Порочное зачатие: обзор фильма «Титан» — обладателя Золотой пальмовой ветви 2021 года

Комедийная драма о поисках семьи, поначалу умело притворяющаяся жестоким триллером.

Трансгендер чудесным образом беременеет от автомобиля и устраивает масштабную резню. Вот так «по-кликбейтному» описывали сюжет «Титана» в СМИ. Формально это верное описание, но вот только те, кто придёт в кино на очередного победителя Канн в надежде увидеть безумный, кровавый и «артхаусный» беспредел, будут безмерно разочарованы. Безусловно, он там присутствует, но длится всего полчаса. А вот трансгендеров там не будет. Вот такое разочарование.

Если бы фильм состоял только из этого, он никогда бы не выиграл главную награду Канн. Не хватило бы нужной глубины. В реальности в основе «Титана» лежит вполне себе стандартная и, внезапно, очень душевная для такого синопсиса история о том, как два безнадёжно одиноких человека наконец обретают семью в лице друг друга. Дело в том, что постановщица фильма, Жюлия Дюкурно, сумела обмануть ожидания зрителей и обернула этот простой рассказ в интересную и невероятно стильную оболочку. И получилось гораздо лучше, чем если бы в фильме не было ничего, кроме пустых провокаций.

Главная героиня Алексия (Агат Руссель) работает стриптизёршей в автосалоне. Она явно устала от постоянного внимания мужчин и женщин, которые видят в ней лишь объект своих сексуальных желаний. Они относятся к ней как к неживому предмету — то есть, как к бездушной машине. А однажды в одну странную ночь героиня берёт и занимается «сексом» с автомобилем.

Нет, Дюкурно не покажет акт соития в подробностях и оставит за кадром большую часть процесса. Потому что ни ей, ни вам это не нужно. Там, где другой режиссёр показал бы чересчур много лишнего для пущей провокативности, Жюлия сделает акцент на эмоциях героини. Это и в правду шаг вперёд в сравнении с её прошлой работой, «Сырое», где режиссёр, как в малобюджетных слэшерах из 90-х, безвкусно шокировала зрителя изуродованными телами. Финальный твист «Сырого», кстати, в целом угадывался уже с самого начала.

А вот угадать, о чём на самом деле будет «Титан», кажется, невозможно. Потому что Дюкурно изначально ставила перед собой цель запутать своего зрителя. Пролог фильма — это ловушка. Режиссёр жонглирует жанрами, поэтому после первой трети фильм из тягучего триллера с редкими вкраплениями отменного чёрного юмора превращается в полноценную трагикомедию, в которой комедийного оказывается неожиданно больше, чем драматического.

После сюрреалистичного подобия «секса» танцовщица устраивает резню у себя дома, меняет внешность подручными средствами и пускается в бега. На своём пути она встречает обаятельного пожарного Венсана, которого играет его тёзка, непревзойдённый Венсан Линдон («Студентка», «Закон рынка»). Алексия напоминает Венсану одного важного для него человека, и он решает приютить её у себя. Правда, героиня вынуждена скрывать свой пол, иначе обман вскроется, и он узнает, что у него в доме живёт убийца, которую ищет вся Франция.

Оставшийся час хронометража посвящён взаимоотношениям двух героев, и эта составляющая во многом превосходит кровавое начало «Титана». Снять красивое, идеализированное насилие сегодня могут многие, а вот добавить к этому насилию ещё и органично вписывающихся персонажей — это настоящий подвиг. Говоря избитыми клише, в картине настоящая «химия» между Алексией и Венсаном.

Причём всё внимание на себя перетягивает персонаж Линдона: очевидно, это лучшая роль в его карьере. Именно Венсан — главный герой «Титана», а не Алексия, которая в фильме почти ничего не говорит, из-за чего порой понять её эмоции сложно. Венсан же живой, не скупится на эмоции, прямолинеен и при этом умеет разрядить обстановку.

Наблюдать за отношениями двух героев поистине интересно. Постепенно из незнакомцев они превращаются в единственных близких друг у друга людей. Снимать кино о семье — сложно. Это ещё сложнее, когда семья твоих героев состоит из беременной от автомобиля женщины и пожилого мужчины с затяжной депрессией.

А ещё «Титан» — это очень эстетичное кино. Не каждый фильм может позволить себе начаться с невероятно стильной сцены достаточно откровенного танца, который длится так долго, что зрителям в зале точно станет немного неловко. К слову о танцах и саундтреке: помимо Дюкурно, настолько идеально подбирать песни под сцены насилия, кажется, умеет только сам Тарантино.

Наконец, для особо чувствительной публики стоит сказать, что «Титан» — это не фильм о трансгендере. В первую очередь это фильм о месте женщины в современном мире, снятый женщиной. Алексия скрывает свой пол, потому что вынуждена его скрывать. Поверьте, это не доставляет ей удовольствия. Непонятно, почему критики вообще посчитали Алексию трансгендером. «Титан» — это, напротив, высказывание о женской идентичности и женском теле.

Жюлия Дюкурно больше не тень Дэвида Кроненберга, с которым её почему-то упорно продолжали сравнивать все эти годы, хотя общего в их творчестве не так много. Отныне её имя — одно из главных в независимом кино. Учитывая, что постановщице всего 37 лет и это её вторая полнометражная работа, у Дюкурно всё ещё впереди. Её фирменный режиссёрский почерк окончательно сформировался и обрёл индивидуальность.

Что касается самого «Титана», то это пример авторского кино, которое не пытается утопить зрителя в безысходности и заумности. На протяжении всего хронометража фильм умудряется постоянно подпитывать к себе интерес зрителя, не сдавая позиций после после фееричного пролога. Более того, это одна из самых красивых лент года.

А ещё это фильм, который не боится смеяться над собой, и в некоторых сценах рассмешит даже самых угрюмых. Даже с учётом того, что «Титан» состоит из необычного микса триллера, комедии и драмы, Дюкурно добилась своего. Ей удалось рассказать правдоподобную (с точки зрения эмоций) историю о том, как человек, никогда не знавший любви, наконец-то получает эту любовь.

Что понравилось

  • Удачная смесь отвратительного и эстетического.
  • Постоянное жонглирование жанрами.
  • Персонажи, которым хочется сопереживать.
  • Немногочисленные, но отличные экшен-сцены, в которых есть что-то от Тарантино и «Джона Уика».
  • Превосходный саундтрек.

Что не понравилось

  • Иногда фильм перебарщивает с откровенностью и наготой.
  • Главная героиня почти всегда молчит, что творится у неё в голове — загадка.

#титан #мнения #обзоры

 

Источник

Читайте также

Меню