«Полуночная месса»: критика религии и церкви, которой нет

Пытаюсь разобраться почему антиклерикальная проповедь Майка Флэнагана несостоятельна и причём здесь Дональд Трамп.

Наконец-то я добрался до «Полуночной мессы» нового проекта Майка Флэнагана, который закрепился на Netflix со своими хоррорами. Я не большой любитель жанра, но его «Доктор Сон» посмотрел с удовольствием – это скорее мистический триллер. А вот «Призрак дома на холме» из-за своего классического хоррорного бэкграунда прошёл мимо меня. И вот «Полуночная месса», в которой, где вместо хоррора размеренное повествование и социальный комментарий на тему религии.

Хоть сериал мне не особо понравился, но в рамках ни на что не претендующего мистического триллера к сюжетным ходам у меня претензий особых нет. Но ведь с другой стороны это ещё и авторское высказывание о роли церкви и религии в обществе. И с первым сериал справляется заметно лучше, чем со вторым. И тем удивительнее в рецензиях было читать, что это главное достижение автора. Ну вот, например, пишет рецензент IGN: «В мини-сериале увлекательно раскрываются сложные теологические вопросы — даже в те моменты, когда диалоги между персонажами кажутся затянутыми».

Если вы вдруг сериал не смотрели, то предупреждаю, что дальше будут спойлеры.

В маленькую рыбацкую островную деревеньку в кризисе прибывает новый молодой священник Пол (актёр отыграл, кстати, отлично). Одновременно домой возвращается из тюрьмы убеждённый атеист Райли, который выступит для зрителя противовесом религиозной пропаганде, которую развернёт Пол.

Пол сталкивается с явным кризисом веры у местных жителей, с которым ему и нужно обязательно справится ради высшей цели. А для этого у него припасён козырный туз в рукаве – могущество древнего вампира, который руками религиозного фанатика хочет захватить сначала этот островок, а затем весь мир (наверное).

Настоящие чудеса

И вот на моменте с чудесами критика религии, и в частности христианства, уже начинает давать сбой. Как каждому христианину известно: «Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас». И он постоянно являл чудеса: превращал воду в вино, оживлял мёртвых и вообще никак себя не сдерживал в демонстрации своего божественного происхождения. А вот сегодня с сертифицированными и заверенными независимыми наблюдателями чудесами у церкви всё очень плохо.

Но когда на глазах десятков людей инвалиды встают на ноги, а старуха с альцгеймером на глазах молодеет и тоже встаёт на ноги – это уже никакие не чудеса. В сериале на стороне церкви оказываются не религиозные догматы из древней книжки, а практика. И практика показывает, что молитва и причастие эффективнее любых врачей. Ведь эти исцеления нельзя списать больше ни на что другое. Так в чём мастерство и сила религиозной пропаганды?

Если вы не сильны в английском, то в выпуске показывается как теле-проповедники с исключительной наглостью вытягивают из публики деньги где-то сразу всё что есть, а где-то по несколько долларов. При этом некоторые прямо говорят, что Бог хочет, чтобы его верный слуга купил себе частный самолёт или особняк.

Вот где настоящие мастера, и по совместительству редкостные сволочи, которые вытягивают из людей десятки миллионов долларов, даже не пытаясь демонстрировать даже малейших чудес. Кто-то, даже умирая от рака, отсылает церкви все свои сбережения, вместо оплаты нормального лечения. И для этого проповедникам не потребовалась поставить на ноги хотя бы одного паралитика на глазах у изумлённой публики.

Порой просто удивляешься как такое может сработать, но тем не менее работает и это факт. Кто и зачем продолжает идти в церковь и искать в ней утешения? Как должна быть устроена у человека голова, чтобы отдать последние деньги откровенному мошеннику? И что самое главное почему она так устроена. Ведь хитрость современного христианства в том, чтобы затягивать людей в объятия Иисуса без демонстрации чудес, ограничиваясь лишь душеспасительными беседами.

А вот отец Пол действует ни как священник, а как маг и иллюзионист, заставляя подписать людей контракт, не показав, что написано на обратной стороне мелким шрифтом. Он обманом затягивает людей в свою аферу, даже ничего не рассказав. А они идут, справедливо рассчитывая получить исцеление от любых болезней. Но как только обман раскрылся, то приход превратился в вампиров фактически под угрозой смерти. А поскольку они лишаются после этого свободы выбора, то и спроса с них никакого нет.

И со стороны Флэнагана это тоже выглядит, как самое обыкновенное мошенничество. Тут вроде как критика религиозного фанатизма, но автор ставит героев в такие идеальные условия, о которых реальные церковники сегодня даже мечтать не могут. Флэнаган в «Полуночной мессе» разоблачает не реальную церковь в современной Америке, а укоренившиеся за последние полвека в кино и литературе клише ней и о священниках.

Чтобы в реальности добиться такой преданности отцу Полу пришлось бы очень сильно поработать, и парочка проповедей в жанре поток сознания здесь бы никак не помогли. Это сработает только на тех, кто с ним и так уже на одной волне. Да и то я сомневаюсь. И сериал, который стремиться разоблачить религию, совершенно не показывает, как настоящая церковь удерживает своё господство над умами людей. Скорее наоборот, Флэнаган перебирает перед зрителем все знакомые по книгам и фильмам клише, рассчитывая, что хотя бы в одно из них он поверит.

Церковь реальная и вымышленная

И прежде чем продолжить ругать сериал, нужно его похвалить. Во втором эпизоде на сеансе психотерапии Райли заявляет Полу: «Говорят, что Бев Кин подбивала людей заключать сделки с нефтяными компаниями почти сразу же. Думаю, им эти деньги казались большими, пока они не сравнивали их с зарплатами за пару лет. Но в те дни не многие любили считать. Но Бев Кин давит: «Чего ждёшь? Бери налик – это божий дар. И, кстати, пока есть, отдай богу немного». Так и делали – брали деньги и тут же отдавали часть церкви, а если учесть, что Прюит был болен, значит на деле их отдавали ей. Так появился этот клуб. Неизвестно стоил ли он столько, сколько ей давали. Когда многие уехали, исчезла возможность узнать наверняка. Так действуют истинные католики по всему миру. Всюду есть маленькие нищие деревни с большими прочными церквями. И они становятся всё больше, а окрестности усыхают. Церкви стоят как насосавшиеся крови толстые жадные клещи посреди нищающих посёлков».

И вот эта история для меня звучит намного интереснее того, что происходит в сериале. Но это сказано в проброс и больше эта тема не поднимается. Вернее, упоминается в паре реплик второстепенных героев, но на сюжет эти мысли никак не влияют. Всё это висит на заднем плане как картонная декорация, пока тихо не отвалится за кулисы между эпизодами.

Бев Кин – это мисс Кармоди из «Мглы» на максималках, у которой каждое предложения длиннее пяти слов или цитата из Евангелия, или отсылка на библейский сюжет. И создаётся полное впечатление, что ещё вчера она жила в лесу и молилась колесу. Нужно очень крепко стоять на ногах, чтобы проворачивать такие аферы с людьми, которые тебя лично знают.

«К сожалению, я вижу вокруг всё больше и больше людей вроде Бев, по крайней мере в новостях. Она демонстрирует как искренняя вера в благие намерения моет быть извращена», – говорит Майк Флэнаган. Но этот образ расчётливого спекулянта и финансового махинатора, нарисованный Райли, сильно расходится с образом религиозной фанатички у которой свет в глазу – только слово Божье.

Интересно каким таким образом нефтяники стали бы в обход церковного начальства выискивать эту сумасшедшую для своей аферы и договариваться с ней. Ведь если она такой вот прагматичный манипулятор, что она должна была первой обратить внимание что новоприбывший священник начинает проповедовать совершенно посторонние вещи и даже не думает сверяться с указаниями церковного начальства или спонсоров.

То есть церковь вроде как и находится на зарплате у местных нефтяников, а вроде и не совсем. И всё это воспринимается очень странно; словно ошмётки совсем другого сценария. Это ещё одно слабое место сериала – явное сращивание церкви и бизнеса в реальности, сериал стыдливо преподносит как отдельные эксцессы нехороших сотрудников.

Если вы подумали, что это пародия, то нет – это всерьёз было. Ведущий и правда проводит обряд экзорцизма над коронавирусом.

Если вы следили как в США в разгар пандемии проповедники с пеной у рта доказывали, что лучшая защита от вируса – это молитва. Кто-то конечно от делал от личного мракобесия, но главная причина такой риторики и «пожертвования» крупного и среднего бизнеса, которому локдаун был совсем не выгоден. А влияние церкви нужны её спонсорам прежде всего для защиты своих экономических интересов. В США религиозные организации, кстати, как и в РПЦ в России почти не облагаются налогами. И угадайте чем нужно расплачиваться за такую благосклонность. И вот ещё борьба с COVID силой молитвы, но на местном уровне.

Я это всё к чему. Церковь и религия не существует как оторванный от мира магнит для мракобесов. У любого прихода есть отчётность перед непосредственным начальством и спонсорами. И хотя бы по телефону до священников доводят генеральную линию партии и руководство церкви постоянно обновляет инструкции для «полевых» сотрудников.

Англиканская церковь, например, прямо наставляет своих проповедников работать прежде всего с самыми бедными слоями населения, как наиболее восприимчивыми к религиозной пропаганде. Две трети, а в некоторых регионах США и три четверти сельских жителей, в чьей жизни религия играет важную роль, живут за чертой бедности, получая менее $12000 в год (по американским меркам это мягко говоря не очень много.

Ещё древнегреческий поэт Публий Стаций писал: «Страх создал богов». Но страх не перед смертью, а перед жизнью. Глядя на то, как и чем живёт население острова в сериале для них все экономические и политические процессы в стране, вроде разлива нефти, становятся слепой силой природы, которая на каждом шагу способна их разорить. Жена мэра ещё в первой серии сравнивает их городок с пиньятой, «которую кто-то бьёт палкой, словно хочет достать конфеты». Но это тоже сказано между делом и никакого значения для сюжета не имеет.

Хотя вот эта полная беспомощность перед слепыми силами капитализма (или волей нефтяной компании в сериале) и есть корень религиозности. Именно поэтому в реальности первейшая задача проповедника – это объяснять пастве почему Господь хочет, чтобы цены росли, зарплаты снижались, нефть разливалась в океане, а школы и больницы закрывались. А уж индивидуальная психотерапия – это побочная функция священников. А что же мы получаем в сериале?

Дискуссия в школе об исламе и любви к Иисусу вообще была бы уместна в стенах духовной семинарии. У церкви здесь нет ресурсов, кроме магических конечно, чтобы людей вообще к чему-то принуждать. В любом другом случае болтовню Бев Кин дослушали бы только из вежливости, если бы не послали куда подальше сразу, припомнив как она до этого всех развела. И почему за этими абстрактными речами всерьёз следят люди, ещё вчера бывшие далёкие от религии? Ответ всегда один – волшебство.

Мне как зрителю понятно, что Пол уже в третьей серии не просто так переключился на рассказы о вечной жизни и втором шансе. Но вот с точки зрения остальных героев это точно такая же обскурантистская чушь, что и на прошлой наделе и позапрошлой. Однако, чтобы собрать полный зал ему не пришлось прилагать никаких усилий, которые требуются от реальных священников. Ведь в сериале для этого есть волшебство. Для мистического триллера это не проблема, но как критика религии и церкви – огромный костыль.

И это тут же отсекает от повествования все конфликты, связанные с реальной ролью церкви в таких глухих местах. Реальная работа церкви по психологической обработке населения просто не показана, как игнорируется и явная зависимость религиозности от социального положения прихожан, а самой церкви от финансирования крупным бизнесом напрямую или опосредованно.

А то, что нам показывают в качестве церкви, имеет лишь внешние сходства с ней. Достаточно выдернуть из сюжета подпорку в виде вампирских суперсил и всё остальное тут же обвалится. Как некоторые фантастическое допущение для вампирского триллера всё происходящее более чем подходит. Но для сериала, который якобы критикует и разоблачает церковь, в нём чрезвычайно мало настоящей церкви.

Да в одном абзаце «Воскресения» Льва Толстого, хотя он даже не был атеистом, больше критики церкви, чем во всём сериале Флэнагана: «Священник с спокойной совестью делал все то, что он делал, потому что с детства был воспитан на том, что это единственная истинная вера, в которую верили все прежде жившие святые люди и теперь верят духовное и светское начальство. Он верил не в то, что из хлеба сделалось тело, что полезно для души произносить много слов или что он съел действительно кусочек бога, — в это нельзя верить, — а верил в то, что надо верить в эту веру. Главное же, утверждало его в этой вере то, что за исполнение треб этой веры он восемнадцать лет уже получал доходы, на которые содержал свою семью, сына в гимназии, дочь в духовном училище. Так же верил и дьячок и еще тверже, чем священник, потому что совсем забыл сущность догматов этой веры, а знал только, что за теплоту, за поминание, за часы, за молебен простой и за молебен с акафистом, за все есть определенная цена, которую настоящие христиане охотно платят, и потому выкрикивал свои «ломилось, помилось», и пел, и читал, что положено, с такой же спокойной уверенностью в необходимости этого, с какой люди продают дрова, муку, картофель». Эту цитату рассматривайте как призыв прочесть этот замечательный роман.

Так причём же здесь Трамп?

Флэнаган в одном из интервью прямо говорит, что этот сериал о «противостоянии правой и левой (“левой” в значении либеральной, а не социалистической) идеологий». И в том же интервью он сокрушается о том, что очень много этих «правых» вокруг развелось и это страшно, а некоторых даже избирают на высокие посты, намекая, понятное дело, на Трампа.

За последние годы думаю всем стало очевидно, что Голливуд, в широком смысле, поделён между демократами и республиканцами с подавляющим большинством у первых. И многие шоу следуют в русле определённой повестки, которая с годами, конечно, колеблется и дополняется вместе с генеральной линией партии. И когда дело доходит до критики христианства, то и в этом сохраняется единство. Это такой просвещённый либерализм, опирающийся на естественные науки.

С самого начала рассуждения героев о смерти у меня вызвали острое чувство дежавю, словно Райли не тюремную библиотеку всё это время осваивал, а пересматривал «Доктора Хауса». И другие положительные герои Флэнагана говорят ровно то, что эксплуатируется в демократической повестке и, что важно, ничего больше. Как признавался Флэнаган, Райли в лоб проговаривает позицию Флэнагана по отношению к религии.

В «Полуночной мессе» в концентрированном виде пересказывается всё то (ну может с некоторыми дополнениями), что в более сжатой форме было «Гриффинах» (там тоже циничный атеист и либерал Брайан был альтер эго Макфарлейна), и более остроумно в «Хаусе». Примерно то же самое рассказывает Джон Оливер и другие рупоры демократов. Ну а обезумившее население острова – это типичные консерваторы-республиканцы, среди которых нашлось несколько здравомыслящих атеистов-либералов, не готовых ассимилироваться.

Что-то такое недавно уже было у Саши Барона Коэна. Но если «Борат 2» был ничем не прикрытой предвыборной агиткой, то «Полуночная месса» это скорее очередной сигнал «здоровой части общества» не расслабляться и быть на стороже. Удивительно что тема абортов не раскрывается в контексте противостояния местных «демократов» и «республиканцев». Но в остальном хорошо видно, что автор ограничен «демократическим» дискурсом.

Не задумывались откуда взялась тема мирной религии ислама и положительный герой мусульманин? Казалось бы, какой смысл противопоставлять одно мракобесие другому в антиклерикальном сериале (его же не в Иране или Саудовской Аравии снимали)? Но это как раз одна из излюбленных карт современных демократов, которые разыгрывают её уже лет так 10, играя на контрасте с одиозными республиканцами-христианами (и не случайно Бев Кин называет шерифа террористом). Вот, например, губернатор Миссисипи оправдывает рекордную смертность от COVID, тем что слишком многие американцы верят в вечную жизнь после смерти.

Раздел «Прочее»

Многие хвалили проработку персонажей, но если сцена диалога внезапно прерывается словами: «я тебе не рассказывал почему сюда переехал? Я об этом вообще, вроде, никому не рассказывал, так что слушай …» и идёт шестиминутный (!) пересказ биографии героя и всех важных эпизодов его жизни, то это плохой знак. Во-первых это значит, что ему осталось меньше двух дней до пенсии, а во вторых сценарист просто не смог за пять часов крайне неторопливого повествования раскрыть шерифа через действия и теперь под самый финал затыкает эту дыру очередной порцией экспозиции. Он мог бы это и в первом эпизоде рассказать, но никто бы это тогда не запомнил.

И это в целом характеризует подход автора к раскрытию главных героев: безбрежный океан философских рассуждений о смерти и крайне мало реальных поступков. Это хорошо видно на фоне отца Пола и его миньёна в юбке. Вот они делом заняты, тогда как Райли, его подруга, шериф и врач до самого финала ходят по островку с грустным лицом, никак толком не двигая сюжет.

Сама концепция звучит интересно, особенно в описании автора: «Если мы вернёмся к Ветхому завету, то ангел – это существо которое послал Бог, чтобы убить всех младенцев первенцев египтян. Вот такой вот ангел. Массовый убийца детей – положительный персонаж. И в контексте Исхода он всё делал правильно. Ещё в детстве, когда я читал Библию, меня удивляло, что ангел – это нечеловеческое существо, которое внушало ужас всем окружающим и которое творит ужасные вещи. И это поразительно в Библии – там масса ужасов. Эти вещи больше всего меня волновали, когда я был в воскресной школе и о них я говорю в сериале».

Мне понравилось как был заявлен верховный вампир и сцена с нападением на Райли отличная. Наконец-то монстр, который не разменивается на грозное рычание и не расшаркивается в приветствиях. Как только он видит жертву – он стремительно атакует.

Но вот в самом конце это впечатление смазалось. Почему он игнорировал винтовочные выстрелы, когда рядовые вампиры оборачивались просто на посторонний шум? Понятно, что это нужно для финального подрезания крыльев, но это делает его совсем уж безмозглым зомби даже на фоне новообращённых соплеменников. Хотя по логике самого сериала он наоборот должен возвышаться над ними и является в этой истории настоящим кукловодом.

И вообще вся финальная серия, как мне кажется, косплеит «30 дней ночи», только с подростковым рейтингом. Ну ладно, кровь в «Мессе» хоть и льётся рекой, но даже массовая бойня там выглядит максимально стерильно. А вот «30 дней ночи» как раз и подкупал своей бескомпромиссностью как к героям, так и к демонстрации жестокости.

И вот героиня жертвует собой, перерезая себе горло, её тут же начинают жрать упыри, но уже через две минуты она ходит под ручку со своим обращённым мужем и рассуждает о природе жестокости и тщетности бытия, отказываясь убивать людей. Оказывается, что вампиры здесь не беспощадные монстры как в тех же «30 днях ночи», а вполне разумные люди с прежним характером.

Тогда очень странным становится вопрос свободы воли, перед которым стоял Райли перед смертью. Оказывается он вообще зря боялся, ведь когда в самом конце сжигают церковь и убежище, разделение на вампиров и людей никакого значения не имеет. Сын вампир точно так бросается помогать раненному отцу, а Пол помогает врачу их всех убить и даже нападает на другого вампира. А если убрать из уравнения вампиров, то что вообще в этом эпизоде изменится?

Ну а в финале все вампиры и вовсе берутся за руки и дружно сгорают в лучах утреннего солнца, осознав свою порочность. Видимо, эта сцена должна показать, что все жители в конце концов стряхнули морок религиозного дурмана (ведь только фанатичная Бев Кин пыталась спастись)? Но я увидел в этом попытку вытянуть довольно мрачную в целом историю на хэппи-энд.

Один рецензент пишет: «Историю, в которой зло рождается из религиозных заблуждений, велик соблазн заранее вписать в категорию ленивых антиклерикальных пинков, гнилых издевок над верой. Однако…»

Однако именно это мне и захотелось в конце сделать. Как фантастическое допущение в очередном мистическом триллере это работает. Только не вижу причин почему этот сериал может претендовать на что-то большее. Если бы это был такой вольный римейк «30 дней ночи» с растянутой на несколько эпизодов детективной линией, то было бы намного круче, как мне кажется.

#мнение #полуночнаямесса

 

Источник

Читайте также