«Поезд в Пусан 2: Полуостров» — зомби-экшен с амбициями «Безумного Макса», но очень неровным исполнением

Сиквел успешного корейского фильма — правда, мало чем напоминающий оригинал: здесь нет ни поезда, ни Пусана.

Первый «Поезд в Пусан» в 2016-м стал маленьким предвестником последующего бума южнокорейского кино — ещё одним напоминанием, что мало кто так хорошо не работает с жанровыми фильмами, как авторы из этой страны. При бюджете всего в 8,5 миллиона долларов картина собрала по всему миру целых 92 миллиона — что и для голливудского фильма было бы впечатляющим результатом, чего уж говорить о более скромной национальной кинематографии.

«Поезд в Пусан 2: Полуостров» — зомби-экшен с амбициями «Безумного Макса», но очень неровным исполнением

При этом, иронично, в России «Поезд в Пусан» провалился — он собрал всего 8,8 миллиона рублей (чуть больше 120 тысяч долларов, меньше, чем в Турции). Для сравнения, «Паразиты» заработали 108 миллионов.

Иронично потому, что теперь вторая часть этот самый прокат должна возродить: за неимением других кандидатов, «Полуостров» выходит в кино как главный блокбастер первых посткарантинных недель.

Проблема в том, что даже если зритель и вернётся в кинотеатры ради фильма Ён Сан-хо, его там ждёт небольшое, скажем так, не разочарование, а недоразумение. Дело в том, что «Полуостров» — никакой не «Поезд в Пусан 2» (собственно, у оригинального названия и нет этой приставки), это не продолжение нашумевшего экшена ни в событийном, ни в стилевом смысле. А кино о совсем других героях и, что важнее, сделанное совсем иначе, без оглядки на своего успешного предшественника.

Режиссёр Ён Сан-хо ещё в 2016-м, в год выхода своего главного хита, наметил весьма любопытный подход к новой киновселенной. В том же году он выпустил «Станцию Сеул» — анимационный спин-офф «Пусана», мало связанный с ним сюжетно. Вместо того, чтобы рассказывать историю одного зомби-апокалипсиса от лица одних и тех же героев, Ён ещё тогда начал создавать этакую галерею из маленьких историй, выполненных в разных жанрах и смотрящих на одно и то же событие с разных ракурсов.

Если «Поезд в Пусан» был камерным весёлым экшеном, «Станция Сеул» оказалась куда более серьёзной, меланхоличной социальной драмой. «Полуостров» же — масштабный постапокалиптический боевик.

Его действие происходит через несколько лет после начала зомби-эпидемии. За это время Корейский полуостров изолировали от остальных стран, и зараза так и не пересекла его границы. Главный герой, бывший военный, живёт в Гонконге в качестве изгоя — официально беженцем его признавать не хотят, а люди вокруг боятся и презирают «уродов с полуострова».

Некий криминальный авторитет предлагает ему опасное дело — доплыть до Южной Кореи, забрать там деньги из грузовика и вернуться обратно, поделив прибыль пополам. Нехотя, герой соглашается: он до сих пор чувствует вину за смерть сестры и племянника, которых не смог спасти во время эвакуации.

Вот только, попав на полуостров, герои встречают банду бывших военных, которые должны были руководить эвакуацией, но вместо этого основали маленькое авторитарное государство. Грузовик оказывается у них, и вытащить его будет катастрофически сложно.

«Полуостров» — этакое роуд-муви с элементами фильма об ограблении, которое при этом происходит внутри сеттинга зомби-апокалипсиса. Сам по себе этот концепт довольно любопытный и мало на что похож — даже если и магистральный сюжет здесь сводится к архетипической истории об искуплении.

Видно, что Ён Сан-хо хотел из избитого сеттинга сделать что-то более оригинальное и больше напоминающее какого-нибудь «Безумного Макса», чем типичное кино о зомби. Другой очевидный референс — Spec Ops: The Line, откуда практически в неизменном виде в фильм перекочевал сюжетная перипетия про военных-отщепенцев.

Ориентиры авторов в принципе можно перечислять долго (тут реально углядеть и влияние первой The Last of Us, и, скажем, «Повелителя мух»). Но на что «Полуостров» точно ни капли похож, так это на «Поезд в Пусан».

Вообще, это скорее кино противоположное своему предшественнику — и по форме, и по интонации, и по режиссёрскому методу. «Поезд в Пусан» был камерным, структурно и архитектурно простым, не отвлекающимся на лишнюю драму экшеном с выдающейся хореографией боёв в закрытом пространстве. «Полуостров» пытается брать масштабами, впечатляющими погонями и перестрелками, а сценарий тут полон сверхдраматичных сцен.

И в самом таком подходе нет ничего ужасного — наоборот, классно, что Ён Сан-хо тестирует на прочность свой режиссёрский диапазон, способность раз за разом находить новые способы рассказать об одном и том же мире. Плохо, что в этот раз его амбиции врезались в банальное отсутствие технической подготовки.

Если нарративно «Полуостров» — кино вполне дееспособное, хоть и с откровенным перегибами в плане длинных слёзовыжимательных моментов, то визуально здесь всё очень грустно. Все главные экшен-сцены в фильме — это погони почти что в духе «Воина дороги». Вот только ни одного живого трюка и взрыва здесь нет — всё нарисовано на компьютере, причём CGI в «Полуострове» отстал где-то лет на 20.

Особенно смешно, что у нас в стране фильм сейчас собираются прокатывать в IMAX и позиционируют как главную причину вернуться в кинотеатры с супербольшими экранами. В таких масштабах все визуальные огрехи «Полуострова», естественно, видны ещё сильнее — чтобы их не замечать, картину, напротив, стоило бы показывать на смартфонах.

В трейлере сцены с машинами показывают мимолётом, но заметить слабую анимацию всё равно можно

Фильм Ён Сан-хо — отличный пример того, как хорошую идею и неглупый, в общем-то, сценарий можно загубить ужасной технической реализацией. У «Полуострова» были все шансы стать крутым постапокалиптическим блокбастером, но выглядит он дешёвой «бэшкой» — что вдвойне удивительно, учитывая высокий уровень исполнения «Поезда в Пусан».

Думается, это не последняя попытка режиссёра расширить свою киновселенную и попробовать себя в новых жанрах внутри одного сеттинга. Тем более, что у себя на родине «Полуостров» уже окупился, собрав 30 миллионов долларов при бюджете в 16. Хочется лишь надеяться, что в следующий раз Ён Сан-хо сможет позволить себе воплотить все амбициозные идеи. Или хотя бы сделает их менее амбициозными.

 

Источник

Читайте также