Сравниваем существ из сериала Netflix с настольной ролевой и ставим рейтинг соответствия.
Персонажи из «Очень странных дел» на протяжении всех четырёх сезонов играют в Dungeons & Dragons — фэнтезийную ролевую игру, положившую начало целому направлению настольных развлечений. И когда герои сталкиваются с потусторонними силами, они называют монстров с Изнанки знакомыми им по D&D именами — Демогоргон, Истязатель разума, Векна.
Но так ли похожи ли эти монстры на свои прототипы из «Подземелий и драконов»? Мы решили изучить многочисленные мануалы по D&D и разобраться в вопросе.
Демогоргон
Демогоргон стал первым монстром, с которым встретились герои сериала. Это антропоморфное существо под три метра ростом, с длинными конечностями и характерным «ртом», похожим на лепестки цветка. Несмотря на худощавое телосложение, он обладает огромной силой и влёгкую может справиться даже с несколькими вооружёнными людьми.
Помимо этого, нам показали, что демогоргон обладает отличным нюхом и охотничьими инстинктами и может учуять кровь жертвы, даже находясь при этом в Изнанке. Монстр из первого сезона, похоже, умел ещё и открывать порталы между измерениями и даже обладал слабым телекинезом.
Во втором сезоне мы узнали, что демогоргон — это не единичный монстр, а целая раса, населяющая Изнанку. Их цикл размножения немного напоминает таковой у земноводных: личинка демогоргона развивается в теле жертвы и затем выползает наружу — она напоминает крупного слизняка. Такую личинку сплюнул Уилл в одной из серий первого сезона.
Далее она проходит несколько этапов развития — от небольшого жабоподобного существа (как Д’Артаньян, которого вырастил Дастин) до четвероногих «демопсов», а затем и до полноценной взрослой особи.
Теперь посмотрим на Демогоргона из D&D. Вместо рядового монстра из другого измерения перед нами — одно из мощнейших существ мультивселенной, приближающееся по могуществу к божествам миров D&D. Демогоргон — это владыка демонов, правящий на 88-м слое Бездны, известном как «Зияющая пасть». В бесконечных войнах с другими демоническими лордами он заработал титул «Принц демонов».
Выглядит он как огромный двуглавый бабуин, у которого вместо рук по паре щупалец, а сзади — раздваивающийся хвост. Двойственность — это ключевая особенность Демогоргона: две его головы постоянно враждуют и пытаются перехитрить друг друга. У одной из них более расчётливый и хладнокровный характер, у другой же — более жестокий и кровожадный.
Встреча с Демогоргоном в D&D — это серьёзное испытание даже для самых опытных героев: его удары вытягивают жизнь из противников, а один только взгляд способен загипнотизировать и свести с ума. К тому же, он имеет сопротивляемость к магии, и сам при этом отлично ей владеет.
Итого что мы имеем: от образа Демогоргона в D&D у монстра из сериала осталось только название. Ни внешний вид, ни способности, ни место в «иерархии» существ из иных измерений не соответствуют оригиналу.
Рейтинг соответствия: один демопёс из десяти.
Истязатель разума
Второй сезон «Очень странных дел» представил нам нового антагониста — Истязателя разума (Mind Flayer). Это огромный монстр размером с небоскрёб, живущий в Изнанке и состоящий то ли из тени, то ли из пепла — в большинстве кадров его показывают в виде огромного силуэта на фоне грозовых облаков. Создатели сериала, братья Даффер, в одном из интервью рассказывали, что вдохновлялись работами Г.Ф. Лавкрафта и концепцией «межпространственной сущности, непостижимой человеческому восприятию».
В отличие от Демогоргонов, ведомых лишь голодом и охотничьими инстинктами, Истязатель разума — это некая высшая форма интеллекта, обитающая в Изнанке. При помощи телепатии он контролирует всю флору и фауну теневого измерения — от демогоргонов до «щупалец», которые, как лианы, обвивают все здания и деревья в Изнанке.
Помимо этого, Истязатель может подчинять и разум людей, находящихся в материальном мире — так, например, он взял под контроль Уилла Байерса во втором сезоне и Билли Харгроува в третьем. Также ему удалось создать себе материальное тело, состоящее из биомассы: сначала из крыс, а потом и из людей, разум которых он захватил.
Однако поддерживать эту телепатическую связь ему удавалось пока был открыт портал в Изнанку — как только герои сериала закрыли его, созданный им монстр безжизненно рухнул на землю. Однако некоторые его способности продолжили действовать: например, Одиннадцать после его укуса ещё долго не могла восстановить свою способность к телекинезу.
Из-за мощных телепатических способностей, а также из-за того, что этот властелин Изнанки ставит себя выше остальных существ, герои сериала провели аналогию с D&D и назвали его Истязателем разума.
Здесь они не прогадали: иллитиды, или истязатели разума в D&D (иногда переводятся как «свежеватели разума») — это чрезвычайно надменная раса, с презрением относящаяся ко всем остальным живым существам, и рассматривающая их в лучшем случае в качестве рабов и источника пищи.
Они живут в подземных колониях и питаются мозгами представителей других разумных рас, а также используют их как сосуды в своём цикле размножения. Поражённые личинкой иллитида люди со временем становятся новыми иллитидами.
Выглядят они как худощавые гуманоиды с фиолетово-синей кожей, а на лице у них расположены несколько щупалец — ими они обвивают голову жертвы, прежде чем начать высасывать её мозг. Как и Истязатель из «Очень странных дел», они обладают телепатией и легко захватывают разум других существ.
Живут иллитиды в подземных колониях, и, несмотря на то, что каждый из них обладает индивидуальным сознанием, они все объединены в единую телепатическую сеть и подчиняются главе колонии — Старшему мозгу (Elder Brain). В этом плане Истязатель разума из сериала похож больше на Старший мозг, нежели на единичного иллитида. Как он чувствует происходящее в Изнанке через демогоргонов, так и Старший мозг видит и слышит всё, что видит и слышит каждый иллитид в колонии.
Про иллитидов из D&D у нас был целый отдельный материал, в нём более подробно описана их биология, история и социальное устройство.
Подводим итог: между монстром из сериала и оригиналом из D&D всё же есть сходства — мощные телепатические способности и презрение к «низшим» расам. Однако не совпадают ни внешний вид, ни степень могущества. Место в иерархии также отличается: Истязатель разума — это повелитель Изнанки, а иллитид из D&D — это хоть и редкий, но всё же не единичный монстр, служащий Старшему мозгу своей колонии.
Рейтинг соответствия: четыре лицевых щупальца из десяти.
Векна
В четвёртом сезоне «Очень странных дел» антагонистом стал Векна: некогда мальчик по имени Генри Крил, а впоследствии — одно из самых мощных существ, показанных в сериале.
Генри ещё в детстве открыл в себе паранормальные способности и начал их развивать, тестируя их сначала на животных, а затем и на членах семьи. Впоследствии он стал первым испытуемым в лаборатории Хоукинса. Генри не использовал свои способности во благо: сначала он убил собственную семью, а затем, уже в лаборатории — большую часть персонала и других детей-подопытных.
Его смогла остановить только Одиннадцать, и во время схватки между ними она открыла портал в Изнанку и отправила туда Генри. За годы, проведённые в теневом измерении, он сильно изменился, и от его человеческого облика почти ничего не осталось: теперь он больше похож на труп с обожжённой кожей.
Однако его способности никуда не делись — наоборот, они стали только сильнее. Помимо привычного телекинеза он научился проникать в разум людей в материальном мире, каким-то образом переходя сквозь завесу между измерениями. Такого не удавалось даже Истязателю разума.
Целью Векны стали подростки, перенёсшие психологическую травму: жестокое обращение родителей, смерть близких, сильное чувство вины и так далее. Первым симптомом «проклятья Векны» становится головная боль, а затем она перерастает в галлюцинации и видения прошлых событий, вызвавших травму.
Так Векна ослабляет и запугивает своих жертв, чтобы в итоге вселиться в их видения. Затем с помощью телекинеза он убивает их особо жестоким образом, переламывая все кости и выдавливая глаза.
Теперь посмотрим на Векну из D&D. В каноне «Подземелий и драконов» Векна тоже когда-то был простым человеком — это бывший волшебник, который сначала стал личом, а затем обрёл такое могущество, что возвысился до статуса бога. Во всех редакциях D&D он традиционно считается злым божеством (или как минимум полубогом), покровительствующим доменам магии и знаний.
Таких высот Векне помогли достичь жажда знаний и нескончаемый поиск древних тайн. Он считает, что у каждого существа в мультивселенной есть секрет, способный привести к его уничтожению. Взор Векны проникает во все уголки мира: он способен почувствовать, когда кто-либо в мире раскрывает секрет, от знания которого могут зависеть жизни пятисот и более человек.
В большинстве редакций D&D Векну изображают как древнего лича, у которого отсутствуют левая кисть и левый глаз. Их он потерял в схватке с одним из своих лейтенантов — вампиром Касом. Тот захотел завладеть секретами Векны и предал своего хозяина, и в результате их схватки они оба были уничтожены. От Векны остались только кисть и глаз, а от Каса — его меч.
Но так как Векна уже давно обманул смерть и стал личом, физического уничтожения его тела было, конечно же, недостаточно — со временем он смог снова обрести материальную форму. Однако его глаз и кисть так и остались утеряны — теперь они считаются одними из самых мощнейших магических артефактов в мирах D&D. Последователи культа Векны обычно также изображают их в качестве священных символов своего божества.
Подводим итог: и в D&D, и в «Очень странных делах» Векна когда-то был простым человеком и возвысился благодаря изучению запретных знаний. И там, и там он умирал и перерождался заново. И там, и там он обладает сильнейшими магическими способностями. Как и оригинал из D&D, Векна из сериала ищет секреты и тайные страхи своих жертв, чтобы затем обратить их против них самих же. Даже внешне между двумя антагонистами есть сходства, хотя и не стопроцентные — у Векны из сериала пока что на месте и левая кисть, и левый глаз. В целом, из всех монстров это пока что максимально близкое к первоисточнику воплощение.
Рейтинг соответствия: восемь древних тайн из десяти.
Небольшой бонус: как поклоннику настольных ролевых игр мне особенно интересно было сравнить, насколько правдоподобно в сериале показан процесс игры в D&D.
Особенно с учётом того, что в 80-х годах эта ролевая система была только на заре своей популярности, и привычных мне третьей, четвёртой и пятой редакций ещё попросту не существовало.
В ходу тогда была самая первая редакция, а также Advanced Dungeons & Dragons — её расширенная версия. И, надо сказать, в отличие от дизайна монстров, здесь создатели сериала подошли с огромной скрупулёзностью к тому, чтобы воссоздать ту самую игру из восьмидесятых. Особенно это видно по реквизиту: книжкам, миниатюркам героев и так далее. Всё выглядит очень и очень аутентично.
Кто-то из фанатов игры, тем не менее, отметил в вики по сериалу, что действие первого сезона разворачивается в 1983-м году, а фигурка Демогоргона, которую используют герои, была выпущена только в 1984-м. Но мы не будем так сильно придираться.
Даже очернение D&D в прессе, которое нам показали в начале четвёртого сезона, отражено достоверно. Оно действительно имело место в 1980-х годах: в то время многие всерьёз считали, что невинные настольные игры могут быть как-то связаны с сатанизмом и поклонению демонам.
Единственное, что стоит отметить, так это «долину теней», которую упоминает Майк, проводя параллели с Изнанкой. В английской версии она называется Vale of Shadows. В оригинальном каноне D&D такого места не существует. Тем не менее, в D&D всё же есть свой «план теней», мрачная изнанка материального мира — он называется Shadowfell. Возможно, создатели сериала просто перепутали названия.
Сам игровой процесс тоже передан очень хорошо, каких-то серьёзных ляпов я не обнаружил. Ну а сцена сражения с Векной в первой серии четвёртого сезона — это прямо какой-то праздник.
Особенно момент, когда Дастин, несмотря на мизерные шансы на успех, кидает кубик, и тот приземляется на «двадцатке». У каждого игрока в D&D бывали такие эпизоды, и уверен, что многие, как и я, в этот момент вспомнили свои невероятные истории о том, как их герой спас партию от поражения с помощью одного счастливого броска кубиков.
Рейтинг соответствия: десять критических попаданий из десяти.
Подсайт развивается при поддержке «Кинопоиска»