Подростковые антиутопии — взлет и падение

На протяжении всей истории кинематографа постоянно выделялся какой-нибудь доминирующий жанр в рамках пяти лет, десяти, а иногда даже пятнадцати. Но это не значит, что в эти годы не существовало более скромного тренда ещё и на поджанр. Подобный тренды могли существовать всего 3-4 года, после чего сгинуть на много лет.
К примеру, после большого успеха, Челюсти Голливуд завалили разным опасным зверьём. А после успеха “Основного инстинкта” все студии дружно навалились на эротические триллеры. Суть в том, что жанр фильмов ужасов или триллеров никуда не исчезает, а вот подобные узкие направления после своего пика становятся редким гостем на больших экранах.
Нечто подобное произошло из жанром отъевшихся “подростков против апокалипсиса.”
Сейчас нам как раз готовят спин-офф “Голодных игр”. Восхождение к власти Дональда Сазерленда только без Дональда Сазерленда. Интересно же узнать, как Дональд довёл мир до настолько плачевного состояния, что местные революционеры, опухшие от постоянного недоедания, организовали восстание. В наши дни такое направление редкий гость, но всего 7-8 лет назад по количеству выпускаемых фильмов за год они могли соперничать даже с комиксами. Сегодня хотелось бы вспомнить именно о взлёте и падении подростковых антиутопий.

Ну а начать очевидно необходимо с того фильма, чей успех запустил в Голливуде моду на данное направление апокалипсиса, речь о Голодных играх.

В основе серии романы Сьюзан Коллинз, написаны они были в конце нулевых и сразу стали бестселлерами. Голливуд за подобными достижениями пристально следит, так что права были мгновенно куплены и уже в 2011 году на основе первого романа пообещали сделать кино. Титульная актриса обычно официально заявляет, что Дженнифер Лоуренс отказывалась сниматься в этом фильме из-за того, что она была талантливая актрисой с номинацией, а здесь ей предлагали какую-то ерунду.

Эти заявления, правда, не сильно стыкуются с отказами от кучи проектов вроде того же “особо опасный”, на который Лоуренс уже была подписана и, естественно, с кучей актрис, которых она обошла на прослушивание. За эту роль Лоренс получила 500.000 долларов.
Постановщик “Плезантвиля” и “Фаворита” Гэри Рост тоже оказался здесь “случайно”, он аналогично работать над такой ерундой не хотел, но его убедили собственные дети, которые были в восторге от книги.
Студия выделила на фильм 75 млн долларов, на тот момент для неё это был крупнейший в истории бюджет. Позднее из-за небольших пересъёмок он увеличится до 78 млн. Каких-то нехороших слухов о тестовых показах здесь нет, так что возможно студия просто пересняла какой-то эпизод или расширила уже имевший.
Предварительные продажи билетов на “Голодные игры” побили в США рекорд, установленный вторым фильмом по франшизе ЗВ, то есть ажиотаж был сумасшедший. Подкрепляли его и отличные рецензии от критиков, чья средняя оценка фильма даже сейчас выше средней оценки обычных зрителей. Всё это не могло не сказаться на результате, в свой первый уикенд в американских кинотеатрах голодные игры взяли 151 млн. Это был третий результат в истории.

В том же году, правда, его дважды подвинули “Первый мститель” и “Тёмной рыцарь”. Под каток голодных игр попали “Белоснежка имеет гномов”:) и Гнев титанов. Оба фильма в прокате выступили посредственно, а студия Lionsgate стала первой студией, не входящей в большую шестёрку, которая по итогам американского проката смогла взять со своим фильмом больше 400 млн долларов в США. Голодные игры взяли 480 млн и ещё 286 принёс остальной мир. Не удивительно, что все вокруг немедленно захотели свои «голодные игры».

И голливудские студии бросили скупать все книги, в которых было нечто похожее. Один за одним в работу уходили разные фильмы, где подростки давали отбор антиутопии. Однако в 2013 году, когда Lionsgate выдала вторую часть голодных игр, практически все конкуренты ещё не успели собрать свои фильмы. Так что в кинотеатрах “И вспыхнет пламя” конкуренции не ощущал.

Гэри Росс отказался вернуться в кресло режиссёра, обычно молва связывает это с его нежеланием собрать фильм всего за полтора года, что накладывало ряд ограничений на режиссёра..

Вместо него ко второй ленте подтянули Фрэнсиса Лоуренса, он когда-то снял фильм «Я, легенда» и вроде как разбирался в пост апокалипсисе. Потратили на вторую часть уже 130 млн, а Дженнифер Лоуренс за это кино получила 10 млн долларов. В прокате фильм ждал ещё больше успех.
Дома “И вспыхнет пламя” стал самым кассовым фильмом года, собрав 424 млн, а вот в остальном мире лента смогла взять лишь восьмое место, собрав 440. Первое место заняла картина “Холодное сердце”, которая дома взяла 400 млн. А в остальном мире ещё 880.
Считается, что «И вспыхнет пламя» был самый кассовый постапокалиптический фильм, а заодно он и самый кассовый в жанре подростковой антиутопии.

Плюс — это первый фильм со времён “изгоняющего дьявола”, который взял по итогам года первое место в США и при этом главная роль в нём была у женщины.
Единственным фильмом конкурентов в 2013, который тоже часто относят к данному жанру, была “Гостья”.

В основе её роман Стефани Майер. Той самой, которой весь мир благодарен за “Сумерки”. Из-за этого момента и считали, что “Гостья” — это гарантированный хит. Реальность, правда, оказалась более суровой — фильм не вызвал никакого интереса и при бюджете в 40 млн смог собрать в мировом прокате только 63. А вот уже в 2014 голодным играм подвезли целый выводок прямых конкурентов.
Первым из них до кинотеатров в самом начале года добрался Дивергент.

Снова невероятный бестселлер, который написала двадцатилетняя на тот момент Вероника Рот. Чтобы у неё было какое-то отличие, Вероника поделила свою утопию на фракции.
Благодаря этому разделению удалось победить: засуху, каннибализм, прийти к светлому будущему, где все фракции друг друга люто ненавидят, но светлому будущему это не мешает. Фракции, естественно, отличаются друг от друга. Одни носят потасканные тряпки до земли, вторые улыбки от уха до уха, бесстрашные кожаные портки и ещё они бегают.
Бегают они везде, потому что они бесстрашные. С поезда они не сходят, как нормальные люди, а выпрыгивают. И запрыгивают в него. Бегая по улицам, они прыгают по мостам и деревьям, ломают себе шеи, а все прочие фракции смотрят на это с восторгом, потому что поражены таким бесстрашием.
Всё это выглядит так здорово, что голодные игры на их фоне смотрятся вполне сносной утопией со своим разделением на голодающие дистрикты. Дивергент — это тоже фильм студии Lionsgate. Точнее, начинала работать над картиной студия Саммит, но уже по ходу работы она была куплена компанией Lionsgate. Так что был момент когда Lionsgate чуть не приватизировала жанр подростковой антиутопии.
На Дивергента выделили 85 млн, возможно, из-за этого у Дивергента и Голодных игр есть ещё одно отличие. Его, правда, не видно, но оно есть. Автор уверяет, что за пару месяцев до съёмок заперли всех актёров на военной базе, где они должны были изо всех сил тренироваться. В Голодных играх на такой базе заперли только Александра Людвика, у которого полторы минуты экранного времени. Вероятно, все остальные не нуждались ни в какой подготовке.
Поставил Дивергента Нил Бёргер, ответственный за “Области тьмы” и “Иллюзионистов”. С подбором актёров никаких проблем не было, все видели, что в прокате творят голодные игры, а потому в новую подростковую антиутопию выстраивалась очередь. Внедрился в кино даже Джейк Кортни, но жанр был на таком взлёте, что подобное обстоятельства не смогло ему сразу повредить.
Дивергент при бюджете 85 млн собрал 288 млн долл., что, естественно, не результат Голодных игр, но тоже вполне неплохо. Так что вторую часть здесь быстро объявили.
За Дивергентом в кинотеатры приехал “Посвящённый”.

Отличие этого фильма от большинства прочих антиутопий в том, что книга, которая легла в основу ленты, была написана ещё в начале девяностых, особого фурора не было, но её отметили на нескольких литературных премиях.

И когда неожиданно объявилась вся эта мода на всепобеждающих подростков, почти все известные книжки нулевых и десятых сразу же раскупили и компания golden media осталась ни с чем. Тогда-то она и решила посмотреть в прошлое и найти там нечто похожее. Найден был “Посвящённый”.
Год выпуска книги оправдывает сильная схожесть материала с тем же Дивергентом или Эквилибром, но оправдывает не в глазах зрителя. Утопия в фильме представлена таким миром людей, которые отказались от своего прошлого и части эмоций ради светлого. Будущего без войн, страданий и прочих радостей жизни. Каждый член общества теперь к чему-то предрасположен и по достижению определённого возраста ему об этом сообщают. В четырнадцатом году всё это, конечно же, смотрелось очень неожиданно.
Кроме без сомнения талантливых молодых актёров здесь подвезли и маститых. Например, Джефа который с некоторых пор перестал читать сценарий которые ему предлагают и снимается во всём подряд. Вместе с ним в кадр заехала и Мэрил Стрип, которая, как и Джефф, просто отбывала номер. Позднее многие молодые актёры рассказывали, что они бы никогда здесь не оказались, но за шанс побегать рядом с легендами они готовы были сняться в чём угодно, даже в “Посвящённый”. Несмотря на большое количество известных актёров, все работали за светлое будущее, но при 66 млн кассовых сборах студия просто побоялась выпускать вторую часть, которая бы уже стоила дороже, но могла оказаться совсем никому не нужна.

Всего через месяц после «Посвящённого» в прокат заехал «Бегущий в лабиринте».

Вот его успех в принципе сравним с голодными играми, если принять во внимание гораздо меньшей бюджет. Потратили на него всего 35 млн долларов.

Это небольшое кино должно было попасть в прокат в феврале 2014, но случились тестовые показы, после которых над постановщиком сгустились тучки.

Уэсс Болл попал в Голливуд через короткометражку «Руины», её хотели превратить в большое кино.

Но сперва дали постановщику возможность доказать свои таланты. В ‘ Бегущим в лабиринте» он эти таланты видимо продемонстрировал. Премьеру после провалившихся тестовых показов перенесли на сентябрь 2014, а самого Болла отправили на пересъёмки. Досьемки превратили бюджет фильмов в 35 млн, первоначально он должен был стоить как «Посвящённый» 25 млн. Что там было такого ужасного на первых тестовых показах, неизвестно. Но следующие после ремонта прошли уже отлично и, заехав в кинотеатры, фильм взорвал прокат.

Собрал бегущий в лабиринте 348 млн долларов, а Бол был немедленно назначен талантом и в работу ушло продолжение.

В ноябре четырнадцатого приехал третий фильм во франшизе голодные игры под названием Сойка-пересмешница.

Первоначально должно было быть одно кино, так как романа три, но когда над фильмом стали работать, неожиданно оказалось, что он требует разделения на две части, так как материала невероятно много.

Потратили на такое кино 285 млн, но когда его разделили, решено было, что первая его половина обошлась в 125 млн..

В третьих голодных играх, которые не предусматривались сериями во время написания первой книги, как многие знают, в первых фильмах всё восстание было митингом. Где люди поднимали руки вверх и изображали своими пальцами какие-то знаки, за которые самым усердным били по заднице, а иногда стреляли в голову.

Но в третьей части внезапно оказалось, что у подполья есть свой президент, своя верхушка борцов за справедливости, даже тайная база, размеру и функционалу который обзавидовался бы любой Пентагон.

Всё это привело к рухнувшим оценкам зрителей и критиков, однако на итоговом результате сказалось не сильно. При бюджете в 125 млн первая Сойка-пересмешница взяла 755 млн.

2015 год стартовал снова с Дивергента, который превратился в Инсургента. Здесь множество проблем авторам доставил Майлз Теллер.

Во время съёмок первой ленты он был никому не нужным Майлзом Теллером, а уже перед съёмками второй части у него появилось одержимость, которую носили на руках и чем-нибудь обязательно награждали.

Подписавшийся на три фильма, он вдруг захотел уйти, но сделать ему это не позволили. Так что он включил Эдварда Нортона и стал кривляться в кадре из-за всех сил.

Говорят, на площадке часто вспыхивали скандалы с этим связаные, но талантливый актёр продолжал истерить.

Инсургент интересен в первую очередь тем, что здесь большую часть удивительных эпизодов вроде мистической коробки с карандашами вела студия, в книге никакой коробки нет.

В целом считается, что Инсургент скорее фильм по мотивам, а не экранизации, из-за чего на него по выходу накинулись критики и все фанаты оригинальной книжной серии. Создатели уверяли, что они просто собирались придать ленте динамики, ну а дальше всё как в тумане.

Бюджет 110 млн и сборы в 297 уже не выглядели большим успехом, но всё-таки это неплохие показатели. Так что заказ на третью часть от студии продюсерам поступил.

Второй Бегущий в лабиринте уже обошёлся в 61 млн.

Что самое забавное, так это решение авторов вытащить главных героев из лабиринта. Вроде того, что очередное испытание в замкнутом пространстве зрителя начнёт утомлять.

С кассовыми показателями здесь всё неплохо, в прокате фильм собрал 312 млн. Но это было меньше, чем у первого фильма при вдвое большем бюджете.

Под конец года в прокат приехала вторая сойка пересмешница и её сборы снова просели относительно предыдущего фильм. На этот раз на 100 млн, в прокате 160 миллионный фильм собрал 653 млн долларов.

Это всё равно очень неплохо, но уже далеко от успеха той же второй части, плюс старт в американском прокате был худшим за всю серию.

Рядом с сойкой за зрителя должен был побороться фильм «Равные». В нём хотели позаигрывать жанром Кристен Стюарт и Николас Холл.

«Равными» собирались показать всем, что подобные фильмы можно собирать не только для попкорна, с ними можно рассчитывать и на какие-нибудь награды Так что Равных в конце пятнадцатого повезли по разным кинофестивалям вроде Торонто и Венеции. Но критики выдавали посредственные оценки, а многие зрители старались быстрее покинуть кинотеатр. Так что картину быстро сняли с показов. В шестнадцатом её попытались выпустить на нескольких рынках, но в кино никто не пошёл. В США и в большинстве стран мира она уже ушла сразу на носители. Собрать удалось всего 2 миллиона при бюджете в 16. Пока в прокате тонули Равные, туда же приехал третий Дивергент.

Роман, который лёг в основу фильма, ловко разбили на две части, вот только в отличие от голодных игр, снимали фильмы не подряд, работу над четвёртой лентой предполагалось начать, когда третья всех победит.

Всего 179 млн при бюджете 110 и, естественно, старт работ над финалом истории сразу заморозили.

Из-за шума, который подняли поклонники серии, студия первоначально пообещала выпустить четвёртую картину с меньшим бюджетом, потом эта картина с меньшим бюджетом плавно превратилась в идею сериала.

Здесь уже в позу стала титульная актриса Шейлин Вудли.

В сериале она играть отказалась, из проекта ушла, после чего сериал был отменён. Так что Дивергент просто остался без своего финала.

Совсем рядом с этой парой неудачников в кинотеатре завезли и Хлою Грейс Морец с фильмом Пятая волна.

Это ещё одна книжная трилогия про подростковый апокалипсис.

Здесь апокалипсисы приходили волнами, от которых отбивалась главная героиня. Потратили на пятую волну 40 млн долларов, все замечали падение интересов к подростковым антиутопиям и отказывались сниматься в чём-то подобном. Авторам пятой волны отказали Вига Мортон и Джессика. Критики кино просто разорвали. Зритель, увидев такое кино, не остался в стороне, выдав ему средние оценки в 5 баллов из десяти. Собрать студии sony удалось всего 109 млн.. Всю трилогию сразу отменили.
После всех этих неудач голливудские студии бросились отменять проекты, сильно замедлился процесс производства «Поступи Хаоса», права на которых купили в 2011 году и в 2017 уже собирались выдать мощное кино. Его правда всё-таки соберут в 2021, где оно спокойно и провалится.

В самом начале семнадцатого года в прокат хотел попасть третий «бегущий в лабиринте», он должен был поставить жирную точку в жанре так как кроме него и тлеющей «Поступи Хаоса» всё было отменено.

Но в самом начале съёмочного процесса, исполнитель главной роли, желавший исполнять все трюки лично, упал под колёса автомобиля съёмочной группы, в результате чего актёр поломался во многих местах, от его лица практически ничего не осталось. Съемки пришлось остановить сперва на пару месяцев, а потом ещё на несколько месяцев, так как приходил в себя Брайан после кучи операции очень медленно. Основная проблема была с лицом, которое как сообщает ему восстанавливали по кускам, были раздроблены кости черепа.

Так что в прокат кино попало лишь в 2018 и в целом выступил фильм не так плохо, если не обращать внимание на низкие оценки и критиков и зрителей. При бюджете в 62 млн собрал фильм 288.

За следующие четыре года жанр практически полностью исчез из кинотеатр, вспомнить можно лишь упоминавшийся проблемный «Поступь Хаоса»

при бюджете в 125 млн собрал целых 26 млн долларов.

И вот в 2023 году нам обещают дорогостоящие возвращения на большие экраны голодных игр. Это будет модный нынче приквелл под названием «Баллада о змеях и птицах». Возможно, его успех возродит проекты, которые они забросили на дальнюю полку 16 и 17 годах.

Посмотрим. Или не будем смотреть:)
Текст и скрины любовно стенографированы с канала GreenGras.

 

Источник

Читайте также