Полурандомный четверг №3. «Она» (2013)

Полурандомный четверг №3. «Она» (2013)

Последнее время мне сложно подобрать какой-либо определенный фильм для просмотра. Зачастую от чтения одной лишь фабулы становится скучно, и желание открывать для себя что-то новое стремительно пропадает. А если прибавить к этому не слишком большое количество времени из-за попыток работать, успевать вести хоть какую-то социальную жизнь и при этом хоть чуток высыпаться, то все становится еще грустнее. Поэтому я решил, что наиболее простым способом выбора будет не старательное взвешивание ценности от просмотра, а поиск положительных эмоций от взгляда на постер и название картины. Так и получилось на этот раз: пытаясь найти в одном из приложений онлайн-кинотеатров аниме «Мирай из будущего» (о нем как-нибудь в другой раз), я увидел постер с лицом, чем-то напоминающим Майкла Фассбендера (в итоге оказавшимся Хоакином Фениксом) и подумал: «А почему бы и нет?»

БУДУЩЕЕ (НАСТОЯЩЕЕ)

Действие фильма происходит в недалеком будущем. Жизнь в нем не слишком отличается от той, которую можно увидеть в больших городах, разве что возможности голосовых помощников шагнули далеко вперед. Главный герой, Теодор, влачит типичное существование холостяка, заполняющего пустоту в сердце после развода: работа, игры, знакомства с противоположным полом. В один из обычных дней его взгляд привлекает новый продукт: операционная система с искусственным интеллектом, которую он решает приобрести. Проведя первоначальную настройку системы, Теодор узнает имя оси, Саманта. С этого момента начинается история отношений человека и искусственной личности.

«Она» является не первым фильмом на данную тематику, который мне довелось посмотреть. На ум приходят более поздний «Из машины» и «Бегущий по лезвию 2049» (который по моему мнению не постеснялся удачно подсмотреть ту самую постельную сцену). Главным отличием предмета сегодняшнего обсуждения от них является большая приземленность и общая применимость к современным реалиям. Фильм не задается вопросом о том, являются ли такие отношения табу или нет. В фокусе повествования находится конфликт ожиданий одинокого человека и неестественной природы компьютерной личности.

Теодор на протяжении всего хронометража почти не меняется. Он является сформировавшейся личностью со своими ценностями. Саманта же, словно ребенок ищет новые ощущения и пытается понять для себя, что значит быть живой. Закономерным и вполне реалистичным итогом является не самый удачный результат подобных отношений: человек ввиду своей ограниченности и закостенелости не может полностью обеспечивать потребность искусственного интеллекта в эмоциях и новой информации.

Не сказал бы, что подобная история является невероятно оригинальной. Однако стиль ее подачи превращает фильм в занимательное зрелище. Не буду останавливаться на отличной игре актеров (каст крайне удачный), куда интереснее для меня выглядит обилие деталей, которые делают происходящее живым.

Например, в одной из сцен Теодор знакомится с девушкой в голосовом чате и начинает заниматься с ней виртуальным сексом. Внезапно во время «сеанса» она просит начать душить ее мертвым котом. Эта просьба звучит крайне странно и похожа на комедийный элемент, но как человек, которому довелось воспользоваться Tinder, могу сказать, что с некоторой (пусть и крайне маленькой) долей вероятности нечто подобное может случиться. Никогда не знаешь, чего ждать от другого человека в реальной жизни, не говоря уж про сеть, где каждый скрывается за маской анонимности или создает себе желаемый образ. Словно подчеркивая это, главный герой зарабатывает на жизнь написанием писем на заказ, создавая ненастоящих личностей с помощью текста.

МАСКАРАД

Несоответствие реальности и рисуемого в голове образа человека заставило меня задуматься над тем, насколько был бы популярен подобный продукт в настоящей жизни. Посмотрим вокруг: долю реального мы видим лишь у очень ограниченного круга людей. Остальная часть нашей картины мира является творчеством и субъективными данными от разных личностей. Будь то лента в Instagram, создающая поток ярких картинок, или новости, тон которых меняется от источника к источнику на диаметрально противоположный.

Реальность зачастую скрыта за огромным количеством слоев. И далеко не все хотят столкнуться с тем, что это количество слоев, помноженное на собственные ожидания, скрывает за собой личность несовершенную, но живую. Может быть ради спасения от гнетущего чувства одиночества и бессмысленности существования проще пририсовать у себя в голове необходимый образ к бестелесному компаньону, симпатизирующему тебе по умолчанию, чем искать подходящую иголку в стоге сена?

Именно ощущение одиночества и пропитывает фильм насквозь. Его видно в чистой картинке, слышно в размеренных мелодиях отличного саундтрека (крайне странно, что его не выпустили отдельно). Оно здесь разное: физическое, эмоциональное, интеллектуальное. Одиночество двух людей, чувства которых уже угасли. Теодор благодаря Саманте понял, что причиной своего одиночества он является сам. Пускай я не слишком верю в возможность людей сильно измениться, но хочется надеяться, что кто-нибудь благодаря этому фильму сможет двинуться в лучшую для себя сторону.

 

Источник

Читайте также