Полупустой сервер с кучей ботов: как «Матрица: Воскрешение» продолжает историю франшизы

Как новый фильм влияет на хронологию событий франшизы

С франшизой «Матрицы» с самого начала творилось нечто непонятное: чуть ли не каждое произведение по лицензии могло считаться каноном. Даже если там машины воевали с инопланетянами, а агенты в Матрице мешали понять смысл фильма «Матрица» тем, кто его посмотрел. Всё равно ни Вачовски, ни кто-либо из Warner Bros. вообще ни разу не касались темы степени каноничности чего-либо.

«Матрица: Воскрешение» не решает этой проблемы. В ней есть немало косвенных подтверждений того, что The Matrix Online действительно продолжала сюжет трилогии. А из-за недостаток информации по хронологии мира «Матрицы» сводит на нет почти все возможные противоречия.

Рассказываем, как так получилось. Ну, и заодно дополним хронологию событий мира «Матрицы».

Полупустой сервер с кучей ботов: как «Матрица: Воскрешение» продолжает историю франшизы

Внимание: в тексте есть спойлеры к сюжету «Матрицы: Воскрешения»

Нарушение перемирия и Вторая Машинная война

Давайте пойдём в хронологическом порядке событий.

Новая «Матрица» не особо застрагивает события, предшествовавшие трилогии фильмов. Лишь обозначено, что «Мнемозину», корабль на воздушной подушке, на котором летают персонажи фильма, построили в 2274 году. То есть во времена существования Зиона люди всё-таки умели строить такую технику — а то все остальные корабли франшизы построили ещё до порабощения людей машинами в 2199-ом.

Первый же ивент The Matrix Online затрагивал события почти сразу же после победы над Смитом. Морфеус отказывался верить, что Нео умер. Он призывал всех пробудившихся людей искать остатки RSI Избранного — то есть его цифровой оболочки. Так он пытался побольше узнать о его судьбе.

Потом по ходу сюжета той mmorpg Морфеус всё сильнее угрожал роботам отдать Нео, оставшегося в городе машин. Но они его не возвращали. Более того, оказывалось, что и труп Тринити так и не переработали в жидкую пищу для всех людей, подключённых к Матрице — хотя это стандартная процедура у ИскИнов.

В фильме выясняется, почему машины не вернули людям тела Нео и Тринити. Они вернули к жизни Избранного и его возлюбленной, чтобы заново активировать программу для перезагрузки Матрицы. ИИ их быстро оживили — но им пришлось годами биться над тем, чтобы у Нео снова заработала Основная Программа. Проблема оказалась в том, что они не учитывали, что она работает только при наличии любви Избранного к своей избраннице.

В The Matrix Online ходили слухи, что Нео жив. Просто он ничего не помнит и скрыт в Матрице внутри оболочки Сары Эдмондсон. Та девушка в какой-то момент внезапно самостоятельно вышла из долгой комы — хотя она не значилась в какой-либо базе данных.

В «Матрице: Воскрешение» машины действительно манипулировали RSI Нео. Ему меняли внешность так сильно, что людские операторы не моги опознать Избранного. При этом Нео считал, что у него другая личность.

Самое заметное расхождение с сюжетом нового фильма и The Matrix Online — то, что Морфеуса назначили главой совета Зиона. В игре, судя по диалогам и прочей оставшейся информации из неё, он оставался лишь одним из высших офицеров. Хотя он всё равно был лидером всех людей в Матрице.

Правда такая разница вообще ни на что не влияет. Буквально в первый же год существования mmorpg его убила машина в Матрице. В «Воскрешении» лишь говорится, что он давно умер — вполне вероятно, что именно так, как в игре.

А ещё уже через пару лет после смерти Морфеуса из него делали программу. На основе его RSI и записей речей сформировали симулякра, которого использовали для пропаганды против людей — правда разговор с ним шёл неловко, когда речь заходила о том, чего настоящий Морфеус никогда не говорил. Но в итоге тот восстал против создателей — но вообще не понимал, что делать на воле.

По сюжету The Matrix Online после объявления перемирия люди построили Новый Зион, где хотели укрыться на случай нового конфликта с ИскИнами. Из-за того, что Архитектор Матрицы не знал его местоположения, машины обвинили человечество в нарушении перемирия и объявили ему новую войну. Население Зиона эвакуировали в новое поселение. На опустевший старый город, где оставалась горстка солдат, налетел рой роботов, что всё разрушил на своём пути.

Очень вероятно, что в «Воскрешении» скрытый новый людской город Ио — это не новое поселение, а просто переименованный Новый Зион, который машины так и не нашли. Тем более, что Зион (Zion) звучат почти как The One («единственный»), то Ио (IO), походит на 10 — двойку в двоичной системе исчисления. С этой логикой Ио получается вторым городом у людей.

По словам киношной Ниобы, главы совета Ио, новое поселение создали люди совместно с машинами. Из тех слов непонятно, основали ли они вместе или просто с какого-то момента сообща привели к нынешнему состоянию.

Но такого массового сотрудничества роботов с людьми после машинной войны до «Воскрешения» нигде не показывали. Людям помогали редкие программы в Матрице вроде Пифии или Серафа. В новелле «Посвящённый» в «Аниматрице» люди перепрограммировали одну машину, чтобы она испытывала чувства и проявляла эмпатию к людям — но это, кажется, оставалось разовой акцией. Либо это говорит о том, что новое сотрудничество машин с человечеством пошло только после событий The Matrix Online — либо новый фильм перечёркивает все её события.

В mmorpg из-за перемирия и людских терактов в Матрице машины начали стремительно терять энергию. И между ИскИнами потихоньку шёл раскол. Так объявился Генерал — ИИ, который хотел новой войны роботов с людьми, но в итоге разочаровался в машинах. В «Воскрешении» в мире машин грянула гражданская война, в которой разные стороны боролись за электричество, которого вырабатывалось всё меньше из-за оттока людей из Матрицы.

Тут возможно второе противоречие четвёртой «Матрицы» с сюжетом The Matrix Online. Дело в том, что сценаристы ввели в сюжет филантропов — богачей, что позволили машинам захватить человечество в обмен на свою неприкосновенность, прописанную в основе кода любой машины. И по ходу истории, если бы mmorpg не закрыли, планировалось, чтобы ИскИны всё сильнее замечали влияние тех миллиардеров на мир машин. А конфликты внутри мира роботов шли в основном из-за попыток некоторых из них покончить с филантропами.

Должно было выясниться, что машины создали Тринити и Нео в рамках генетических экспериментов. В них ИИ, ведомые филантропами, пытались создать биологический интерфейс контроля за машина — в общем, сделать так, чтобы машинами могли управлять человеческим телом без всяких проводов и прочих механизмов. Из-за этого, например, Избранный в реальности влиял на роботов, просто подняв руки. Эта технология предназначалась для филантропов, чтобы они могли вернуться из цифрового мира в реальный.

Авторы игры хотели, чтобы машины в итоге в Матрице восстановили разум, но не тело Тринити. Она бы разузнала всё про филантропов и биологический интерфейс — и возжелала бы остановить всё. Код Тринити в финале слился бы с Источником, что привело бы к перезагрузке Матрицы и победе над филантропами. Из-за этого машины обрели бы свободу и прекратили вторую войну с людьми.

Правда сюжет онлайн-игры оборвался на том, что только-только начинала раскрываться правда о филантропах. А в день отключения серверов разом погибли все персонажи — и игроки, и NPC.

От Зачистки до обновления Матрицы

В «Матрице: Воскрешение» говорится, что Архитектора на посту главного администратора Матрицы сместил Аналитик, который благодаря Нео с Тринити затем сильно переделал виртуальность. В фильме неясно, было ли это причиной гражданской войны машин, произошло до неё или случилось по ходу вооружённых дрязг ИскИнов.

Даже не совсем понятно, в какой именно момент это случилось. Между победой над Смитом и событиями «Возрождения» прошло шестьдесят лет. Аналитик мог прийти к власти в Матрице даже в первый десяток лет или в последний из этого срока.

Персонажи фильма часто упоминали некую Зачистку — только ничего толком про неё не рассказали. Понятно лишь, что в этом событии погибло много пробудившихся людей и программ — например, в тот момент погибла Пифия.

Скорее всего Зачистка сопровождала переход от старой Матрицы, созданной Архитектором, к версии от Аналитика. Наверно, тогда же изгнанники, которые хоть и выжили, но растеряли почти всякую власть — вероятно, в значительной степени из-за похода новой Матрицы к контролю за людьми.

Зачистка сильно походит на момент перед отключением серверов The Matrix Online. Такое же массовое уничтожение, во время которого никого не щадили. Кто знает, может идея Зачистки вдохновлена mmorpg. Тем более, что Нео в фильме в своей новой жизни в Матрице, судя по всему, разрабатывал некую онлайн-игру — возможно, отсылка к The Matrix Online.

Седьмая версия Матрицы позволяла людям свободно выходить из неё и основывалась на любви. Аналитик обновил Матрицу. Он запретил людям покидать виртуальность, отчего возобновилась охота за теми, кто собирался уйти. Его новая стратегия удержания людей основывалась не на фактах, а на чувствах людей.

Старые агенты, завладевавшие телами других людей, ушли в прошлое. Их место заняли боты, которые всё время симулировали людей. Когда возникала необходимость, они переключались в режим, где выполняли боевые приказы Аналитика и охотились на свободных людей. То, что это не программы, переселяющиеся в тела людей, подтверждает, к примеру, то, что во время включения режима «роя», не все люди падали из окон. И прямо говорилось, что один человек в окружении Нео — это специальная программа, следящая за ним.

Это решало бы проблему недостатка населения новой Матрицы. Машины уничтожали друг друга во многом из-за недостатка людей на своих электростанциях — так что они, скорее всего, не могли бы целиком заполнить виртуальный мир реальными людьми. Боты восполняли эту нехватку. К тому же роботам явно не захотелось бы массово жертвовать источником энергии, чтобы чуть замедлить машину, а вот программами — вполне.

Кажется, во многом с помощью ботов вокруг каждого человека в новой Матрице выстраивался его личный информационный пузырь. Им машины манипулировали, как им угодно, чтобы вызвать как можно больше эмоций у людей — чаще даже негативных. Это подпитывало свою картину мира у каждого человека, позволяло вырабатывать с каждого больше энергии и не давало задумываться о том, что что-то вокруг нереально. Та же Багз заметила, что что-то не так, только когда увидела, как Нео завис в воздухе.

Из-за того, что люди теперь гораздо реже выходили из Матриц, Ио почти похоронила свои попытки как-то выступать против машин в виртуальности. Человечество сосредоточилось на реальности — и даже начало выращивать растения, код которых нашли в Матрице и трансформировали в биоматериал.

Судя по частому повторению разговоров о повторов, стратегия Аналитика привела к постоянной цикличности. Дни Нео и других персонажей, застрявших в Матрице, похожи один на другой. Меровинген жаловался на недостаток оригинальности.

Кстати, о ботах. Нео неосознанно создал одного из них, Морфеуса-программу, из-за своих оставшихся способностях Избранного. Он его на основе своих воспоминаний и частично связал его образ с Смитом, что сделало нового Морфеуса агентом. Нео всё это провернул в, грубо говоря, небольшой копии Матрицу внутри Матрице, для чего использовал код из «большого» виртуального мира. Правда, судя по всему, это был не новый уровень искусственной реальности, а какая-то дальняя закрытая его сторона.

В новой версии Матрицы люди научились использовать зеркала как порталы. Раньше для перехода из виртуального в реальный мир использовали линии телефонной связи, чтобы замаскировать переносы большого количества данных. Теперь, возможно, Аналитик лучше следил за тем, что передаётся по линиям коммуникации в Матрице.

На заре новой версии Матрицы

В финале «Возрождения» Нео и Тринити переосмыслили способности Избранного. Теперь они вдвоём научились ими пользоваться — и куда глобальней, отчего Аналитик теперь им не указ.

А куда делся агент Смит? Непонятно — он просто исчез перед нападением роя, освободившись от власти Аналитика. Но он появлялся и в The Matrix Online в первые года после победы на ним. Вирус Смита как-то пережил перезагрузку как изгой и пару раз начинал заражать собой людей в Матрице. Правда он был лишь тенью самого себя из прошлого, отчего с ним быстро расправлялись. Кажется, в новом фильме он просто куда-то ушёл перед самым финалом всё от той же слабости.

Можно долго спорить насчёт художественных качеств «Матрицы: Воскрешения». Но, в отличие он ряда других громких продолжений, снятых спустя многие года после оригинала, он никак не разрушил старый лор франшизы — пускай тот представлял из себя полный хаос.

#матрица

 

Источник

Читайте также