой — нет. Но со временем всё изменилось: игры стало делать проще, они рекой потекли в Greenlight.

«Сейчас процесс создания игр настолько упростился, что пользователю надо заглядывать на страничку Greenlight каждый день и тратить своё время на исследование проектов. Никто этого не будет делать, — говорит Александр Виласак, автор OVIVO, получившей «зелёный свет» за десять дней. — Пользователи больше будут полагаться на мнения кураторов и обзорщиков».

OVIVO

В системе Steam Direct, которая придёт на смену Greenlight 13 июня, будет усилено влияние кураторов: их рекомендации должны прямо влиять на список игр, который выводится подписчику. У кураторов появятся новые возможности — например, создание личных списков игр, чтобы давать советы по поводу конкретной распродажи, разработчика или жанра. Ну а голосование за игры уйдёт в прошлое.

Что было

Основная причина перезапуска сервиса — большой поток низкокачественных проектов, что отмечают как разработчики, так и сама администрация Steam. Тимур Козанов, автор ролевой игры Willy-Nilly Knight, говорит, что каждый год количество игр в Steam удваивается. Это заметно и по диаграмме, опубликованной сервисом SteamSpy. В 2012 году в Steam было выпущено 379 игр, а в 2016 году это число достигло 4207.

За 2016 год в Steam было выпущено 40% от игр, вышедших на площадке. В этой обстановке старая схема просто не могла работать, и что-то очевидно нужно было делать. Первым шагом стало изменение алгоритмов формирования топов и подборок в ноябре. Следующим вполне логичным шагом стал Direct. Но, как обычно, реализация подкачала. ​

Тимур Козанов, автор Willy-Nilly Knight

Пользователи больше не будут голосовать за понравившиеся проекты, чтобы они увидели «зелёный свет». Теперь принимать все решения будет сам Steam, а разработчики должны будут платить 100 долларов не за участие в программе в целом, а за каждую игру отдельно. Эти деньги вернут, когда игра соберёт больше тысячи долларов — на это способен почти любой проект.

Изначально за публикацию в Steam Direct компания планировала брать около 500 долларов, но затем эта сумма снизилась до ста долларов, а администрация магазина пообещала постоянную работу над совершенствованием алгоритмов площадки.

Последние дети Greenlight

Greenlight просто устарел и перестал выполнять свою изначальную задачу. Это хорошо заметно на примере «Игры про ничего»: шуточный проект про чёрный экран собрал множество лайков, однако всё-таки не получил «зелёный свет». Автор пишет, что эксперимент удался.

И действительно, он показал всю несостоятельность пользовательского голосования: игроки готовы отдавать голоса в шутку, и не факт, что затем они купят эти игры. В результате голосование проходит «трэш», а действительно неплохие проекты могут остаться незамеченными.

Несколько лет назад, когда Greenlight только появился, он справлялся со своей функцией. Проекту нужно было набрать 20 тысяч голосов, позднее планка сильно снизилась, примерно до 500 голосов. Из-за этого в Steam потекли реки некачественных и откровенно плохих игр. Вторая проблема Greenlight была в огромном количестве проектов. В день появлялось примерно по 10 игр, в основном очень низкого качества, поэтому найти что-то интересное было очень сложно. ​

Третья проблема была в самой системе голосования. Большая часть голосов набиралась в первый день, когда шёл органический трафик самого Greenlight. Потом количество заходов на страницу резко сокращалось, во многом из-за неудобности системы.

Обычно пользователи залогинены только через сам Steam, а когда они заходят на вашу страницу через браузер — им нужно логиниться, а потом ещё проходить проверку безопасности. Думаю, это отсекало 90% людей, желающих проголосовать. Решение заменить Greenlight на мой взгляд, полностью обоснованное: он не справлялся со своей функцией, а вместо этого в магазин текли реки некачественных игр.

Вячеслав Бушуев, автор приключенческой игры Rabbit Story
Rabbit Story

«Greenlight не был совершенным», — считает Евгений Кистерев из Mandragora Studio. Со временем там появились накрутки голосов, и псевдо-издатели, которые обещали разработчиками получение разрешения и выпуск в Steam. Кроме того, правила были непрозрачны: автор просто в какой-то момент получал «зелёный свет» и всё.

Freaky Awesome, текущий проект Mandragora, прошёл Greenlight так быстро, что даже не успел попасть в «топы». А вот со SKYHILL, предыдущей игрой студии, всё было иначе: она «провисела» в разделе четыре месяца, пока авторы не обновили дизайн игры. «И никакой особой зависимости от количества голосов и положения в топах не было. Человеческий фактор со стороны Valve всё равно присутствовал», — говорит Евгений Кистерев.

Финальное решение всегда было за Valve. Greenlight составлял рейтинг игр на основе пользовательского голосования, которые затем обрабатывала администрация Steam.

Есть игры, которые висят в Greenlight уже годами и не показывают никакой динамики, потому что разработчики сами не верят в них настолько, чтобы купить минимум трафика за 100-200 долларов и за пару дней пройти отбор. Так что Greenlight обеспечивал минимальную фильтрацию.

У него было много минусов и что-то явно нужно было делать. Но, на мой взгляд, более правильным решением было бы появление Direct как нового витка развития Greenlight, а не как его полной идеологической замены. ​

Тимур Козанов, Willy-Nilly Knight

Автор Willy-Nilly Knight считает, что логичнее было бы увеличить сумму на вход в Greenlight — сделать её от 1 до 5 тысяч долларов, чтобы отсечь пласт явного «трэша». В остальном же можно было оставить всё как есть и просто ужесточить требования к играм. Тимур Козанов приводит примеры: дополнительное голосование через кураторов, обязательные демоверсии, учёт не только позитивных, но и негативных голосов пользователей. А те, кто пройдёт такой более строгий «Гринлайт», получает возможность опубликоваться бесплатно.

Freaky Awesome

«После анонса отказа от Greenlight в пользу Direct Steam просто выпускали два раза в месяц группу из 5-10 проектов. Чем был обусловлен выбор, почему, зачем? Вам, как и вашей голосующей аудитории, никто никогда не объяснит, — говорит Николай Бондаренко, один из авторов Ash of Gods: Redemption. — Мы шли на Greenlight, чтобы посмотреть, насколько мы интересны органическому трафику, который там курсирует. Сколько людей и как они нас воспринимают».

Ситуация с Direct сейчас похожа на приближение к App Store, чего нам бы очень не хотелось, так как Steam — основная платформа для наших игр. Ты платишь 100 долларов и возвращаешь их после пересечения продаж в 1000 долларов. Заработать 1000 долларов за год может почти любая игра, особенно если не будет ограничения на выпадение карточек для игр, которые не преодолели эту сумму. Ведь очень много дешёвых бесполезных игр окупаются только потому, что их можно купить за 20 центов и набить доллар на карточках. Посмотрим, что будет дальше. По сути, всё зависит от правил аппрува со стороны Valve. ​

Евгений Кистерев, Mandragora Studio
Ash of Gods: Redemption

Что будет

Система рекомендаций куда сильнее влияет на видимость игры пользователю, чем возможность затеряться в потоке Greenlight, считает Николай Бондаренко. Поэтому с введением Direct ничего принципиально измениться не должно.

Это точно справедливо для крупных компаний с большими маркетинговыми бюджетами, уверен Тимур Козанов. Они собирают свою аудиторию вне Steam мощным маркетингом: через SMM, прессу, медийную рекламу, инфлюенсеров и так далее. Не сильно скажутся перемены и на мелких разработчиках, которые не несут предпринимательских рисков — для них просто снизится планка входа, не более. Хотя, отмечает Козанов, на длинной дистанции они тоже проиграют, поскольку размытие аудитории даже в этих играх обрушит объём покупок до минимума.

Punch Club получила «зелёный свет» за пять дней

А вот мелкие коллективы и студии среднего размера окажутся на грани вымирания.

В начале 2016 года Steam гарантировал миллион показов каждому, кто проходит Greenlight и выкладывает игру в магазин. На этой волне многие инди начали делать действительно хорошие игры, и это стоило денег. А когда они закончили работу и были готовы к релизу, обещанный миллион показов остался в прошлом. И очень многие даже не окупили своих издержек. ​

Direct открывает магазин вообще для всех, тем самым размывая аудиторию качественных проектов. А ведь именно эта прослойка подарила нам игры вроде Darkest Dungeon, Terraria, Factorio, Don’t Starve, The Banner Saga, Broforce и многие другие. Фактически это нововведение сводит шансы на успех таких игр к нулю.

Тимур Козанов, Willy-Nilly Knight

Причём планка в 100 долларов — это крайне негативное решение для всех разработчиков, кроме крупных компаний, считает автор Willy-Nilly Knight. А для Valve это не играет никакой роли, потому что масса платящих пользователей не изменится, объём платежей останется тем же.

Но мнения касательно цены разнятся. Александр Виласак, автор недавней OVIVO, считает, что 100 долларов — нормальный взнос для инди-разработчика, который хочет зарабатывать на играх. В то же время Direct отсеет тех, кто готов однажды заплатить, чтобы потом «завалить» Steam играми-однодневками, надеясь, что хотя бы одна выстрелит. Теперь придётся платить за каждую игру.

Willy-Nilly Knight

А вот Вячеслав Бушуев думает, что цена слишком низкая, и это не убережёт магазин от продуктов низкого качества.

Я специально уделил время и посмотрел демоверсии инди-игр, которые проходили Greenlight: в 90% случаев это были игры, в которые я бы не стал играть даже за деньги. ​

Когда Rabbit Story походила Greenlight, мне писало в личку несколько человек, предлагавших купить голоса. Я уже точно не помню, но стоили бы они около 100 долларов за тысячу голосов. Я думаю, что Valve об этом знает.

Считаю, что переход на Direct —хорошее решение. Но цена в 100 долларов не убережёт магазин от низкокачественных игр. Мне кажется, планку надо поднимать до 500 долларов или тысячи.

Вячеслав Бушуев, автор Rabbit Story

«Valve известны тем, что стараются всё автоматизировать, а тут они замыкают решение на своих сотрудниках», — говорит Евгений Кистерев. Цена для авторов осталась, по сути, той же: если раньше они платили 100 долларов за доступ к Greenlight, то теперь будут платить такую же цену за подачу игры в Direct.

Но есть и позитивный аспект, считает Кистерев. Теперь компании, которые раньше выкладывали на Greenlight чужие игры, не смогут этого делать. И если в Steam попадёт какой-то мусор, игроки будут винить напрямую Valve, которые взяли весь процесс в свои руки.

SKYHILL

Реквием

Хотел бы обратить внимание на аналогичную ситуацию в магазинах AppStore и Google Play. Они уже прошли этот путь, и на их примере явно виден результат. В каждом из магазинов выходит до 500 тайтлов в день, но сколько историй успеха от независимых небольших коллективов вы слышали за последний год? Я лично ни одной.

Без трафика любая игра, какой бы хорошей она ни была, просто теряется в общей массе. А весь трафик давно поделён между «мейджорами» и стоит безумных денег. Direct несёт в себе риск превратить Steam ровно в такой же магазин. ​

Тимур Козанов, Willy-Nilly Knight

Steam Greenlight официально закрыт, голосование остановлено, время петь реквием. Среди последних игр, получивших «зелёный свет», можно обнаружить множество игр для VR, включая симулятор танцпола Disco Time 80s VR, в котором просто нечем заняться. Игра уже вышла в продажу. Есть инди-хоррор про подвал, скверный изометрический экшн про жуткие плюшевые игрушки, VR-шутер про воздушные шарики, приключения кусочка сахара и хоррор про парня с лучшей причёской в мире.

За все эти любительские игры, очевидно, голосовали наравне с проектами от профессиональных инди-студий.

Something in the Dark

Среди новых игр, которые успели попасть в последнюю волну, есть как интригующие проекты вроде Lust for Darkness, которому администрация Steam наверняка даст финальный «зелёный свет», так и странный платформер про кенгуру или, например, игра про поиск объектов в доме женщины, напоминающей порнозвезду. Кто из них пройдёт Greenlight — неизвестно, однако есть мнение, что многие.

Раньше можно было собрать тысячи подписчиков на игру, десятки тысяч голосов, и это был первый источник входа для вашего комьюнити. Последнее время эти цифры сильно уменьшились. Greenlight перестал быть чем-то интересным для игроков. Наверное, он потерял лицо, так как пропустил в Steam слишком много мусора. Это не нравится игрокам так же, как и разработчикам.

Насколько я знаю, Valve напоследок собираются дать «зеленый свет» как можно большему количеству игр. Значит ли это, что летом и осенью мы увидим ещё больше игр оттуда? Думаю, да. Поэтому результаты введения Direct мы сможем оценить лишь в 2018 году.

Евгений Кистерев, Mandragora Studio
Lust for Darkness

Объявление о закрытии Greenlight администрация Steam начала с воспоминаний о том моменте, когда в Valve поняли: невозможно самостоятельно предугадать вкусы аудитории и отобрать все достойные выпуска проекты.

Но время Greenlight прошло, и администрация Steam взяла всё в свои руки. Зелёный свет угас, что будет дальше — не очень понятно. Но за последними детьми Steam Greenlight мы будет наблюдать ещё как минимум год.

#steam #мнения #инди

 
Источник: DTF

Читайте также