Посланец Ада: вспоминаем историю Джона Константина в честь его юбилея

В цикле материалов «Классика Vertigo» Денис Варков и другие писали о лучших комиксах издательства. Я же расскажу о персонаже, без упоминания которого представить импринт издательства DC Comics 10-20 лет назад было попросту невозможно. К тому же, именно в феврале этого года ему исполняется 35 лет. Весомый повод вспомнить про юбиляра, не так ли?

Кто такой Джон Константин? Это вечно курящий чародей в строгом костюме и потертом кожаном пальто. Он мошенник, плут, предатель, сволочь и обладатель других всевозможных титулов, которые характеризуют человека далеко не лучшим образом.

Ему ничего не стоит пойти по головам, даже если для этого придется пожертвовать своими друзьями. Голубоглазому блондину легко сегодня вести дела с гангстерами из самых неблагополучных районов современного Лондона, завтра подставить человека и при этом получить большой денежный куш от заказчика, а на следующий день этот прохиндей придет в ваш дом и изгонит из него всех осевших там призраков. Все самые отвратительные и грязные слухи про него — правда, даже несколько смягченная. Благородные поступки вроде спасения мира он совершал не из альтруистичных побуждений. За этим почти всегда стоял хитрый расчет.

Так за что же он получил признание фанатов? Как раз именно за то, что вел себя совсем не так, как привычные герои мейнстримовых комиксов. Это в нем и привлекало.

В отличие от всевозможных комиксных супергероев, сверхлюдей и богов Константин всегда был близок к читателю. Шутки шутками, но при всем своем могуществе он навсегда оставался простым человеком. Хоть он и прожженный циник, но и ему знакомы такие чувства, как страх, сомнение, угрызение совести — даже любовь. Словом, все как у простых людей.

Своим появлением голубоглазый антигерой обязан британскому сценаристу Алану Муру (в то время только начавшему завоевывать почтение у американской публики), а также художникам Стивену Биссетту и Джону Тотлебену. На тот момент все трое работали над комиксом The Saga of Swamp Thing. Авторы давно хотели изобразить Стинга — фронтмена группы The Police (они тогда активно слушали новую британскую волну) и предложили свою задумку писателю. Позже на странице одного из выпусков создатели оставят отсылку к настоящему имени музыканта — на борту небольшой лодки будет красоваться надпись «Достопочтенный Гордон Самнер».

Впервые Константин появился в The Saga of Swamp Thing #25 в качестве… обыкновенного зеваки в толпе, ведь первоначально Мур даже и не намеревался как-то особенно выделять персонажа. Но Биссетт и его коллега по-дружески пригрозили сценаристу, что с «двойником» нужно сделать «хоть что-нибудь», потому что они и дальше собирались продолжать его рисовать. Заговорщикам повезло — в руководстве DC ничего не знали о «шантаже». Это также не было известно и Карен Бергер, редактору серии на тот момент. В дальнейшем и она внесет свой значимый вклад в развитие образа героя.

Не старайтесь искать сборник с подобным названием — оно условное. Дело в том, что один из самых ключевых моментов прошлого Джона связан с городом Ньюкасл. Именно там из-за своего высокомерия и неумелых действий Константин ненароком отправил невинную девочку Астру в Ад.

Последствия этого инцидента еще долго преследовали героя. А осознание того, что ему придется жить с этим бременем, обогатили и углубили образ Константина.

К тому же, это одни их этих выпусков, где авторы касаются лихого панковского прошлого чародея.

В это сложно поверить, но даже такой человек, как Джон, временами умудрялся вступать в искренние романтические отношения. Правда, чаще всего они длились недолго, да и заканчивались не вполне удачно.

Епифания Грейвз намного младше Константина, к тому же ее отец — известный криминальный авторитет из Лондона. Он заставил девушку в детстве взяться за изучение алхимии, так что к своим 24 годам она стала разбираться в сверхъестественном не хуже своего будущего мужа.

Возникшая симпатия между Пифи и Джоном приводит последнего к тому что он оказался готов связать себя узами брака с девушкой. Близкие друзья колдуна не могли поверить в подобный поворот событий, а многочисленным врагам колдуна в Аду совсем не хотелось, чтобы он был счастлив. Если у обычных людей нет свадьбы без драки, то в случае с Константином на подобном мероприятии не обойтись без крови, серы и оторванных конечностей.

К моменту бракосочетания над серией работал сценарист Питер Миллиган, и его дальнейшие попытки изменить привычный статус-кво у персонажа могли вызвать неоднозначную реакцию поклонников. Чего уж там, я сам вечно спорю с Ибрагимом Аль Сабахи (кстати, именно он писал про «Константина» в наш Топ 100 комиксов и манги по версии «Канобу») о том, насколько Миллиган испортил Джона как персонажа. Лично мне кажется, что он этого не сделал. Хотя от некоторых его идей я тоже не в восторге.

Детство Константина нельзя назвать счастливым. При его рождении умерла мать, к тому же находясь в ен утробе он задушил своего брата-близнеца. Воспитанием мальчика и его старшей сестры Шерил занимался родной отец Томас, который был алкоголиком и скандалистом, поэтому при любом случае ругал и избивал Джона, обвиняя в смерти любимой жены. Счастливое семейство, не правда ли?

На мой взгляд, период Пола Дженкинса на серии был одним из самых скучных. Но именно в 100-м выпуске Hellblazer сценарист смог проявить себя, окончательно поставив точку в отношениях между отцом и сыном.

Джону раскрылась страшная тайна — он не был причиной смерти брата и матери. Вина полностью лежала на Томасе, заставившем жену сделать аборт на четвертом месяце беременности. «Заботливый» отец оправдывал это тем, что на прокорм троих детей у семьи просто не хватило бы денежных средств.

Как видите, привычный сюжетный троп (к которому обожает прибегать тот же Стивен Кинг) о том, что некоторые люди могут быть хуже любых демонов и других страшных тварей, здесь получил вполне неплохую реализацию.

Одним из самых постоянных атрибутов блондина-антигероя была тяга к сигаретам и то, что он всегда ходил в одном и том же пальто. Казалось бы, что в нем такого примечательного?

За долгие годы между плащом и магом образовалась довольно тесная связь. Пальто настолько пропиталось магией, что стало этаким сверхъестественным «громоотводом» для своего хозяина. Мало того — оно умудрилось обрести собственное сознание и некоторые магические способности. И если какой-нибудь посторонний человек надевал его на себя, то шинель подчиняла беднягу себе или придавала своему носителю черты характера Константина.

Даже находясь в разных уголках Лондона (к этому времени плащ был украден племянницей Джона Джеммой Мастерс) вещь и хозяин могли влиять друг на друга. Например, когда пальто попытались сжечь, то огонь перекинулся на его законного владельца.

Что меня привлекает в этой сюжетной арке? Черный юмор и некоторый здравый налет трэшовости.

Именно при Гарте Эннисе серия начала приобретать свой культовый статус. Поэтому лучше всего постараться прочитать все выпуски, к которым он приложил руку.

Писателю нравилось, что Джон всегда оставался «обычным человеком». Благодаря этому Гарт, по его словам, мог писать истории о герое, который движим вполне понятными мотивами и желаниями.

«Привычки» стали дебютом Энниса на серии… и поначалу он вообще не имел представления о том, что можно сделать со светловолосым магом. Поэтому он попросту решился его убить, подарив Константину рак в неизлечимой форме. Никаких проклятий или происков недоброжелателей. Ведь если вы каждый день выкуриваете много сигает, то кого вам обвинять, как не себя, раз у вас такие проблемы со здоровьем? И как любому из нас, кто оказался в подобной ситуации, Джону совсем не хотелось умирать…

Дальнейший пересказ сюжета я считаю ненужным, иначе испорчу удовольствие тем, кто еще не читал комикс. А знатоки и без меня знают все подробности. Именно здесь ирландец ввел в жизнь Джона одного из самых опасных недругов — Первого из Падших. До своего самого последнего появления в комиксе он продолжал оставаться сволочью не хуже Константина.

Посланец Ада: вспоминаем историю Джона Константина в честь его юбилея | - Изображение 8

Конец спойлеров

Посланец Ада: вспоминаем историю Джона Константина в честь его юбилея | - Изображение 9

Стоит упомянуть и о воплощениях Константина вне комиксов. Большинству зрителей сразу же вспомнится одноименный фильм 2005 года с Киану Ривзом в главной роли. Сценарной основой для картины послужили вышеупомянутые «Опасные привычки» Гарта Энниса и Уилла Симпсона, хотя некоторые персонажи (тот же Папа Миднайт) были позаимствованы у Джейми Делано, первого сценариста Hellblazer.

Достоверно изобразить англичанина актер бы не сумел, поэтому история персонажа подверглась значительной переработке. Теперь Джон стал коренным американцем, у которого с детства есть дар видеть демонов и ангелов. Подростком герой совершил самоубийство, не выдержав такого подарка судьбы. Целых две минуты он был в Аду, пока врачи скорой помощи не спасли его. Поэтому Джон пытается любым способом получить искупление у Небесной канцелярии и после своей смерти от рака не угодить обратно в Преисподнюю, где его лично дожидается Люцифер (сыгран Петером Стормаре).

Характер киноверсии Джона тоже значительно отличался. Если в комиксе это харизматичный плут, то в фильме он больше представлен мрачным циником, который совершает добрые дела из-под палки ради обретения спасительного прощения.

С 2014 по 2015 годы на американском канале NBC выходил телесериал «Константин». На этот раз пальто надел британский актер Мэтт Райан. Лично я смотрел всего лишь две серии, и мне совершенно не понравилось, каким его сделали авторы.

Я уверен, что такой персонаж как Джон, может полноценно существовать только в рамках «взрослого рейтинга». Которому, увы, попросту нет места на эфирных телеканалах, где сильны многочисленные цензурные и бюджетные ограничения. Шоу продлилось всего 13 эпизодов и было закрыто. Но версия Райана продолжила появляться в «Стреле» и «Легендах завтрашнего дня» на канале CW.

А вот где волшебник показал себя хорошо, так это в анимации. Мультфильмы «Темная Лига справедливости» и «Константин: Город демонов» представили героя довольно близко к своему первоначальному образу из комиксов. Что в первой, что в другой картине персонажа озвучил тот же Мэтт Райан.

Кстати, именно Константин послужил прообразом внешнего вида для ангела Кастиэля в сериале «Сверхъестественное».

Увы, но сейчас Константин переживает не лучшие времена как персонаж, ведь интерес читателей к нему значительно упал из-за неумения новых авторов писать о нем интересные истории.

Мне думается, что лучшим решением для издательства DC будет «убрать» его на дальнюю полку и не беспокоить в течение нескольких (а то и десятков) лет, чтобы потом он снова внезапно появился как черт из табакерки и привлек к себе внимание. Как когда-то давно на страницах комикса о Болотной твари.

 
Источник

Читайте также