«Тельма» (Thelma)
Не то психологический, не то фантастический триллер, заряженный эмоциями настолько, что нервы начинают бить током. Как и большинство ЛГБТ-фильмов, «Тельма» — это история встречи двух противоположностей, приличной девушки и бунтарки.
И если шаблон заставляет напирать на мелодраму, то в «Тельме» датчанин Йоаким Триер делает все возможное, только чтобы лавировать обыденность — превращает coming-of-age драму в сюрреалистический трип, полный символизма и недосказанностей.
История встречи зашуганной студентки-христианки Тельмы с раскрепощенной сокурсницей Аньей походит на столкновение дьявола и святой, где последняя изо всех сил пытается не поддаться искушению.
И библейская отсылка здесь не случайна: фильм действительно рисует своего рода притчу, которая могла бы органично вписаться в условный «Новейший завет». Мрачная, минималистичная, залитая серо-голубыми тонами «Тельма» — это концентрация эстетического, выходящая за рамки уютного подросткового инди о романтизированной любви. Которая в фильме Триера умудряется пугать и одновременно впечатлять.
Больше по теме:
«Неповиновение» (Disobedience)
Еще одна история о порочности и религии, где герои рушат идеологические рамки только ради возможности испытать что-то живое, некогда противоестественное собственной природе. Построив карьеру в штатах, Ронит (Рейчел Вайс) возвращается на родину в Лондон на похороны своего отца-раввина, где встречает подругу детства Эсти (Рэйчел Макадамс) — тоже выросшую в общине ортодоксальных евреев.
На чем завязано неповиновение героинь можно догадаться уже по синопсису (и тематике статьи) — это еще одна притча о внутреннем бунте, где чувства берут верх над духовностью. «Неповиновение» — лирическое кино, полное украденных поцелуев и томных взглядов, которое старается держать от себя на расстоянии — погружая в ту же атмосферу, в которой находятся героини на протяжении всего фильма. Где интимные встречи проходят в подворотнях, а взрослые вынуждены скрываться под стать подросткам, чьи чувства не просто не воспринимают всерьез, но грубо осуждают.
«Фаворитка» (The Favourite)
Нашумевший арт-хаус грека Йоргоса Лантимоса и один из главных квир-фильмов 2018 года. Осваивая незнакомый для себя жанр, Лантимос превратил историческую драму в аттракцион, костюмированную вечеринку, полную фарса и иронии.
«Фаворитка» — о британской королеве Анне, о 18 веке, бесконечных сплетнях, лесбийском любовном треугольнике и жажде власти, а если быть точнее — полном доминировании. Две фаворитки, Рейчел Вайс и Эмма Стоун, шуршат пышными платьями, слоняются по тайным коридорам дворца и плетут интриги, не забывая также организовывать интрижки со своей королевой в лице Оливии Колман.
И если Йоргос Лантимос не снял самое красивое костюмированное кино о лесбиянках, то как минимум у него получилось самое смешное.
Больше по теме:
«Жизнь Адель» (Blue Is the Warmest Colour)
Один из самых откровенных фильмов о лесбиянках, а вместе с тем и эстетичных. Основанная на одноименном графическом романе Жюли Маро, «Жизнь Адель» если не ода, то как минимум чувственное признание в любви всему женскому: от образа мышления до изгибов тела. Адель (Адель Экзаркопулос) и Эмма (Леа Сейду) — две противоположности, которые на протяжении всего трехчасового фильма пытаются объединиться, примкнуть друг к другу как духовно так и, конечно, физически.
На этой неопределенности и полярности играет режиссер Абделатиф Кешиш. Обе героини превозмогают свои принципы и устои, а вместе с тем каждый день ведут заведомо проигрышную войну с окружающим миром, беспросветно погрязшим в морализаторстве.
В какой-то степени ее ведет и сам Кешиш, еще в Каннах выпаливший в критиков залп натуралистичности — продолжительные фрагменты несимулированного секса, которые как бинго вычеркивали зрительские ряды. Редеющих не то от соприкасающихся крупным планом тел, не то просто поцелуев.
И какой бы провокационной не называли «Жизнь Адель», провокаций как таковых здесь нет — лишь романтизированный пересказ жизни девушки, очень сильно влюбленную в подругу с синими волосами.
«Колетт» (Colette)
Биографическая драма, снятая по фрагментам из жизни французской писательницы Колетт — дерзкого и крайне прогрессивного по меркам 19 века автора, чьи произведения присваивал себе ее муж. «Колетт» — не только про борьбу за авторские, но и социальные права женщины; байопик, посвященный, скорее, Колетт как личности, а не писателю.
Это красивейшая костюмированная драма, где Кира Найтли ходят в строгих костюмах, заводит роман с девушкой из высшего общества, пишет бестселлеры и срывает с себя поводок маскулинности — без наигранного энтузиазма, но красиво и элегантно.
Больше по теме:
«Портрет девушки в огне» (Portrait de la jeune fille en feu)
Художнице Марианне заказали портрет дочери богатых помещиков Элоизы, который должен решить ее судьбу. Картина отправится потенциальному жениху девушки, который таким образом и решит, брать ее в жены или нет (таковы нормы 18 века).
Не желая обременять себя браком, Элоиза отказывается позировать, но написанию портрета это не мешает — Марианна украдками делает наброски, и, под видом обычной компаньонки, проводит с девушкой почти все свое время — проникаясь ей не только как объектом для картины, но и как женщиной.
В духе классических slow burn-драм, «Портрет девушки…» — это методичное и крайне сосредоточенное на персонажах кино, которое многим будет сложно хотя бы высидеть. Подобно художнице, режиссер Селин Сьямма мазок за мазком рисует на экране целую любовную эпопею, утонченную и вместе с тем обжигающе дерзкую. «Портрет девушки…» — это более эстетичная «Жизнь Адель», где искусство связало два противопоставленных образа, двух девушек, которые первый раз встретившись взглядами поняли, что одной дружбой их знакомство не закончится.
Запрещенная любовь, светская Франция и отчаянные попытки нарушить нормы и общественные каноны 18 века — «Портрет девушки…» рисует историю, полную кротости и полутонов, интимную мелодраму, в которой нет ничего, кроме взаимодополняющих чувств и искусства. Она не столько про двух влюбленных, сколько про прикосновения, мимолетные заигрывающие взгляды и мимику двух француженок, которые научились общаться без слов. И которые, как и героини любой современной ЛГБТ-драме, вынуждены страдать и бороться с окружающим их обществом — просто за право любить.