Как некоторые возможно уже догадались из года, указанного в заголовке, сегодня речь пойдет о классике научной фантастики Фрэнка Герберта — «Дюне». Вспомнить о ней я хочу в связи с относительно близким релизом первой части предстоящей экранизации от Дени Вильнёва, намеченным на конец 2020 года.
ЛИХИЕ ДЕВЯНОСТЫЕ
Мое знакомство с этой вселенной началось в те времена, когда домашний компьютер был редкостью, телевизоры и мониторы были лучевыми, а мечтой ребенка было получить на день рождения игровую консоль SEGA или Nintendo. Я был одним из тех, кого рука судьбы подарка от родителей закинула в лагерь к синему ежу. Однако ни одной части Соника в моем стартовом наборе не было. Вместо них моими первыми консольными играми были Batman, быстро заброшенный из-за высокой сложности, и Battletech, надолго запавший в сердце благодаря уникальным ощущениям от управления гигантским роботом.
Отсутствие интернета в те годы делало основным источником информации о различных тайтлах сарафанное радио среди ровесников и рассказы продавцов, зачастую стремившихся сбыть наименее ходовой товар. Несложно догадаться, что с такими исходными данными мой выбор был похож на неумелые броски в дартс: процент попадания в интересные для меня продукты был крайне мал. Одним из картриджей, случайно попавшим мне в руки таким образом стал Dune 2: The Battle for Arrakis.
Пропустив иностранные каракули (мое восприятие английского языка в те годы) от говорящей головы и оказавшись собственно в игре, я был немало удивлен. Передо мной предстала странная карта с прилепленным сбоку непонятным интерфейсом. Безуспешно попытавшись разобраться во всем этом безумии, но все же поняв основы строительства и передвижения (пусть на это и ушло несколько дней), мной было принято решение воспользоваться книгой с читами (легендарный артефакт того времени) для выбора уровня.
Один из последних этапов встретил меня не слишком дружелюбно: харвестеры сжирал непонятный подвижный холмик, а дюжина пикселей пехоты превращалась в тройку кровавых блинов под гусеницами осадных танков. Такое довольно досадное унижение лишь добавило мне решимости. Спустя некоторое время проб и ошибок «Дюна» стала одной из моих любимых игр. Самым изысканным моим развлечением было похищать технологии врага, играя за дом Ордос и атаковать врага его же оружием. О том, что «Дюна» — это не просто RTS про противостояние зеленых, красных, синих и фиолетовых человечков, я, естественно, не знал.
Время не стояло на месте и вскоре консольная пора моего детства закончилась и началась другая, компьютерно-клубная. Новый для меня жанр шутеров от первого лица быстро вытеснил интерес к другим играм, зачастую требовавших более вдумчивого подхода. В условиях, когда нужно платить за игровое время деньги, добытые на сдаче бутылок, вникать во что-то новое было некогда. Таким образом, мимо меня в свои актуальные года прошли в целом неплохие Dune 2000 и Emperor: Battle for Dune. Возродил интерес к песчаной планете случайный просмотр на одном из государственных телеканалов мини-сериала «Дюна».
Отмечу, что я не считаю телевизионную версию идеальной экранизацией романа (но куда лучшей в этом качестве, чем экранизация Дэвида Линча). Повествование было неровным и зачастую объяснений происходящего давалось недостаточно. Не думаю, что преувеличу, сказав, что понял от силы 60 процентов происходящего. Однако, она была достаточно хороша в запечатлении атмосферы первоисточника и разрушении моих сеговских стереотипов (прощай, дом Ордос!). И именно она побудила начать искать оригинальную книгу. В тот момент, когда заветный том все-таки оказался в моих руках, я находился в предвкушении множества часов отличной фантастики. Оправдала ли книга возложенные на нее ожидания? Более чем.
НЕ ДАВНЫМ-ДАВНО
Фрэнк Герберт создал удивительную картину мира будущего, в которой органично сочетаются технологии, религиозные темы и аллюзии на современный мир. Мироустройство вселенной «Дюны» представляет собой огромных масштабов феодальную структуру, во главе которой стоит падишах-император, а в роли вассалов выступают Малые и Великие дома. Как и в любом подобном обществе, власть должна подтверждаться силой, для чего на службе у императора состоят легионы элитных солдат-фанатиков, сардаукаров, и имеется ядерный арсенал. Впрочем, последний имеется также и у Великих домов, как гарант ненападения друг на друга. Особняком стоят Космическая Гильдия, Бене Гессерит и Бене Тлейлаксу. Первые являются монополистом на рынке межзвездных перевозок, вторые — женским орденом, занимающимся ментальным и генетическим развитием человечества, третьи же — поставщики оружия, разработчики запрещенных в местном цивилизованном обществе технологий.
Интересно, что в далеком будущем по Герберту, человечество не нашло других разумных цивилизаций. Главным историческим кризисом являлось восстание машин, едва не приведшее к полному уничтожению людей. Победа над роботами далась высокой ценой, поэтому создание любого искусственного интеллекта находилось под строжайшим запретом. В итоге в работе с большими объемами данных компьютеры заменили специально обученные люди, ментаты. Благодаря отсутствию всесильных технологических примочек и весьма оригинальным принципам действий доступных инструментов зачастую можно увидеть картину, похожую на игру в камень, ножницы, бумага. Например, местный силовой щит для защиты от атак ближнего боя при соприкосновении с лазером вызывает взрыв, по мощности похожий на ядерный, уничтожающий и стрелка, и его цель.
Дюна (Арракис), в честь которой назван роман — засушливая планета, родина гигантских песчаных червей, а также источник самого дорогого вещества в мире, дарующего годы жизни, ясность ума и способность ограниченно видеть будущее — меланжи. И оно, безусловно, вызывает привыкание. Феод на владение планетой сулит баснословные прибыли его обладателю и переходит от одного Великого дома к другому. Сюжет начинается в тот момент, когда Дюна переходит во владения дома Атрейдес из рук их злейших врагов, Харконненов.
Повествование ведется от лица разных персонажей, многие из которых обладают интересной предысторией. Герберт детально прописал мотивацию каждого действующего лица, потому у читателя почти не остается вопросов к причинно-следственной связи событий. Например, планы местных отрицательных (справедливости ради зло здесь весьма относительно) персонажей в книге описываются достаточно рано, и фактически первая половина — это наблюдение за тем, как мышь медленно засовывает голову в смертельную ловушку. Вторая же часть книги меняет стороны местами, и показывает историю восхождения притесненных жителей Дюны к вершине власти. При этом где-то за горизонтом миллиарды людей гибнут в результате этого праведного бунта, а главный герой задается вопросом о необходимости таких жертв на пути к власти.
ЛУЧ НАДЕЖДЫ
В сумме всех частей получается хроника отдаленного будущего, которое действительно запоминается благодаря наличию ярких героев, интересного сюжета и потрясающей работы с проработкой вымышленного мира. Вселенная Дюны состоит не из одного романа: имеются продолжения как за авторством Фрэнка Герберта, так работы его сына, Брайна. Наиболее близкими из них по атмосфере являются первые два сиквела: «Мессия Дюны» и «Дети Дюны» (к слову у этих книг имеется неплохая экранизация в формате мини-сериала). Продолжения безусловно являются темами для отдельного разговора, однако замечу, что столь же впечатляющими, как оригинал, для меня они не стали (особенно это касается работ Брайна Герберта).
Когда я узнал, что режиссер «Бегущего по лезвию 2049» занимается новой экранизацией «Дюны», сразу вспомнилось потрясающее внимание к деталям в визуальной составляющей его фильмов и густая атмосфера, буквально сочащаяся с экрана. Хорошо подобранные актеры и заявления Вильнёва о том, что он фанат книги, также внушают как минимум скромный оптимизм.
Конечно, уже не раз приходилось сталкиваться с вольным отношением к первоисточнику со стороны Голливуда («Дюна» 1984 года тому пример), однако хочется надеяться, что в этот раз материал попал в нужные руки. Первоисточник явно заслуживает достойного отношения к себе.