Родина Криштиану Роналду и великих мореплавателей, страна пляжей и фруктов, «мама» Бразилии и бывшая колониальная империя. Что еще мы знаем о Португалии? Игры здесь тоже делают, и хоть страна не входит в число великих геймдев-держав, у ее игровой индустрии уже есть своя самобытная история, настоящее и перспективное будущее.
Краткая история
С 1932 по 1968 Португалией правил диктатор Антониу ди Салазар, чью политику продолжил Марселу Каэтану. В 1974 году произошла «революция гвоздик» — прежний режим свергли военные, установившие в Португалии демократию. Одна за другой начали объявлять независимость колонии (в 1999 откололась последняя, Макао). Страна была одной из беднейших в Европе, а экономика находилась в кризисе. В 1986 году Португалия вошла в Евросоюз. Уровень инвестиций вырос, снизилась безработица, власти провели приватизацию.
Португалию вряд ли ожидала слава мировой геймдев-державы. Предстояло модернизировать экономику, благоустроить сельскую местность и решить целый ряд социальных проблем, которые игнорировал режим Салазара. К тому же в 1980-е основные центры индустрии уже сложились (США, Япония, Великобритания). Сейчас Португалия имеет один из самых низких уровней ВВП в зоне евро, получая главный доход от туризма. Среди всех государств мира по этому показателю страна занимает 49-е место (данные ООН).
Первые игры появились в середине-конце 80-х годов. Одним из пионеров стал Марко Пауло Карраско, разработавший 9 проектов для ZX Spectrum — некоторые вместе с другими специалистами и командами. Это были «танчики» Auro Tanque, экшен Alien Evolution (посмотреть «вживую» можно здесь), подводная стрелялка Invasores Aquaticos, недавно получившая ремастер, и еще ряд проектов. Некоторые игры выпустила британская Gremlin Graphics Software. В 1980-е португальцы создали сотни проектов для Spectrum.
В 1997 вышел первый португальский проект для IBM PC. Это была аркадная головоломка Gambys для MS-DOS, разработанная Viagem Interactive. Возглавил команду уже знакомый нам Марко Пауло Карраско. Игра могла похвастаться хорошим визуалом для своего времени: элементами 3D и палитрой в 65 000 цветов. Люди устроили экологическую катастрофу, и на помощь пришли забавные существа Гамбис, сохранившие данные о первозданной Земле в специальных кристаллах.
Британский паблишер Maxis позиционировал игру как «сделанную в Португалии». Gambys получила немецкую, французскую, испанскую и английскую локализации, а также порт на PlayStation. К сожалению, версию для Windows 95 игроки не увидели, а студию Viagem закрыли. Gambys — не первая португальская игра, но точно первый коммерческий проект и далеко не провальный.
До 2000-х студии в стране можно было пересчитать по пальцам одной руки. Говорить о сформированной индустрии не приходилось, но культура постепенно выстраивалась. Португальские геймеры имели доступ ко всем основным платформам и играм, выходили журналы, появлялись специализированные ресурсы. Еще один знаковый проект — RTS Portugal 1111: A Conquista de Soure (2004) в духе Age of Empires, посвященная Реконкисте (изгнание мусульман с Пиренейского полуострова — территорий современных Испании и Португалии). Стратегию создала студия Ciberbit в сотрудничестве с властями города Сур и Коимбрским университетом. Сейчас она разрабатывает информационные системы для здравоохранения и ритейла.
В 2007 на прилавках появились диски с ПК-игрой Floribella, основанной на одноименном сериале. Кроме португальской, были бразильская и чилийская версии «Флорибеллы». Сериал рассказывал о девушке Флор, в которую влюбился ее начальник Фредерико, уже помолвленный с алчной и жестокой Дельфиной. Игра-адаптация представляла собой несложный и короткий (на полчаса) 3D-платформер, ориентированный на девочек.
Интересно, что разработчик игры Move Interactive — это первая португальская студия, анонсировавшая свой продукт на E3. Ugo Volt, сначала называвшуюся FLOW: Prospects of Mayhem, задумывали как шутер в декорациях постапокалиптического Лиссабона. Судя по трейлеру, планировалось что-то в духе Deus Ex и «Матрицы». За Floribella студия взялась для того, чтобы заработать денег на этот проект, но получить достаточное финансирование от медиакомпании SIC не удалось. Штат сократили вдвое, а в 2008 Move Interactive закрыли.
В 2008 году в городе Порту открыли Bigmoon Entertainment, сейчас называющуюся Saber Porto (в 2019 ее купила Saber Interactive) и имеющую офис в британском Шеффилде. Это одна из однозначных историй успеха португальского геймдева. Студия начала с детских мультсериалов TIC TAC TALES и Pikaboo, а затем стала получать подряды и разрабатывать игры совместно с другими компаниями.
Специализация SIP — гонки. Она приняла участие в создании MotoGP13, World Rally Championship, FlatOut 4: Total Insanity и самостоятельно разработала Dakar 18. Похоже, это единственная португальская команда, приложившая руку к ААА-проекту, а именно ремастеру шутера Crysis (Crysis Remastered Trilogy).
Современное состояние
Португалия старается развивать IT-сектор: создаются стартап-хабы, страна привлекает «цифровых кочевников», многие компании переезжают сюда или открывают свои офисы. Центры технологического развития — два крупнейших города: Лиссабон и Порту.
Масштабы португальского геймдева скромны, но адекватны для государства с населением в 10 миллионов. По данным GoodFirms в стране 13 студий: от маленьких (от 2 до 9 сотрудников) до средних (от 50 до 249). Скорее всего, здесь не учтены некоторые инди-команды, и на самом деле геймдев-коллективов несколько больше. Для сравнения: примерно столько же в Исландии, в которую живет 370 тысяч человек.
Рынок интерактивных развлечений в Португалии растет. В 2022 совокупная прибыль составила 317 миллионов долларов США (данные Statista). Больше всех сгенерировал мобильный сегмент (191 миллион), скачиваемые игры (44 миллиона) и стриминг (36 миллионов). В 2023 году ожидается рост примерно на 60 миллионов. Лучше всего на португальском рынке себя чувствуют гиганты: Activision Blizzard, Electronic Arts и Bandai Namco.
Самые большие группы геймеров в стране — люди в возрасте от 25 до 34 лет (26%) и от 35 до 44 лет (28%). Мужчин-игроков больше: 63%. Здесь Португалия следует мировому тренду.
Во что поиграть:
Voltaire: The Vegan Vampire (2023)
Мультяшный рогалик про Вольтера. Нет, не про философа. Он младший сын самого Дракулы, но не собирается следовать отцовскому пути. Вольтер не пьет ничью кровь, а спокойно веганствует, выращивая овощи и фрукты в собственном саду. Остальные потусторонние жители Трансильвании этого не понимают, поэтому по ночам от них приходится отбиваться. Авторы игры — инди-студия Digitality Games. В их портфолио уже есть скролл-шутер HordeCore, а в разработке — космическая аркада VOIDHUNTER.
Munin (2014)
Любопытный паззл-платформер в сеттинге мифов Скандинавии. Главный герой — человек-ворон Мунин, вестник верховного бога Одина, способный менять ландшафт. Интересный кейс для левел-дизайнеров и, похоже, единственный существующий на сегодняшний день проект студии Gojira.
Dakar Desert Rally (2022)
Гоночный симулятор от упомянутых выше Saber Porto. В распоряжении игрока большой выбор лицензированных транспортных средств: легковые автомобили, грузовики, мотоциклы, квадроциклы и не только. Как понятно из названия, все трассы проходят по пустыням и повторяют дистанции знаменитого ралли «Дакар», ранее проходившего в Сенегале, затем в Южной Америке, а теперь в Саудовской Аравии.
Quest of Dungeons (2014)
Пошаговый пиксельный roguelike в фэнтезийном сеттинге от Upfall Studios во главе с Давидом Амадором. Все привычно: 4 класса (воин, маг, шаман, ассасин), процедурно генерируемый замок и пошаговый геймплей со сражениями и сбором лута. Погибая, лишаемся всего прогресса, как и водится в таких играх. Сначала Quest of Dungeons планировали только для планшетов, но позже выпустили на Windows, Linux, Android и Xbox One.
Alekhine’s Gun (2016)
Любопытный продукт португальского геймдева, имеющий отношение к нашей стране. Это третья часть цикла Death to Spies, рассказывающего о шпионских противостояниях времен Холодной войны. Жанр логичный для такой истории — стелс-экшен. Протагонист — бывший советский агент Алехин, теперь действующий без указаний государства. Параллели с Hitman налицо. Не шедевр, но поиграть можно.
Пока португальский геймдев не создал мировых хитов, но в стране уже есть живая и бодрая инди-сцена, а также несколько студий, участвующих в разработке АА-проектов. Так что задел на развитие есть. Пожелаем коллегам из солнечной Португалии творческих успехов!
Источники:
1. How Portugal is Becoming a New European Hub for Tech Companies.
2. Top Game Development Companies in Portugal.
5. Natalia Shiptula. The State of IT in Portugal: A Comprehensive Overview.