Отвлечемся от тем искусственного интеллекта, роботов, автоматонов и всего с этим связанного. Предлагаем рассмотреть ретроигру, первая часть которой стала культовой и получила HD-переиздание: Serious Sam 2. Почему именно Serious Sam 2? Во-первых обзоры на первую часть и дополнение есть много у кого, да и игра не нуждается в представлении. Во-вторых, а почему бы не вспомнить неоднозначный сиквел культовой игры. Причем сама серия, к сожалению, после первого приквела начала терять популярность, хотя и второй приквел, и дополнение были вполне хороши.
Сюжет
Начинается Serious Sam 2 с того, что главный герой летит на Сириус уничтожить Ментала. С ним связываются какие-то непропорциональные люди с большими головами и рассказывают про 5 частей медальона, которые надо собрать, чтобы ослабить главного антагониста всей серии и предыдущей части — Ментала. Ментал — это мрачный имба-тиран, владеющий и магией, и технологиями, и супер армией. А также, судя по HD-дополнению, размером с Годзиллу.
Далее, как и в прошлых двух играх (точнее в первой части и дополнении), игрок множит на ноль врагов, после чего доходит до финала, где ему предстоит погоня за Менталом. Честно говоря, не хочется сильно вникать в сюжет. Если посмотреть на все хитовые шутеры, очень мало кто мог похвастаться сложным сюжетом. Да он никогда и не был нужен. Есть исключения, типа Half-Life или Doom 3, где сюжет захватывает и увлекает, но это скорее приятное дополнение.
Даже если сюжет Serious Sam 2 пересказывать подробно, все равно будет не так много информации. Лучше перейти к критике игры.
Рецензия
Проблема Serious Sam 2 в том, что он выглядит по-детски, как-будто игрок гуляет по детской комнате, детскому саду или магазину, где разбросаны игрушки. Предыдущие две игры тоже были не слишком реалистичными. Но Serious Sam 1 и дополнение к ней можно рассматривать как юмористическую научную фантастику. Во второй части юмор спустился до уровня очень плохих комедий и фильмов категории Б.
Однако изменениям подверглась не только юмористическая составляющая, но и рисовка вражеских персонажей. В предыдущих частях было понятно, что это инопланетная армия, собранная из разных частей Вселенной. Во второй части на Сэма нападают эффекты, не попавшие в мульфильм «Продуктовые битвы», или оживший ассортимент магазина «Детский мир». Иначе назвать это нельзя. Возможно, у разработчиков закончилось вдохновение, но давайте посмотрим чуть пристальнее. Начнём с графики и оформления.
Сравнения графики с последующими частями или с HD-ремастером 2011 года и дополнения не будет. Было бы странно сравнивать игры, между выпусками которых прошло минимум 5 лет. Сравнение графики сиквела будет с оригинальной игрой от 2001 года.
В первой части графику и эффекты нельзя назвать прорывными, они была слегка мультяшными, при этом сейчас это выглядит, как выструганные из дерева поделки. Когда игрок погружается в процесс, то он на них не обращает внимания. Легкая мультяшность была в меру, а многие враги выглядели угрожающе. Во второй части понятие “слегка” превратилось в “чрезмерно”. Носорогов с ключом для завода, клоунов на мотоциклах, ведьм в котлах и игроков в американский футболиначе как творческим коллапсом назвать нельзя.
Дизайн остальных персонажей также получился не очень серьезным — в стиле канала Nickelodeon 2010-х годов. Так, в первой части и дополнении Сэм был накаченным мужчиной с нормальными пропорциями. Во второй — стал просто высоким мужчиной.
Кроме того, в прошлой части не было обычных NPC, скорее всего потому, что это было сложно, долго и дорого делать. Во второй части решили, а почему бы и не сделать множество ненужных NPC, которые будут мешать, причем в первой локации еще и сделали задания на сопровождение. Ведь куда уж без квестов из ранних Call of Duty, в игре 2006 года, когда надо защищать какие-то сооружения или орудия. Ну, и чтобы не совсем мрачно было, местные жители, попавшие под перестрелку, будут разлетаться цветочками, как от оружия Сэма, так и от оружия врагов. При этом многие монстры разлетаются на мясные куски.
Перейдем к локациям. 3 из 5 — собрание стереотипов о разных народах. Есть такой фильм «Норт», где показаны максимально оскорбительные стереотипы о разных народах Америки. Здесь мы наблюдаем то же самое, только о некоторых народах всего мира. Не обошлось и без самоповторов. В дополнение к первой части, где были показаны древние индейцы, разработчики решили, например, сделать забавных синих человечков, похожих на индейцев.
Еще одну локацию взяли из фильма «Дорогая, я уменьшил детей». Там ысе большое, большое, а игрок и враги — маленькие.
Отдельно хотелось бы отметить локацию Клир. Она выбивается из всей игры — мрачная, напоминает Ад из какого-нибудь Doom 3. Видно, что ее отлично проработали. Здесь почти нет глупых врагов, вроде заводных носорогов или летающих ведьм. Хотя, эту локацию, конечно, не обошел местный юмор. И здесь опять встречается двойной самоповтор на финальном боссе. Во-первых, в дополнении к первой части был точно такой же босс, но в другом антураже. Во-вторых, похожий был в этой же игре на одной из локаций ранее.
Нововведения в игре
Поговорим о нововведениях в механике шутера. Их два. Первый — никому ненужные чек-поинты. Почему ненужные, спросит читатель? Потому что остались быстрые и обычные сохранения. Да, быстрое сохранение перезаписывает предыдущее, но оно осталось. И смысл чек-поинтов вообще отпадает. И если кто-то из разработчиков будто понял, что чек-поинты — это бесполезный рудимент, придумали жизни. Жизни в шутере 2006 года. Как на битэмап-играх из 80-90-х годов. То есть у Сэма есть полоска здоровья, и еще жизни, которые перезапускают чек-поинт. Даже в 2006 году это была не актуальная идея. Возможно, механика перекочевала из консольной версии игры, но всё равно выглядит странно.
Были и другие странные нововведения — это техника и стационарные пулемёты с бесконечными патронами. Однако они игре только на пользу
.
Следующее негативное нововведение — голос ИИ-помощника Сэма. Раньше его не было, и происходящее воспринималось вполне адекватно. Зачем голос, если всё можно прочитать. Тут наняли актрису озвучки и сделали 2-D картинку. Для чего Сэму вести диалог с ИИ-помощником, не понятно. Вообще напоминает пародию на Катрану из игр Halo, но это очень сложная шутка.
Что же до положительный эмоций? Они есть от самого геймплея. Геймплей увлекает, как и в первой части. Он наполовину компенсирует негативные впечатления от игры, и, как уже говорилось ранее, введение бесконечных пулеметов и техники не вызывало негатива, орды монстров крошатся очень задорно и весело.
Пора переходить к плюсам и минусам игры.
Плюсы:
— Геймплей, кто бы что не говорил, но в компьютерной игре самое важное — игра.. Геймплей в Serious Sam 2 крутой, он радует тем, за что полюбили первую часть с дополнением — толпы врагов, крошимые в неимоверных количествах на аренах.
— Локация Клир — мрачность, враги, дизайн. Всё это очень выглядит интересно и выбивается из всей игры.
Минусы:
— Все остальное: дизайн самой игры, 4 из 5 локаций, юмор, сюжет, персонажи,в том числе вражеские, и зачем-то прикрученный голос к помощнику Сэма.
Итоги
Serious Sam 2 получилась не самым лучшим продолжение хитовых игр. Она выглядит, как игра которую несколько раз переделывали. Возможно, начинали разрабатывать игру в стиле первой части, но пришли эффективные менеджеры или поменялась команда разработки, и на первой трети игру решили переделать, далее опять сменилась команда или руководитель, и в итоге получился “Франкенштейн”.
А возможно произошло, как в случае с разработкой игры BioShock Infinite. Когда творческий директор и один из основателей компании Irrational Games затянул разработку игры BioShock Infinite, для чего издатель 2K Games нанял Рода Фергюссона, чтобы все-таки закончить создание игры. Кен Левин, будучи человеком творческим, постоянно менял концепцию, из-за чего её выпуск все время переносился. Род Фергюссон увидев в каком аду находится разработка, и что есть множество разрозненных идей, принял решить это все скомпоновать в цельный проект. И получилась не самая плохая игра. Однако, видимо, у Croteam не было Рода Фергюссона, поэтому вышла игра с очень плохим дизайном, но хорошим геймплеем. И есть еще предположение — для сценария игры наняли людей, ненавидящих Серьезного Сэма. Поэтому из крутого героя боевика он превратился в бледное подобие себя.