Слышали про итальянского писателя и мыслителя Умберто Эко? Его наиболее известный роман – «Имя Розы», детективная философская история, аллюзия на Шерлока Холмса, действие которой разворачивается в Средневековом монастыре. Прочитала его на первом курсе и очень впечатлилась.
Но не художественной литературой едины. Большой вклад У. Эко внес в развитие семиотики и медиевистики. Я ознакомилась с его работой «Искусство и красота в средневековой эстетике», и хочу здесь поделиться некоторыми интересными фактами насчет того, как воспринимали «красоту» в «темную эпоху».
-
Средневековое мышление не смешивало категорию красоты с чисто технической категорией искусства.
Мы сейчас не привыкли разделять красоту, пользу и благо, в отличие от тех времен. Для меня все эти три понятия имеют примерно общий смысл — если я называю красивым, например, какой-либо объект абстрактного искусства. Личную (эстетическую) пользу я получу, а вот насчет общественной — уже не факт. Понимаете, да?
-
Понятие красоты разделяется на отдельно взятые «красивое», «уместное» и «достойное».
У. Эко в книге приводит в пример этой теории Исидора Севильского (ученого и архиепископа), для которого:
- pulchrum (красивое) – это то, что прекрасно само по себе. От этого явления ничего большего требовать нельзя.
-
aptum (уместное) – то, что может быть красивым лишь при условии выполнения особой функции.
Средневековая доктрина была направлена на то, чтобы интерес людей к чувственному не брал верх над устремлением к духовному и Божественному началам. Цель наслаждений и всего прекрасного было оправдано тем, что все эти явления приводили к большей любви к Богу.
P.S. Приглашаю вас в свой клуб в телеграме – там больше подобного.